Реформы в армии

При Петре изменилась система набора в армию — была введена рекрутская повинность, которая означала, что крестьяне и посадские люди должны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. Солдатам предстояло служить пожизненно. Русская армия становилась регулярной, т.е. формировалась из людей, для которых армейская служба превращалась в профессию. В странах Запада армии формировались за счет наемников из числа граждан и иностранцев. Российская армия с самого начала стала национальной, народной армией. В решающих битвах ее народность оказывалась важнейшим психологическим фактором. Люди шли в бой не за деньги, а защищая Родину. Обучение стало одной из важнейших черт существования петровской армии. Впервые в Европе он ввел систему полевой подготовки, заложив хорошую основу для будущих талантливых русских полководцев — Румянцева, Суворова, Кутузова, которые так готовили солдат, чтобы в бою армия несла наименьшие потери. На Западе на вооружении передовых армий вместо фитильных мушкетов появились кремневые фузеи со штыками — багинетами, ручные гранаты и многое другое.

Петр немедленно использовал эти нововведения. Как и на Западе, он ввел гренадерские полки — полки гранатометчиков. Был полностью обновлен артиллерийский парк. В середине 1720-х гг. в России числилось только в полевой артиллерии более 2500 пушек. Артиллерийскими орудиями оснащались кавалерийские части, легкими мортирами — пехота. Была ликвидирована дворянская конница и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки, вооруженные фузеями, пистолетами и саблями. Русская кавалерия во время боя атаковала неприятеля с саблями или палашами в руках, а после его конфузии наносила огневой удар. Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения — корпуса и конную армию. Им подмогой были иррегулярные кавалерийские части — казаки, калмыцкая и башкирская конницы.

В Европе существовало линейное построение войск: расположение и в атаке, и в обороне шеренгами, стрельба плутонгами (поочередно каждой шеренгой). В русской армии шеренги вели огонь с падением: выстрелив, первые шеренги падали на землю, стрельбу продолжали задние шеренги, затем передние поочередно вставали и били по наступавшему неприятелю, в то время как задние заряжали ружья. Так достигалась непрерывность стрельбы. Если в западных армиях штык предназначался для обороны, то Петр сделал его средством атаки. С тех пор штыковой удар стал одним из сильнейших боевых приемов русской армии.

В 1716 г. был издан «Устав воинский», вобравший в се-»>я лучшее из прежних воинских наставлений и отразивший изменившуюся организацию, тактику и систему обучения русской армии. Большое внимание в «Уставе...» уделялось морально-волевым качествам русского солдата. Заново создавался военно-морской флот. Ко времени окончания Северной войны только на Балтике Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, более 200 галер. К 1720-м гг. воды Каспийского моря бороздили около 300 военных судов. Петр ввел новшества в тактику морского боя: атаку легкими галерами линейных кораблей противника с по-следующим абордажем. Опыт создания русского флота был отражен в «Уставе морском», созданном при участии царя. Реформируя армию и создавая флот, Петр I все больше ориентировался на отечественные военные кадры. В Москве и Петербурге открылись артиллерийские и военно-инженерные школы. Появились школы для унтер-офицерского состава, мореходное училище, школа гардемаринов, Морская академия.

К началу 1720-х гг. русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами. Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и уволили тех, кто не выдержал его. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: