Устойчивость работы электропривода
Электропривод представляет собой электромеханическую систему, которая должна работать устойчиво.
Электропривод работает устойчиво в установившемся режиме.
Напомним, что установившимся режимом электропривода называется такой, при котором скорость привода не изменяется.
Поясним это на примере (рис. 8.10, а).
Рис. 8.10. Совмещенные механические характеристики электродвигателя и механизмов
На рис. 8.10, а изображены механические характеристики: электродвигателя 1; лебедки (крана) 2; центробежного насоса 3.
Точка пересечения механических характеристик электродвигателя и механизма как раз и соответствует установившемуся режиму работы привода, потому что именно в этой точке угловая скорость электродвигателя равна угловой скорости механизма, и, аналогич-но, вращающий электромагнитный момент двигателя равен тормозному моменту механиз
ма.
Пусть один и тот же электродвигатель, имея механическую характеристику 1, по-очередно используется в электроприводе крана (характеристика 2), а затем - насоса (ха-рактеристика 3).
|
|
Тогда двигатель будет работать устойчиво либо со скоростью ω (кран), либо со скоростью ω (насос).
Для проверки устойчивости систему надо перевести из статического режима рабо-ты в динамический, создав внешнее возмущающее воздействие.
Таким воздействием может служить: для лебедки скачкообразное увеличение веса груза, для насоса – скачкообразное изменение степени открытия клапана.
Напомним, что систему называют устойчивой, если она, будучи выведена из состо-яния равновесия и предоставлена самой себе, с течением времени вернется к старому установившемуся состоянию или перейдет в новое такое состояние.
На устойчивость электроприводов влияет множество факторов, к основным из ко-торых относятся:
1. эксплуатационные характеристики электродвигателей;
2. изменение параметров питающей сети и самого двигателя.
Рассмотрим поочередно действие каждого из перечисленных факторов на устойчи-вость работы электропривода
В качестве примера рассмотрим основную эксплуатационную характеристику асинхронного электродвигателя – механическую ω (М), т.е. зависимость угловой скорости двигателя от его электромагнитного момента (рис. 8.10, б)..
Получим условие устойчивой и неустойчивой работы асинхронного двигателя.
На участке 9-3 (устойчивая работа) жесткость механической характеристики
α = < 0,
т.е. при увеличении момента М (ΔМ > 0), например, при переходе из точки 7 в точку 4, скорость падает (Δω < 0), и наоборот.
На участке 3-6 (неустойчивая работа) жесткость механической характеристики
α = > 0,
т.е. при увеличении момента М (ΔМ > 0), например, при переходе из точки 1 в точку 2 скорость также увеличивается, (Δω > 0), и наоборот.
Таким образом, двигатель работает устойчиво на участке механической характеристики, где жесткость отрицательна (α < 0) и неустойчиво на участке, где жесткость поло-жительна (α > 0).