Избирательная система. Референдум

Понятие и социально-политическое значение гражданства.

Отношения, связанные с гражданством в Республике Беларусь, регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 1.08.2002г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» и другим законодательством. Согласно Конституции гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом (ст.10).

Закон «О гражданстве Республики Беларусь» определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, регламентирует основания и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, определяет особые случаи изменения и сохранения гражданства, устанавливает компетенцию государственных органов, а также права и обязанности граждан Республики Беларусь в данной области.

В соответствии со ст.1 Закона гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданами Республики Беларусь являются:

♦лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь;

♦лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь.

Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.

Согласно Закону, проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.

В соответствии со ст.12 Закона, гражданство Республики Беларусь приобретается:

1. По рождению белорусский закон признает как «принцип крови» (гражданство родителей), так и «принцип почвы» (место рождения) (ст.13 Закона).

2. В результате приема в гражданство Республики Беларусь (натурализация) (ст.14 Закона).

3. В порядке регистрации (ст.15 Закона).

4. По иным основаниям – (глава 5 Закона).

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

выхода из гражданства (ст.18 Закона).

утраты гражданства Республики Беларусь (ст.19 Закона).

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

Правовую основу избирательной системы, референдума в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь (раздел III), Избирательный кодекс Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и иные акты законодательства Республики Беларусь.

В основу избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых (или косвенных), равных и тайных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет (не участвуют признанные судом недееспособные, содержащиеся в местах лишения свободы, содержащиеся под стражей) (ст.64 Конституции). Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать (ст.65). Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов (ст.66). Прямые выборы – когда кандидаты избираются гражданами непосредственно (ст.67). Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (ст.68).

Активное избирательное право (прямое или косвенное) – это право граждан избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, т.е. право быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

Избирательная система – способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

Выделяют 3 вида избирательных систем: 1) мажоритарную; 2) пропорциональную и 3) смешанную.

I.В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

1.Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50%+1 голос. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов в первом туре, то проводится 2-й тур. Во 2-й тур выходят 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались состоявшимися, в них должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей данного округа.

2.Мажоритарная система относительного большинства. Кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается только один депутат. Если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. Победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам (Великобритания, США).

В Республике Беларусь выборы проходят по мажоритарной избирательной системе.

II.Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями, в соответствии с числом поданных за них голосов. От избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.

Партийные списки могут быть:

- закрытые или жесткие – избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если в списке 10 кандидатур, а партия выиграла 4 места, то депутатами станут 4 первых кандидата списка (Испания, Греция, Португалия, Израиль);

- открытые списки – избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой (Италия);

- полужесткие списки – первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций (Австрия, Дания);

- смешанные – избиратели голосуют за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам (Швейцария).

III.Смешанная избирательная система соединяет в себе мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. При ней одна половина депутатов парламента избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. Выборы проходят в один тур (в России, Германии).

Согласно ст.111 Избирательного кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Референдум относится к форме прямой или непосредственной демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного депутата, а решению какого-либо вопроса.

Проведение референдумов в Республике Беларусь регулируется главой 2 Конституции и разделом 7 Избирательного кодекса. Согласно ст.74 Конституции республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

На республиканский референдум запрещается выносить следующие вопросы (п.3 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь):

♦которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

♦связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

♦о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

♦об амнистии и о помиловании.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории (ст.75 Конституции).

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: