Следственные и согласительные комиссии

Добрые услуги и посредничество

Мирные переговоры и консультации

Мирные переговоры и консультации – институт МП, который может использоваться как средство разрешения м/н споров, так и в качестве средства решения любых межгосударственных вопросов.

Мирные переговоры и консультации как средства разрешения спора подразделяются на обязательные и факультативные.

Обязательные мирные переговоры и консультации – те, которые проводятся на основании императивной нормы МП.

Факультативные переговоры или консультации – проводятся на основании диспозитивной нормы м/н договора.

Переговоры и консультации – оперативное средство разрешения спора.

Переговоры и консультации могут проводиться без участия 3 стороны.

Третья сторона может привлекаться к разрешению спора только по необходимости.

Третей стороной могут быть государства, м/н организации или иностранные эксперты.

Переговоры и консультации часто не разрешают спор по существу.

Мирные переговоры и консультации могут использоваться как этап к подготовке к применению других средств разрешения спора или как часть другого средства разрешения спора.

Данный институт не относится к эффективным средствам разрешения спора.

Это институты МП.

Добрые услуги возникли раньше, чем посредничество.

Добрые услуги характеризуются тем, что их оказывает субъект, который сам предложил помощь в разрешении м/н спора.

Субъект, который оказывает добрые услуги, не может сам разрабатывать варианты решения спора.

Посредничество осуществляется субъектом, который выбирается или назначается сторонами.

В настоящее время допускается, то, что посредником может быть субъект, который сам предложил свои услуги в качестве посредника.

Посредник может предлагать свой вариант решения спора. Также он может назначить дату проведения переговоров и консультаций.

Следственные и согласительные комиссии как институт МП возникли на рубеже 17-18 вв.

Первый многосторонний м/н договор, в котором они упоминаются Гаагская конвенция о мирном разрешении м/н столкновений 1907 г.

Следственные и согласительные комиссии представляют собой группы экспертов. Следственные комиссии расследуют причины возникновения спора. Согласительные комиссии разрабатывают варианты разрешения спора.

Каждая сторона спора может назначить 2 экспертов.

Только 1 из этих экспертов может быть гражданином стороны спора.

Эксперты берутся из списка постоянной палаты третейского суда.

Эксперты выбирают сами председателя комиссии.

Комиссия может рассматривать только те вопросы и те факты, которые были переданы им на рассмотрение им сторонами.

Если эксперты считают, что переданных им фактов недостаточно для решения дела, они обращаются к сторонам с просьбой предоставить с просьбой предоставить на их рассмотрение и другие факты. Если стороны согласны, то в договор вносятся изменения. Все вопросы решаются большинством. Голос председателя является решающим.

Решения следственных и согласительных комиссий носят рекомендательный характер.

5. Разрешение м/н споров органами м/н организаций

Генеральная ассамблея ООН.

ГА рассматривает споры по инициативе их сторон.

Все стороны должны быть членами ООН.

Решение ГА носит рекомендательный характер.

ГА может передать спор Совету Безопасности ООН. СБ ООН рассматривает споры по инициативе их сторон по просьбе ГА или по своему усмотрению, если по мнению большинства членов СБ продолжение спора может привести к вооруженному конфликту.

СБ может давать рекомендации по разрешению спора.

СБ может принять обязательное для сторон решение, санкции к сторонам спора, если его решение не выполняется и санкции предусмотрены уставом ООН.

Разрешение м/н споров органами м/н организаций – один из самых новых институтов МП.

Генеральный секретарь ООН, так же как и высшие д/л других м/н организаций могут участвовать в разрешении м/н споров.

6. Разрешение м/н споров м/д судебными органами

Существует несколько видов м/н судебных органов:

1. органы, которые рассматривают только межгосударственные споры (МС ООН, арбитражные и третейские м/н суды),

2. органы, которые рассматривают споры между различными субъектами МП,

3. суды, которые рассматривают споры м/д субъектами МП с одной стороны и ФЛ и ЮЛ с другой стороны (ЕСПЧ, суды, рассматривающие трудовые споры между м/н организаций и ее служащих).

Во всех м/н судебных органах рассмотрение дела проходит в 2 этапа: письменная (предоставление документов) и устная (рассмотрение дела по существу).

Вынесение решения происходит в совещательной комнате, в закрытом помещении, большинством голосов, голос председателя является решающим. Решение является окончательным, обжалованию не подлежит и может быть пересмотрено только по вновь открывшимся обстоятельствам.

Инициирование рассмотрение дела судом – инитификация.

М/н арбитражные или третейские суды делятся на 3 группы:

1. полупостоянные – те, которые существуют на основании договора и собираются сессионно,

2. временные – действуют на протяжении определенного периода времени,

3. единовременные – для рассмотрения данного конкретного дела.

Стороны сами назначают арбитров или третейских судей.

Если стороны не могут сами выбрать арбитражных судей, то это делает Генеральный секретарь ООН. Судьи выбираются из списка постоянной палаты третейского суда.

Стороны сами согласуют процедуру рассмотрения дела.

Официальный язык судопроизводства назначается сторонами. Все заседания арбитражных судов являются закрытыми. Сторонами сами несут все расходы, связанные с деятельностью суда.

Сами арбитражные суды могут создаваться на основании договора, либо на основе нормы договора, либо на основе третейской записи.

Арбитражные судьи выбирают сами председателя (супер-арбитр).

Решение является окончательны и обязательным для сторон и обжалованию не подлежит. Возможен пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

М/н арбитраж или третейский суд является одним из основных средств разрешения споров на основании Гаагской конвенции 1907 г.

Рассмотрение споров м/н судебными органами является одним из самых эффективных средств разрешения спора.


Тема: Право вооруженных конфликтов

1. Право вооруженных конфликтов: понятие, система и объект регулирования

Собственно, гуманитарное право о защите жертв войны – явление сравнительно новое, его возникновение связано с достижением определенного уровня развития человеческой цивилизации. Первая конвенция о защите раненных и больных была принята в Женеве в 1864 г.

В ней было установлено, что помощь должна оказываться всем раненным военным как своим, так и неприятеля. Используемые для оказания помощи раненным медицинские учреждения и их персонал пользуется покровительством независимо от того, кому они принадлежат.

Этой же конвенцией был установлен знак для обозначения медицинских учреждений, транспорта, персонала – красный крест на белом поле.

Петербургская декларация 1868 г. провозгласила принцип, согласно которому воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе нанесения вреда противнику и указала на наличие границ, в которых потребности войны должны остановится перед принципами человеколюбия.

Формирование норм МГП с самого начала было связано с движением красного креста. Национальные общества красного креста начали создаваться во многих странах во время подготовки к Женевской конференции 1864. В 1867 состоялась первая конференция МКК. В 1899 г. были приняты Гаагские конвенции о законах и обычаях войны. В них определенное место занимали нормы о режиме раненных и больных воинов. В 1906 г. была заключена Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях. Она установила, что раненные и больные войны противника после выздоровления должны рассматриваться как военнопленные. Людские потери после 1 мировой войны стимулировали развитие общественного движения в защиту жертв войны. Это выразилось в расширении деятельности обществ красного креста и красного полумесяца.

В 1919 г. образовалась лига обществ красного креста, членами которой стали национальные общества. Её задача – обеспечить сотрудничество национальных обществ в мирное время. В военное время главная роль отводилась международному комитету красного креста, состоявшего из швейцарских граждан.

Применение в 1 мировой войне средств массового поражения, таких как отравляющие газы, породило борьбу за их запрещение. В 1925 г. в Женеве был подписан протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов или бактериологических средств. Однако они долгое время не ратифицировались.

Идея развития МГП нашла свое позитивное развитие в женевских конвенциях 1949 г. о защите жертв войны. Эти конвенции впервые отразили все категории жертв войны:

- раненных и больных в действующих армиях,

- больных и лиц, потерпевших кораблекрушение на море,

- военнопленных,

- гражданского населения.

Женевские конвенции не только обеспечили более высокий уровень развития, но и расширили сферу действия гуманитарного права, но и распространили свое действие на гражданское населения, находящегося во власти неприятеля.

Важным для формирования ППК явилось распространение защиты на вооруженные конфликты, не носящие м/н характер.

Особый вклад в это внесла дипломатическая конференция по вопросу о подтверждении и развитии МГП 1974 г., в рамках которой были приняты 2 протокола: касающихся м/н вооруженного конфликта или вооруженного конфликта немеждународного характера.

При этом неосновательная борьба ее квалифицировался как вооруженных конфликт м/н характера.

Серьезным успехом м/н правового развития ППК явилось заключение конвенций, запрещающих использовать некоторые средства массового поражения отдельных видов вооружения. Например, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического, токсикологического оружия и его уничтожения 1972 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие 1970 г.

В годы 2 мировой войны были сформулированы основное положения об ответственности за военные преступления. Для суда над военными преступниками были созданы м/н военные трибуналы.

В отношения понятия ПВК до сих пор ведутся споры. Наибольшее распространение получило МГП. Все нормы ПВК направлены на гуманизацию военные действия.

ПВК – отрасль МП, призванное регулировать ведение военных действий в ходе м/н и нем/н вооруженных конфликтов и обеспечить защиту жертв войны.

ПВК преследует цели ограничения военных действий и обеспечение прав человека в ходе военных действий, что соответствует основным целям и принципам МП.

Ограничение вооруженных конфликтов, усиление контроля над ними препятствует развитию конфликта и облегчает его урегулирование.

Следует отметить, что МП не содержит абсолютного запрета на применении вооруженной силы. Противоправно применение вооруженной силы каким-либо образом, не совместимым с целями ООН.

Военные действия в порядке осуществления права на самозащиту, самооборону, а также принимаемые по решению совета безопасности ООН вооруженная борьба против национального или социального угнетения являются законными действиями и не могут не регулироваться соответствующими м/н правовыми нормами.

Система ПВК состоит из 2 подотраслей. Нормы одной регулируют отношения между воюющими сторонами – государствами, а нормы другой – отношения между воюющими сторонами и ФЛ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: