Трассированием капитальных траншей называют установление продольной оси траншеи, а также положение её в плане и профиле.
План трассы представляет собой проекцию продольной оси на горизонтальную плоскость и состоит из прямолинейных и криволинейных участков.
Проекция продольной оси трассы на вертикальную плоскость называется профилем трассы.
По положению относительно конечного контура карьера различают внешние, внутренние и комбинированные трассы.
По форме трассы в плане капитальные траншеи делят на простые и сложные.
Форма трассы капитальных траншей считается простой, если она не меняет своего направления по всей длине, и сложной, если состоит из двух или нескольких участков разного направления. В последнем случае отдельные участки трассы соединяются петлями, кривыми или тупиками. Соответственно с этим траншеи называются петлевыми, спиральными или тупиковыми.

Продольный профиль трассы характеризуется величиной руководящего подъема и длиной отдельных элементов трассы. Он состоит из горизонтальных и наклонных участков трассы и пунктов примыкания горизонтальных путей к наклонным.
Возможны три основные формы профиля капитальных траншей в зависимости от вида примыкания их к рабочим горизонтам карьера:
- примыкание на руководящем подъеме;
- примыкание на смягчающем подъеме;
- примыкание на горизонтальных площадках.

Примыкание на руководящем подъеме.

Примыкание на смягчающем
подъеме.

Применение на горизонтальных
участках.
Общий прирост длины трассы за счет смягчения подъема определится по формуле:

где
- число участков примыкания;
- длина участков примыкания;
;
- смягчающие и руководящие подъемы, ‰.
Теоретическая длина трассы системы капитальных траншей определяется глубиной её заложения и величиной уклона и определяется по формуле:

Действительная длина системы наклонных капитальных больше теоретической и составляет:

где
- коэффициент удлинения трассы:

где
- удлинение трассы на прямолинейных участках примыкания;
- удлинение трассы вследствие уменьшения уклона её в кривой.






