Ограниченные вещные права

Имущество может принадлежать лицу не только на праве собственности, но и на основании ограниченных вещных прав. Лицо, имеющее вещные права на имущество, использует его не только в соответствии с законом, но и с указаниями собственника, поэтому его вещное право, в отличие от права собственности, ограничено, поскольку имущество, составляющее объект вещного права, принадлежит на праве собственности другому лицу. Право собственности также можно рассматривать как своего рода вещное право, но более полное и широкое, поэтому иные вещные права на вещь часто называют ограниченными. Вещные права дают возможность несобственнику осуществлять хозяйственное использование имущества для удовлетворения своих потребностей.

Особенностью ограниченных вещных прав является то, что:

1) они предоставляют лицу возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом;

2) они носят производный и зависимый характер по отношению к праву собственности;

3) их содержание ограничено по сравнению с правом собственности;

4) они защищаются теми же средствами и способами, что и право собственности, в том числе и против самого собственника;

5) переход права собственности на имущество к другому лицу служит основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

Важнейшими вещными правами наряду с правом собственности являются:

1) право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК);

2) право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК);

3) право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК);

4) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК);

5) сервитуты (ст. 274, 277 ГК).

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом и иным действующим законодательством (ст. 294—295 ГК). Государственное предприятие владеет чужим имуществом, собственником которого является государство.

Государство как собственник имущества имеет в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных (муниципальных) предприятий, следующие права:

1) решает вопросы создания предприятия;

2) определяет предмет и цели его деятельности;

3) принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия;

4) назначает директора (руководителя) предприятия;

5) контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества;

6) получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Права государственных предприятий в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, ограниченны. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Собственник вправе также контролировать порядок использования имущества предприятия, поскольку государственное предприятие имеет специальную правоспособность, т.е. действует только в соответствии с целями, изложенными в его уставе, и поэтому распоряжается закрепленным за ним имуществом исключительно в соответствии с целевым назначением имущества, определенным при его передаче, либо уставом предприятия

На праве оперативного управления имущество принадлежит казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества (ст. 296 ГК). В отличие от унитарных и казенных предприятий, учреждение может быть как государственной, так и негосударственной организацией, поскольку собственником учреждения может быть любое лицо (ст. 120 ГК).

Предприятия и учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в ограниченных пределах:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Права казенных предприятий и учреждений ограничены законодательством в большей степени, чем права унитарных предприятий. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 297 ГК). Учреждение также не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК).

Более широкие права предоставлены и собственнику имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Собственник вправе изъять излишнее, не используемое, либо используемое не по назначению имущество, и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК).

Особое внимание надо обратить на то, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, являются собственностью собственника предприятия (учреждения) и поступают лишь в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 2 ГК).

Вещные права государственных и муниципальных предприятий подлежат защите наравне с правом собственности, в том числе и от незаконных действий самого собственника (ст. 305 ГК). В таблице 4.1 представлена сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Ограниченными вещными правами на землю являются право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Особенность вещных прав на землю — то, что они носят долгосрочный характер, возникают только в отношении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК). Следовательно, субъектами данного вещного права могут быть как физические, так и юридические лица.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право:

1) владеть и пользоваться этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о предоставлении участка в пользование;

2) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен;

3) возводить в целях использования участка здания, сооружения и другое недвижимое имущество, если иное не предусмотрено законом, приобретая на созданное недвижимое имущество право собственности;

4) передавать земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Граждане не имеют права передавать предоставленный в пользование земельный участок по наследству, а юридические лица могут передавать принадлежащее им право постоянного пользования земельным участком в порядке правопреемства при своей реорганизации.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения в настоящее время не предоставляются. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется. Земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения нельзя продать или подарить. Его можно только передать по наследству. Земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения (ПНВ) могут владеть только граждане. Эта форма владения землёй сохранилась как наследие от времён до вступления в силу действующего Земельного Кодекса РФ. Была введена в 1990 году (статья 5 Основ законодательства Союза ССР), далее снова была предусмотрена уже Земельным Кодексом 1991 года, позднее – Указами Президента РФ 1993 года и 1996 года. Путём применения введённой законодательной основы для ПНВ государством планировалась и осуществлялась приватизация земельных участков (выкуп у местной администрации по договорной цене). После вступления последнего Земельного Кодекса в 2001 году земельные участки для такой формы владения больше не предоставляются. Но и сегодня немало граждан владеют земельными участками на праве ПНВ. Пожизненное наследуемое владение – своеобразное ограниченное право собственности на землю. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве ПНВ (например, купля-продажа), не допускается, за исключением перехода права ПНВ по наследству. В последнем варианте производится государственная регистрация перехода права ПНВ по наследству на основании свидетельства о праве на наследство. То есть гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (землевладелец), имеет только права владения и пользования земельным участком и передачи его по наследству. Землевладелец вправе возводить на нём здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, регистрировать на них права собственности. Кроме того, землевладелец (обладатель земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения) может также передавать земельный участок в аренду без права выкупа или в безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог и другие сделки (те, что могут повлечь отчуждение земли) земельного участка, принадлежащего обладателю на праве ПНВ, не допускаются. В соответствии с п.3 ст.21 Земельного Кодекса РФ, отменённой "дачной амнистией" (см. статью на сайте "Дачная амнистия" статью "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области"), граждане, имеющие земельные участки в ПНВ, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имел право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его пожизненном наследуемом владении. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускалось. Оплачивались только сборы по государственной регистрации земельного объекта. Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено. Основанием для этого может служить: 1. отказ землевладельца от права на земельный участок, то есть по волеизъявлению обладателя земельного участка. 2. принудительные административные меры вследствие ненадлежащего использования землевладельцем земельного участка (нецелевое использование, а в случаях сельхозземель- существенное ухудшение экологической обстановки или умышленных земельных нарушений со стороны землевладельца, неуплата земельного налога и др.)- в соответствии со 54 Земельного Кодекса РФ. Институт пожизненною наследуемого владения земельным участком был широко представлен в первоначальной редакции Земельного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем, однако. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 из Земельного кодекса были исключены какие бы то ни было упоминания о пожизненном наследуемом владении, из чего мог следовать вывод, что земельные участки в пожизненном наследуемом владении находиться вовсе не могут. Однако такой вывод был бы поспешным, поскольку в Законе РФ от 23 декабря 1992 г. предусмотрено, что граждане, имеющие на момент вступления этого закона в силу земельные участки, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей указанные нормы. При этом гражданам было предоставлено право приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене. Ныне в качестве продавцов земельных участков выступают соответствующие комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по месту нахождения участка. Это положение Закона от 23 декабря 1992 г. ничем не отменено. Таким образом, даже в самые худшие для пожизненного наследуемого владения земельным участком времена этот институт полностью свое существование не прекратил. С введением в действие нового Гражданского кодекса произошла его социальная реабилитация, поскольку право пожизненного наследуемого владения земельным участком закреплено не только в соответствующих нормах гл. 17 ГК, которая в действие еще не введена, но и в ст. 216 ГК. Поэтому на вопрос, существует ли в нашем законодательстве такой институт, как право пожизненного наследуемого владения земельным участком, и сейчас нужно ответить положительно. Гражданин имеет права владения и пользования таким участком, которые передаются по наследству. В праве распоряжения земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, гражданин ограничен. Он может передавать участок другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование, не испрашивая на то согласия собственника участка (ср. п.1 ст.267 и СТ.270 ГК). В то же время не допускается совершение владельцем участка сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, в том числе таких сделок, как продажа и залог участка. По-видимому, в основе этого запрещения лежит правило, известное еще со времен римского права: никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам, кроме случаев, прямо предусмотренных в законе. Владелец, однако, вправе возводить на участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное. Приобретение права собственности на находящееся на участке недвижимое имущество само по себе не влечет трансформации права пожизненного наследуемого владения земельным участком в право собственности на него.

При этом выделяют частный сервитут и публичный сервитут. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний/ Сервитут может быть срочным или постоянным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: