Финансовый контроль. Финансовый контроль выступает одним из направлений финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовый контроль выступает одним из направлений финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований. Его основным содержанием является проверка законности и целесооб­разности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуп­равления.

Направлениями контрольной деятельности в финансовой сфере являются:

1) проверка соблюдения действующего законодательства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ре­сурсов;

2) проверка выполнения финансовых обязательств перед государ­ством и органами местного самоуправления физическими и юри­дическими лицами;

3) проверка законности и целесообразности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, собственных и заемных ресур­сов предприятиями, учреждениями и организациями;

4) проверка правильности соблюдения расчетов наличными и безна­личными денежными средствами, хранения денежных средств юри­дическими лицами и гражданами-предпринимателями;

5) проверка соблюдения законодательства в сфере имущественного и личного страхования, рынка ценных бумаг, банковской деятель­ности;

6) оценка рациональности использования финансовых ресурсов, рен­табельности и других финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности и выявление резервов ее повышения;

7) предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере, применение мер ответственности к нарушителям.

В зависимости от правовой природы контрольных органов финан­совый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяй­ственный и независимый (аудиторский).

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти общей и специальной компетенции, выступает как общегосу­дарственный финансовый контроль. Контроль финансово-хозяй­ственной деятельности отдельных министерств и иных исполнитель­ных органов за подведомственными им предприятиями и учреждени­ями является ведомственным государственным финансовым конт­ролем.

По времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Предварительный, предшествующий проведению финансовых опе­раций, представляет собой проверку различных финансовых планов, смет, проектов образования и расходования фондов денежных средств и т.п.

Текущий, или оперативный, финансовый контроль проводится в процессе образования и расходования финансовых ресурсов, выпол­нения обязательств перед бюджетом, осуществления денежных рас­четов.

Последующий контроль направлен на проверку финансовой дея­тельности за истекший период, ее оценку с точки зрения законности и целевого использования финансовых ресурсов, полного и своевре­менного выполнения обязательств перед бюджетом и т.д.

Финансовый контроль может быть обязательным и инициатив­ным. Обязательный финансовый контроль проводится на основа­нии требований законодательства РФ (например, обязательный еже­годный аудиторский контроль открытых акционерных обществ) или по решению уполномоченных на то государственных органов (фи­нансовых, налоговых, правоохранительных). Инициативный контроль может проводиться по решению администрации предприятия, учреж­дения, организации.

На основе провозглашенного российской конституцией принципа разделения государственной власти на три самостоятельных ветви различают следующие виды государственного финансового контроля: президентский контроль, контроль органов законодательной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: