Формування історичко-психологічного підходу до психологічних явищ у радянський період розвитку психології

Наукова традиція досліджень ХІХ ст.

Тема 4. Історико-психологічний напрямок в російській психології

Устойчивая традиция гуманистического восприятия истории возникает в русской науке в Х1Х веке. В трудах П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, Н.И.Кареева, В.Н.Овсянико-Куликовского, П.А.Сорокина, Н.А.Бердяева, С.С.Корсакова, В.Х.Кандинского, А.Ф.Лазурского, В.М.Бехтерева поднимаются вопросы о психологической природе массовых социальных движений, об историческом своеобразии личности, о соотношении психологических и социальных законов, имеются оригинальные попытки использования психологических, социологических, философских и теологических моделей для описания и объяснения русской истории.

Принципиальными для историко-психологического подхода к психологических и социальным феноменам являются некоторые теоретические положения, сформулированные в работах этих ученых.

1. Социальные явления, продукты духовной и материальной деятельности, исторические события, массовые социальные движения рассматриваются как проявления психической деятельности их участников, как проявление их поведенческой активности. Соответственно, для понимания исторического процесса необходимо исследование массовой психологии, закономерностей массового социального поведения, осуществление психологического подход к социальным явлениям.

Идеи о психологических основах социальных изменений разрабатываются в трудах П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, Н.И.Кареева, которые рассматривают историю как результат действий отдельных личностей и народных масс, а не как безликий общественный процесс. По мнению историка и социолога Н.И.Кареева "исторический процесс осуществляется не иначе, как через человеческие действия, которые имеют свой источник в человеческих желаниях" (Введение в изучение социологии. 3 Изд. СПб., 1913, с.7).

Вопросы о психологических закономерностях общественного развития, о личности и ее роли в истории рождали споры в разных областях знаний, в том числе, в психологических кругах. Внимание русских психологов к проблемам социального поведения людей, к вопросам о психологических причинах массовых социальных движений в значительной мере было вызвано развитием революционного движения в России. Наиболее последовательно идея психологической обусловленности исторических действий разработана В.М.Бехтеревым, который рассматривал историю общества как "главным образом, историю коллективных человеческих деяний" (3, с.7). В его работах такая традиционная для историков проблематика, как массовые социально-политические и экономические движения, революции, восстания, войны квалифицируются в качестве групповых действий и становятся объектом психологического исследования. Интерпретация массовых социальных действий, имеющих историческое значение, согласно законам индивидуального поведения, означает, по сути, использование бихевиористской объяснительной модели. Наиболее ярко эта тенденция выражена в фундаментальном труде В.М.Бехтерева "Коллективная рефлексология" (1921 г.). Предметом изучения становятся психологические механизмы ("рефлексологическая подготовка") исторических явлений, которые не могли бы начаться без психологической подоплеки. Хотя в большинстве из 23 законов коллективной рефлексологии для объяснения исторических действий использованы психофизиологические, физические и механические модели, принципиально новым для изучения историко-психологических закономерностей являются приемы исследования исторических явлений и обнаружение некоторых психологических механизмов массовых действий.

2. Поведение субъекта исторического процесса (социальной группы, личности) в конкретно-исторической ситуации в значительной степени обусловлено предшествующим опытом, историей взаимодействия человека и общества, историей жизни субъекта. Это положение было сформулировано В.М.Бехтеревым как "Закон общественной наследственности", который связывает настоящую деятельность социальных коллективов с прошлым опытом, переданным через воспитание и традиции. "Закон общественной наследственности в своей основе включает в себя установление зависимых отношений между общественными событиями настоящего времени и прошлыми", - пишет В.М.Бехтерев, -"каждый социальный индивид имеет свою физиономию и свои личные особенности, которые передаются из поколения в поколение в качестве доминантных признаков (язык, религия, дух партийности, характер определенной среды, ее обычаев и привычек, коллективное выражение индивидуальных качеств коллектива) (3, с.288). По мнению В.М.Бехтерева общественный коллектив не может быть исследован без исторического освещения.

3. Проявления социальной активности людей рассматриваются в зависимости от исторических условий: для понимания массовых социальных движений необходимо выявлять не только социально-психологические, но и социальные, экономические, культурные и бытовые причины. Массовидные психологические явления, характеризующиеся сходством переживаемых психических состояний, социального поведения для некоторого множества членов общетсва, - типичный для психологических исследований Х1Х в. объект. Примером комплексного подхода, совмещающего психологический, социологический, исторический, этнический анализ к массовидным психологическим феноменам, являются исследований русских психиатров В.Х.Кандинского, А.А.Токарского, П.П.Якобия, Н.В.Краинского, посвященные проблеме психических эпидемий.

Речь идет о массовых невротических реакции и состояниях, которые могут распространяться в обществе (через действие механизма социально-психологического заражения) как массовые психические эпидемии. Понятие "массовые психические эпидемии" широко использовалось в психиатрии 19 века для обозначения "морального и интеллектуального движения масс, принимающего форму резкого душевного расстройства" (по определению известного отечественного психиатра В.Х.Кандинского в работе "Нервно-психический кантагий и душевные эпидемии" (1876).

В указанной работе рассматриваются такие "факты коллективного безумия", как эпидемии религиозного бреда (демономания, шабаши, ощущение своей греховности, доходящее до крайностей), теомания, пророчествование 16 -17 вв., мистицизм, вампиризм, бесоодержимость (14-15 вв.), тарантизм, анабализм, зооантропия (16 в.), конвульсионаризм - аскеза, самобичевание, припадки - 18 в., самобичевание (например, в 14 веке в Западной Европе распространяется движение "братья Христа", когда толпы до 10 тысяч человек, в течение 34 дней по 2 раза в день всенародно ударяли себя плетьми с железными остриями до крови, совершая "подвиг покаяния"), крестовые походы детей (например, в 1212 г. - около 30 тыс. детей из Франции и Германии отправляются в Палестину с хоругвиями и знаменами как юные крестоносцы, большая часть из них погибли в пути или попали в рабство), психопатические эпидемии (тарантелла, истерия, кликушество), сопровождающиеся судорожными припадками.

Ученые XIX века, обнаружившие сходство массовых реакций с невротическими проявлениями, выделили ряд характеризующих эти феномены отличительных признаков:

1) Психопатологическая "захваченность" состоянием, идеей, действием, которые неподконтрольны волевой регуляции, что указывает на невротическую природу явления. Например, В.Х.Кандинский подразумевал под "душевными нервно-психическими эпидемиями" - "известные побуждения и стремления, известные чувства и идеи, охватывающие сразу массы людей, которые обуславливают, независимо от воли отдельных индивидуумов, тот или другой ряд одинаковых действий" (7, с.63).

2) Распространяемость этих массовых состояний и действий социально-психологическими способами (заражение, внушение, подражание). По мнению В.Х.Кандинского механизм заражения является основным психическим механизмом, регулирующим "явления нервнопсихической кантагиозности" (от фр. - contagion -зараза): кантагий определяется как способность к имитации, как способность приходить в унисон с остальными, под "духовной кантагиозностью" подразумевается заразительность настроением (радость, грусть, воинственный дух, жестокость, любовь, геройство, страх, трусость).

3) Психологическими механизмами, определяющими массовое поведение, являются состояния экзальтации и экстаза, обусловленные ослаблением умственной деятельности и общим истощением нервной системы, что также указывает на невротическую природу явления. Экзальтация -глубокое постоянное сосредоточение мысли на одном пункте. В этом состоянии человек так поглощен свой мыслью, чувством, что все его действия совершаются под влиянием этой мысли, чувства. Экстаз - состояние транса, когда вся душевная жизнь сосредотачивается на одной идее, чувстве настолько, что в это время окружающая реальность перестает существовать (нет внешних впечатлений); этому возбуждению соответствуют ужас или восторг на лице, не вызванные внешними обстоятельствами, а стимулами для чувств и впечатлений становятся образы (галлюцинации, иллюзии).

В качестве условий для начала эпидемических явлений в работах В.Х.Кандинского, А.А.Токарского, Н.В.Краинского, П.П.Якобия, В.М.Бехтерева выделены следующие обстоятельства:

повышенная внушаемость субъектов поведения вследствие ослабления нервной системы (как считает В.Х.Кандинсткий, это высвобождает умственную силу, возбуждает чувства, ярко возникают забытые образы, возбуждается воображение и воспоминания);

"бедность психического содержания" -ограниченность интересов, невежество (А.А.Токарский относит это к "предрасполагающим причинам" массовых психических эпидемий);

"Господствующая идея" - аффективный интерес населения к определенным идеям, темам и сюжетам (увлеченность), что обуславливает массовое распространение определенного состояния и поведения. Идеологическая увлеченность населения. Как полагает В.Х.Кандинский "заразительность идеи тем больше, чем больше она способна экзальтировать, чем больше она возбуждает те чувства и страсти, к которым расположены массы в данное время"(7, с.189);

Наличие "очага заражения" - яркого, по преимуществу аффективного образца-примера для заражения ("Чем сильнее и напряженнее душевное движение, тем оно заразительнее. Страсть поэтому заразительно по преимуществу").

Кроме перечисленных факторов психологического характера выделяются также социально-исторические особенности эпохи:

Социально-экономические условия, прежде всего - резкое снижение уровня жизни населения (например, ситуации военного времени), способствующий нервному и физическому истощению. А.А.Токарский обнаруживает зависимость между эпидемии религиозного бреда и временем общественных бедствий, финансового краха ("при таких условиях, в людях легко возрождается с небывалой силой идея обращения к Богу") (11, с.28);

политические обстоятельства, которые могут, как считает В.М.Бехтерев, стимулировать массовую увлеченность религиозно-мистическими идеями ("в периоды подавления народного духа религия и мистицизм приобретали особое развитие в народных массах, когда подавляются политические движения, в народе благоприятная почва для мистицизма религиозного возбуждения") (3, с.190).

специфическая "психическая атмосфера эпохи", которая, по мнению указанных авторов, отражает политическую, экономическую неурядицы, болезни, голод, жестокость нравов, распространение суеверия, особенности мировоззрения человека как причины экзальтации умов и крайней психической подвижности нервной системы. По мнению А.А.Токарского это атмосфера соответствует "эпохам всеобщей деморализации" (в качестве примера о приводится эпоха Средневековья).

Тенденция гуманистического восприятия истории, идея использования психологических моделей для описания и объяснения исторических событий не реализовалась в советский период в самостоятельное научное направление. Исходной мировоззренческой предпосылкой историко-психологических исследований является Для проведения историко-психологических исследований необходима определенная мировозренческая предпосылка, согласно которой социальных действий как отдельных личностей, так и социальных групп расцениваются как исторически значимые факторы. Распространение марксистской концепции о субъективном факторе в истории, согласно которой историческая деятельность масс и личностей зависит от развития производительных сил и не может произвести коренных изменений в действии экономических причин, длительное время определяло развитие общественной мысли в России, что явилось одной из причин стагнации историко-психологической мысли в отечественной науке.

Тем не менее, в советский период развития отечественной психологии историко-психологический подход к психологическим явлениям реализуется в практических и теоретических исследованиях Л.С.Выготского и его школы. Культурно-историческая теория психического развития, сформулированная Л.С.Выготским, легла в основу эмпирических исследований его учеников и последователей А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.П.Зинченко, а также была воспринята культурологами, историками как концепция развития культуры.

С исследованиями Л.С.Выготского, его последователей и учеников А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева связан исторический подход к психологическим явлениям. В культурно-исторической теории Л.С.Выготского, который оценивал конкретные формы общественно-исторической деятельности, основные достижения цивилизации в качестве решающих факторов формирования психических процессов и свойств, нашла развитие идея о знаковом характере психических изменений. Согласно этой теории психическое развитие личности неотъемлемо от развития культуры, и лишь через овладение достижениями культуры возможно развитие личности. В конце 20 - начале 30-х гг. в Москве под руководством Л.С.Выготского проводятся экспериментальные исследования, проверяющие его гипотезу об опосредованном развитии психической деятельности человека. В результате экспериментального изучения памяти, мышления, речи Л.С.Выготский приходит к выводу о роли знаковых систем (язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письменность, всевозможные условные знаки, бытовые и религиозные символы), которые вырабатываются исторически, фиксируются в культуре, передаются от поколения к поколению, в организации и развитии психических функций.

Основными методолгическими принципами психологических исследований в рамках культурно-исторической теории являются следующие положения, которые позволяют характеризовать концепцию Л.С.Выготского как историко-психологическую:

1. Для исследования психической деятельности необходимо выявлять искусственную компоненту процесса (знаковое средство). Знак рассматривается как средство организации действий по овладению человеком своей психики, как средство "сигнификативной операции". Соответсвенно, объектом психологического исследования становится не только психологическое явление, но и явление культуры, а предметом психологического исследования является система психотехнических действий, трансформирующих человеческую психику.

2. Исследование психологических явлений предполагает историческую реконструкцию процесса культурной реорганизации различных форм психической деятельности (генетический метод).

3. Исследование социализации как процесса усвоения индивидом общественного опыта как процесса интериоризации - как "преобразование интрапсихического в интерпсихическое". Интериоризация рассматривается Л.С.Выготским в качестве генетического закона культурного развития человека. Идея становления личности как интериоризация индивидом социально-исторического опыта предоставляет широкие возможности для исследования исторических особенностей социализации личности в различные исторические эпохи, для изучения исторического своеобразия личности.

4. Исследование процесса культурной трансформации психики предполагает выявление психологических и социальных результатов этого процесса. Совокупность социальных условий (искусственных средств и приемов, направленных на развитие в индивиде природных задатков), обозначенная как "социальная ситуация развития", может выступать по отношению к развитию индивида как благоприятная и неблагоприятная. Речь идет о психологическом критерии полезности и эффективности общества по отношению к развитию природных и трансформации переданных предшественниками средств развития и совершенствования психических функций.

В начале 30- х гг. А.Р.Лурией было проведено первое экспериментальное исследование проблемы изменения психических процессов в результате изменения общественных отношений, которое было посвящено анализу социально-исторических причин формирования психических процессов. Исследование проводилось в отдаленных районах Узбекистана в 1931-32 гг. и показало, что важнейшие формы познавательных процессов - восприятие и обобщение, умозаключение и рассуждение, воображение и анализ своей внутренней жизни имеют исторический характер и меняются с изменением условий общественной жизни.

Данное эмпирическое исследование продемонстрировало зависимость развития психических функций от общественно-исторических изменений: психические сдвиги в ходе истории проявляются в изменении форм психической деятельности. Например, психологическим результатом социально-исторических сдвигов 20-30-х гг. становится перестройка мыслительных форм познавательной деятельности, изменение строения и содержания операций восприятия, отвлечения, обобщения. А.Р.Лурия приходит к выводу, что различные формы практики, соответствующие социально-экономическому укладу, определяют формирование психических процессов: "Люди, живущие в условиях различных исторических укладов, различаются не только различными формами практики и различным содержанием своего сознания, но и различной структурой основных форм сознательной деятельности" (8. С.48).

Попытки теоретического описания исторической психологии как самостоятельной научной дисциплины были предприняты советским историком Б.Ф. Поршневым, который организовал в конце 60-х годов семинар по исторической психологии при Институте Всеобщей истории АН СССР. В 1987 году А.Я.Гуревичем возобновляет деятельность семинара по исторической психологии. Результатом обсуждения историками, психологами, культурологами, философами конкретных историко-психологичексих исследований, проблем культурно-исторической обусловленности психики, исторического своеобразия личности в различные эпохи, анализа мирового (преимущественно французского опыта исторической психологии) явилось появление первого в России специализированного периодического издания по исторической психологии и антропологии - ежегодника "Одиссей. Человек в истории".

Усилиями отечественных психологов и историков Б.Ф.Поршнева, А.Я.Гуревича, А.В.Брушлинского, Л.И.Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Зинченко В.П. И.Г.Белявского, В.А.Шкуратова сложились научные предпосылки для развития исторической психологии в нашей стране.

Теоретической основой для историко-психологических исследований могут служить концепция целостного системного описания человека, разработанная академиком Б.Г.Ананьевым. Именно в данной концепции в рамках комплексного подхода к человеку содержатся принципы историко-психологического описания личности как объекта и субъекта исторического процесса.

1) Для понимания внутренних условий становления личности как субъекта общественного развития необходимо охарактеризовать основные силы, воздействующие на формирование личности. Сущность и история образования личностных свойств связана с "современным для данного общетсва укладом жизни, историей общественного развития" (1, с. 267). Взаимодействие человека с комплексом экономических, политических, идеологических, социально-психологических обстоятельств (явления материального производства и сферы потребления, социальные институты, средства массовой коммуникации, сами люди, объединенные в различные общетсав) характеризуют конкретно-историческую "социальную ситуацию развития" личности. Это понятие, введенное Л.С.Выготским, получило затем право гражданства в детской и социальной психологии. Б.Г.Ананьев дополнил содержание этого понятия макросоциальными характеристиками, придающими конкретно-исторический характер "социальной ситуации развития" личности. По отношению к развитию индивида она может выступать как благоприятная и неблагоприятная. Речь идет о психологическом критерии полезности и эффективности общества для развития природных и трансформации переданных предшествующими поколениями средств развития и совершенствования психики. Например, нарушение процесса передачи культурного опыта, сопутствующее эпохе социальной революции, может повлечь за собой отставание психического развития населения, нереализацию потенциальных возможностей общества, заложенных предшествующим исторически опытом и культурными достижениями народа.

2. Исторические события, современником и участником которых является человек, рассматриваются как события его жизненной истории. "Фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями в образе жизни и системе отношений" (1, с.266). История рассматривается как "фон и канва для биографии и основной партнер в жизненной драме человека". По мнению Ананьева, все события индивидуального развития человека располагаются в системе измерения исторического времени. Даты исторического времени и конкретные системы его отсчёта определяются событиями в жизни отдельного народа и всего человечества.

3. Структура человека как субъекта познания и деятельности обусловлена исторически сложившимися способами деятельности, развитием производства, науки, искусства. Логические, вербальные, мнемические компоненты познавательной деятельности носят конкретно-исторический характер:

4. Для выявления исторического своеобразия личности следует рассматривать ее как представителя определенного поколения. По мнению Б.Г.Ананьева, принадлежность к определенному поколению является важнейшей характеристикой конкретной личности и определяется обстоятельствами общественного развития: "Возрастная изменчивость индивидов одного и того же хронологического и биологического возраста, но относящихся к разным поколениям, обусловлена, конечно, социально-историческими, а не биологическими причинами" (2, с.221). Поколенческие различия людей зависят от следующих обстоятельств:

- системы общественного воспитания;

- переживания исторических событий, свидетелем и участником которых была личность;

- способов взаимодействия с другими поколениями (как характеристика социальной ситуации развития);

- демографической ситуацией (оказывает влияние на условие передачи опыта и воспитание).

Место, которое займет историческая психология в системе современного гуманитарного знания, определяется не столько научной значимостью исследования историко-психологических закономерностей, сколько их возможным прикладным эффектом. На наш взгляд, возможны следующие варианты использования результатов историко-психологических исследований в психологической науке и практике:

1. Знания историко-психологических закономерностей могут способствовать решению комплексных научных проблем, актуальных в настоящее время: формирование и развитие современного российского гражданина, прогнозирование социального поведения людей, исследование историко-психологических тенденций развития личности в условиях экономического, политического и духовного кризисов. Большую актуальность приобретают исследования поколенческой специфики личности представителей различных поколений российских граждан, определяющей многочисленные личностные проявления, в том числе - социальное и политическое поведение различных поколений в изменяющихся социальных условиях.

2. Результаты историко-психологических исследований могут использоваться в политическом анализе, прогнозе и политической практике. Особое значение имеет историко-психологический подход к политическим явлениям в современной России. За годы "перестройки" в нашей стране сформировался определенный тип политической культуры, который характеризуется массовой политизацией. Процесс формирования массового политического поведения определяется совокупностью исторических, политических и психологических факторов, и, соответственно, психологический анализ массовых политических явлений требует комплексного психологического подхода. Например, изучение и понимание феномена массовой политизации невозможно без исторической реконструкции моделей социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям политизированных социальных групп, без анализа историко-психологических предпосылок политического поведения, без исследования поколенческой специфики политизированных личностей. Так, например, для объяснения различия политического сознания и поведения "шестидесятников" и поколения "ветеранов" необходимо провести историко-психологическое исследование этих поколений, выявляющее специфический для представителей того или иного поколения жизненный опыт. Использование данных исторической психологии в политической науке и практике может повысить эффективность анализа и прогнозирования политического процесса.

3. Сведения исторической психологии представляют интерес для проведения практических исследований не только в смежных научных областях, таких, как политическая психология, этническая и социальная психологии, но и в более "отдаленных" отраслях психологии, например - в медицинской психологии. Речь идет о включении в практику психотерапевтических служб сведений о психологических и психопатологических тенденциях развития личности в современную эпоху, информацию о свойственных определенному историческому типу личности неврозах, о типичных деформациях личности.

4. Результаты историко-психологических исследований могут эффективно использоваться в качестве теоретической и методической базы кросс-культурных исследований. Знание закономерностей формирования исторического своеобразия личности предоставляет интересные возможности для выявления и сравнения психологических особенностей людей, принадлежащих к различным культурам, для разработки адекватных психологических и социально-психологических методик оптимизации общения представителей разных культур и понимания их друг другом.

Литература:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.

Бехтерев В.М.Коллективная рефлексология. М., 1994.

Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности // Вестн.МГУ. - Сер.14.- Психология. - 1993. - №2. - С.25-38.

Кандинский В.Х. Нервно-психический кантагий и душевные эпидемии. М.,1876.

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.,1964.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1966.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М.,1974.

Токарский А.А. Психические эпидемии. М., 1893.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: