Что касается нематериальных благ как объектов права, то следует иметь в виду, что таковыми являются блага, способные индивидуализировать хозяйствующий субъект (имя, деловая репутация и др.) и обеспечивающие автономию в обществе (тайна переписки, телефонных разговоров). В силу их нематериальности предусмотрены особые средства судебной защиты таких благ.
Большинство личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, являются правами абсолютными. Однако при нарушении абсолютного права на нарушителя возлагается обязанность совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права, при этом управомоченное лицо вступает в относительные правоотношения с нарушителем. Так, праву на имя корреспондирует обязанность всех субъектов не нарушать его. Для осуществления этого субъективного права не надо вступать в договорные либо иные обязательственные правоотношения. Однако нарушения права на имя (например, искажение имени при публикации в печати), дает лицу право требовать устранения такого нарушения через суд.
Некоторые личные неимущественные права, не связанные с имущественными, могут быть только относительными. Так, праву автора требовать присвоения имени или специального наименования открытию соответствует обязанность соответствующего государственного органа, а не всех или каких-то иных лиц.
Деловая репутация — нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств[1].Деловая репутация организации — это разница между текущей ценой организации и стоимости ее по бухгалтерскому балансу. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов[3].
Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов: стоимость деловой репутации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), т. н. гудвил (понятие используемое в зарубежной деловой практике).
Деловая репутация человека и юридического лица - это устойчивая положительная оценка их деловых достоинств общественным мнением. Следовательно, носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ. (Носителем чести и достоинства может быть любое физическое лицо). Далее, деловая репутация появляется с возникновением субъекта. Деловая репутация, как никакая другая категория нематериальных благ (честь, достоинство), связана с конкретным моментом времени и конкретным предметом деятельности.
Думается, что носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект, а именно: гражданин-предприниматель, гражданин, выполняющий работы по договору подряда (общегражданский договор), юридическое лицо.
Анализ сообщений о конфликтах показывает, что за защитой деловой репутации, и подчас не безуспешно, обращаются в суд государственные организации, должностные лица, общественные организации и буквально все граждане. При этом они не осуществляют ни коммерческой, ни предпринимательской деятельности, не участвуют в деловом обороте.
Может ли государственный орган иметь деловую репутацию? Нет и нет! Государственный орган строит свои отношения на властном подчинении.
Любая критика деятельности учреждений, организаций сейчас на практике воспринимается как сведения, порочащие деловую репутацию. Однако думается, что понятие деловой репутации рассматривается не в разрезе трудовых правоотношений, а в гражданско-правовом смысле, что применимо только к юридическим и физическим лицам, участвующим в деловом обороте.
Следовательно, государственные органы, осуществляя властные и управленческие функции, и общественные объединения, учреждения, выполняя уставные задачи, не являются участниками гражданского оборота, не являются носителями деловой репутации в смысле гражданского законодательства и поэтому не могут требовать ее судебной защиты.