Принципы и режимы МЭП

Понятие, источники и субъекты МЭП. Теория расщепления государственного суверенитета

МЭП – отрасль МП, нормы и принципы которой регулируют отношения государств в экономической сфере.

Объектом правового регулирования выступают 2 вида отношений:

- экономические отношения м/д субъектами МП,

- отношения м/д субъектами МП и ФЛ и ЮЛ, выступающими в качестве субъектов МЭП.

Субъектами МЭП являются субъекты м/н публичного права. ФЛ и ЮЛ являются субъектами отдельных правоотношений, регулируемых МЭП.

Согласно теории расщепления государственного суверенитета: если государства участвуют в м/н экономических отношениях с участием только субъектов МП, то за ним сохраняются все права, присущие суверенитету. В случае, если участниками этих отношений являются ФЛ и ЮЛ происходит расщепление государственного суверенитета, т.е. государства не обладают в этих отношениях иммунитетом от исков, от ЮЛ и ФЛ.

Принципы МЭП – это отраслевые принципы, применяемые только в м/н экономических отношениях.

Ряд принципов МЭП носит конвенционный характер, т.е. они распространяются только на тех субъектов МП, которые являются участниками соответствующей конвенции.

1. принцип предоставления национального режима и ему соответствует национальный режим. Принцип предоставления национального режима означает, что иностранное ЮЛ и ФЛ уравнивается в основных экономических правах с собственными гражданами государства. Национальный режим устанавливается на основании национального законодательства.

2. принцип наибольшего благоприятствования и режим наибольшего благоприятствования. Такой режим предоставляется на основании м/н договора. На основании этого режима иностранным ЮЛ и ФЛ предоставляется больше экономических прав, чем ЮЛ и ФЛ других иностранных государств.

3. принцип предоставления внутри интеграционного режима внутри интеграционный режим, он существует только в рамках м/н экономических организаций. Внутри интеграционный режим означает, что для всех ФЛ и ЮЛ государств-участников м/н экономических организаций распространяется одинаковый объем экономических прав.

4. принцип предоставления префенциального режима префенциальный режим состоит в избирательном установлении прав и обязанностей в отношении ФЛ и ЮЛ.

5. принцип взаимной выгоды

Все м/н экономические договоры должны быть выгодными для всех их сторон. Если договор перестает быть выгодным для государства, оно может требовать изменения его условия, или расторжения м/н договора.

6. принцип экономической интеграции существует в рамках м/н экономических организаций. Принцип экономической интеграции нацелен на унификацию законодательства государств-участников м/н экономической организации для того, чтобы упростить экономические отношения.

7. принцип права экономического развития – касается государств 3 мира.

3. М/н экономические организации

Принципы ВТО:

1. равные права

Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам равные права.

2. взаимность

Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

3. прозрачность

Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

4. создание действующих обязательств

Обязательства по торговым тарифам стран, регулируемых в основном органами ВТО, а не взаимно отношениями м/д странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-либо стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсации в других странах.

5. защитные клапаны.

В некоторых случаях правительство может вводить торговые ограничения для защиты ОС или поддержки здравоохранения.

Структура ВТО:

- Министерская конференция, включает главы финансовых, торговых министерств стран-участников.

- генеральный директор

- генеральный совет

- совет по торговле и услугам

- орган по разрешению споров.

Основное соглашение в рамках ВТО – «генеральное соглашение по тарифам и торговле» 1947 г., Соглашение по созданию ВТО 1994 г.

М/н валютный фонд – является специализированным учреждением ООН. Он может предоставить кредиты государствам, может выдаваться определенный % предпринимателям.

Парижский клуб кредиторов- м/н пароорганизация (нет устава и структуры), могут выдавать кредиты государствам на развитие экономики.

Европейский банк реконструкции и развития находится в Лондоне и выдает кредиты преимущественно предпринимателю. Только 10 % выдаемых за год кредитов могут предоставляться государству и только на целевое использование (обычно это строительная инфраструктура).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: