Понятие, источники и субъекты МЭП. Теория расщепления государственного суверенитета
МЭП – отрасль МП, нормы и принципы которой регулируют отношения государств в экономической сфере.
Объектом правового регулирования выступают 2 вида отношений:
- экономические отношения м/д субъектами МП,
- отношения м/д субъектами МП и ФЛ и ЮЛ, выступающими в качестве субъектов МЭП.
Субъектами МЭП являются субъекты м/н публичного права. ФЛ и ЮЛ являются субъектами отдельных правоотношений, регулируемых МЭП.
Согласно теории расщепления государственного суверенитета: если государства участвуют в м/н экономических отношениях с участием только субъектов МП, то за ним сохраняются все права, присущие суверенитету. В случае, если участниками этих отношений являются ФЛ и ЮЛ происходит расщепление государственного суверенитета, т.е. государства не обладают в этих отношениях иммунитетом от исков, от ЮЛ и ФЛ.
Принципы МЭП – это отраслевые принципы, применяемые только в м/н экономических отношениях.
Ряд принципов МЭП носит конвенционный характер, т.е. они распространяются только на тех субъектов МП, которые являются участниками соответствующей конвенции.
1. принцип предоставления национального режима и ему соответствует национальный режим. Принцип предоставления национального режима означает, что иностранное ЮЛ и ФЛ уравнивается в основных экономических правах с собственными гражданами государства. Национальный режим устанавливается на основании национального законодательства.
2. принцип наибольшего благоприятствования и режим наибольшего благоприятствования. Такой режим предоставляется на основании м/н договора. На основании этого режима иностранным ЮЛ и ФЛ предоставляется больше экономических прав, чем ЮЛ и ФЛ других иностранных государств.
3. принцип предоставления внутри интеграционного режима внутри интеграционный режим, он существует только в рамках м/н экономических организаций. Внутри интеграционный режим означает, что для всех ФЛ и ЮЛ государств-участников м/н экономических организаций распространяется одинаковый объем экономических прав.
4. принцип предоставления префенциального режима префенциальный режим состоит в избирательном установлении прав и обязанностей в отношении ФЛ и ЮЛ.
5. принцип взаимной выгоды
Все м/н экономические договоры должны быть выгодными для всех их сторон. Если договор перестает быть выгодным для государства, оно может требовать изменения его условия, или расторжения м/н договора.
6. принцип экономической интеграции существует в рамках м/н экономических организаций. Принцип экономической интеграции нацелен на унификацию законодательства государств-участников м/н экономической организации для того, чтобы упростить экономические отношения.
7. принцип права экономического развития – касается государств 3 мира.
3. М/н экономические организации
Принципы ВТО:
1. равные права
Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам равные права.
2. взаимность
Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».
3. прозрачность
Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
4. создание действующих обязательств
Обязательства по торговым тарифам стран, регулируемых в основном органами ВТО, а не взаимно отношениями м/д странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-либо стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсации в других странах.
5. защитные клапаны.
В некоторых случаях правительство может вводить торговые ограничения для защиты ОС или поддержки здравоохранения.
Структура ВТО:
- Министерская конференция, включает главы финансовых, торговых министерств стран-участников.
- генеральный директор
- генеральный совет
- совет по торговле и услугам
- орган по разрешению споров.
Основное соглашение в рамках ВТО – «генеральное соглашение по тарифам и торговле» 1947 г., Соглашение по созданию ВТО 1994 г.
М/н валютный фонд – является специализированным учреждением ООН. Он может предоставить кредиты государствам, может выдаваться определенный % предпринимателям.
Парижский клуб кредиторов- м/н пароорганизация (нет устава и структуры), могут выдавать кредиты государствам на развитие экономики.
Европейский банк реконструкции и развития находится в Лондоне и выдает кредиты преимущественно предпринимателю. Только 10 % выдаемых за год кредитов могут предоставляться государству и только на целевое использование (обычно это строительная инфраструктура).