double arrow

Понятие коррупции и ее общественная опасность


Под коррупционнойпреступностьюпонимается совокупность преступлений коррупционного характера.

Коррупцияэто социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Коррупция – это умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ (ст. 1 Закона «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» 26 июня 1997 г.

Механизм коррупции– это:

♦двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях;




♦вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

♦активный подкуп служащих, связанный с одновременным сильным психическим воздействием на них (характерно для организованной преступности).

Коррупция является следствием как общих, так и специфических процессов детерминации преступности. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой.

При рассмотрении причин и условий коррупционной преступности необходимо отметить:

♦характеристику служебной среды;

♦характеристику служащих;

♦состояние социального контроля.

В служебной среде (условиях службы) обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:

Невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям.

Тип управления. При ситуативном управлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтому здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативном управлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила.



Социально-психологическая обстановка. Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением является фактором формирования криминальной мотивации.

В характеристике самих служащих,совершающих коррупционные преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость проявляется при инициативном подкупе. Говоря о социальной среде, окружающей личность, следует отметить:

♦наличие в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет коррупционной и иной криминальной деятельности;

♦материально обеспеченный уровень жизни личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем;

♦наличие дорогостоящих привычек, интересов и т. д.

Социальный контроль должен носить упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нсреагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных - это составляющие причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию.

В плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание и приумножение криминальных капиталов.



При специальном предупреждении коррупции важны следующие меры:

1. установление такого материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

2. повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих, за кадровой политикой;

3. обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью;

4. введение режима служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности;

5. производство всех выплат из бюджетной системы только на основе закона и т. д.

Организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

-постоянном анализе изменений коррупции и ее причин;

-определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

-основе закона, а не подзаконных актов;

-разработке целевых программ борьбы с коррупцией;

-специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

-использовании помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;

-систематической оценке результатов работы и корректировке мер и др.

Государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, являются органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, а с коррупцией - также органы Комитета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции.

Государственным координирующим органом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией является Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.







Сейчас читают про: