Объекты промышленной собственности

Промышленная собственность - разновидность интеллектуальной собственности, которая включает права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции.

Промышленная собственность не включает ноу-хау, правовой режим которых регулируется лицензионными соглашениями.

Правовая охрана промышленной собственности осуществляется путем подачи из одной страны в другую страну заявок на объекты промышленной собственности в соответствии с правилами международных соглашений.

Средства индивидуализации товаров:

1) товарный знак;

2) знак обслуживания;

3) наименование места происхождения товара. Товарный знак — обозначение, благодаря которому товары одних хозяйствующих субъектов отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.

Знак обслуживания — обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.

Наименование места происхождения товара — указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар от других товаров.

Товарный знак и знак обслуживания регистрируются в Патентном ведомстве на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Под фирменным наименованием понимается наименование юридического лица, являющегося хозяйственной организацией, которое позволяет индивидуализировать конкретное предприятие в гражданском обороте, отличать его от других предприятий, в том числе и однородных.

Ни в законодательстве РФ, ни в Парижской конвенции по охране промышленной собственности не содержится определения фирменного наименования. Но в ст. 54 ГК РФ и в не отмененном и фактически действующем в части, не противоречащей ГК РФ, Положении о фирме, утвержденном постановлением ЦИК и СНК СССР от 22. 06. 27 г., указывается, какие реквизиты должно включать в себя фирменное наименование.

Фирменное наименование должно включать в себя указание на организационно-правовую форму предприятия (полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, казенное предприятие и т. д.), вид предприятия (государственное, муниципальное, частное), предмет деятельности (производственное, научное, торговое и т. д.), личность владельца (собственника предприятия) и отличительное (специальное) название («Светлана», «Нева», «Москва», «Эгида», «Равновесие», «Гарант», «Богатырь»).

Основное требование к фирменному наименованию состоит в том, что оно должно четко отражать суть предприятия и не вводить в заблуждение третьих лиц относительно организационно-правовой формы пред приятия, его вида и предмета деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ владеть фирменным наименованием могут только коммерческие организации. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Раскрытие организационно-правовой формы и вида созданной коммерческой организации как раз и осуществляется указанием в фирменном наименовании на то, что данное предприятие является полным товариществом или товариществом на вере, производственным кооперативом, государственным унитарным или муниципальным предприятием

Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми от имени государства Патентным ведомством. Эффективность защиты патентом на изобретение целиком зависит от формулы изобретения, поскольку именно в ее независимые пункты определяют весь объем юридической защиты.

Основные признаки изобретения, отвечающие за эффективность патентования:

* мировая новизна,

* изобретательский уровень,

* возможность неоднократного применения в промышленности заявленного технического устройства или способа.

Патент на изобретение действует в течение 20 лет. Международное патентование осуществляется не позднее 1 года с даты национального приоритета изобретения (на основании Договора о патентной кооперации или путем подачи отдельных заявок в каждой соответствующей стране).

Полезные модели называют «малыми изобретениями». По своей сути они сходны с изобретениями, однако «проигрывают» им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.

Преимущество патента на полезную модель — максимально упрощенная процедура выдачи патента: патент на полезную модель выдается лишь при выполнении формальных требований, касающихся представления документации в Патентное ведомство.

Никакой экспертизы на патентоспособность не проводится. Но риск аннулирования патента на полезную модель несколько выше, чем в случае с патентом на изобретение, поскольку если было заявлено устройство, не обладающее мировой новизной, любое лицо вправе аннулировать патент на полезную модель по этому критерию.

Патент на полезную модель действует в течении 5 лет с возможным продлением не более, чем на 3 года.

Промышленный образец — это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.

Назначение патента на промышленный образец — обеспечить защиту прав законных владельцев подобных художественно-конструкторских решений от несанкционированного использования/копирования другими лицами.

Патент на промышленный образец, изданный от имени государства, гарантирует более весомую правовую защиту, нежели авторское право, охраняющее произведения дизайна без какого-либо государственного удостоверения.

Основные требования к промышленному образцу:

* мировая новизна

* оригинальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: