Коммуникативные услуги в Интернет

Интернет - это не только область для создания, хранения и распределения информации, но и способ полноценного общения людей с разными интересами, уровнями мышления и разной мотивацией. Изначально задумывавшийся как сеть для обмена информацией, Интернет перерос в средство коммуникации между людьми, находящимися друг от друга на расстоянии. Способы общения - такие же как и в реальной жизни: видео, голосовые и текстовые. Единственное отличие - в качестве тормозящих факторов при общении через Интернет выступают возможности компьютерного и программного обеспечения, скорость линии и цена.

Средства общения в Интернет можно разделить на два вида:

• on-лайн общение - общение в режиме реального времени (аналог разговора по телефону): чаты, ICQ.

• off-лайн общение - "отложенное общение", т.е. такое общение, когда ответ на свое сообщение пользователь может получить не сразу, а через некоторое время (аналог переписки по обычной почте): форумы, электронная почта.

Сказать о преимуществе какого-то либо вида общения сложно, так как они служат для разных целей, но сразу же нужно отметить, что оп-лайн общение подразумевает под собой быстрое решение вопросов: на каждый задаваемый вопрос можно получить практически мгновенный ответ собеседника. При этом если обсуждение какого-либо вопроса не содержит ничего конструктивного, то оп-лайн разговор превращается просто в развлечение, которое начинает отнимать большое количество времени. Негативное влияние оп-лайн общения в таком виде очевидно: оно начинает заменять собой реальное общение, что совсем не желательно для нормального человека. В то же время есть и некоторые положительные стороны оп-лайн общения: если два человека находятся далеко друг от друга, но им обязательно нужно срочно что-то обсудить, то такой вид общения становится незаменимым средством коммуникации.

Обратимся теперь к off-лайн видам общения. Эти типы общения удобны для обсуждения каких-либо содержательных вопросов. Причем электронная почта является отличной заменой обычной почте (основной критерии: быстрота доставки), а для форумов нет реальных аналогов.

Рассмотрим каждый из способов общения в Интернет более подробно.

Электронная почта E-MAIL Представляет собой наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой: каждый пользователь Интернет имеет в сети свой почтовый ящик с адресом, в который с помощью компьютера посылаются сообщения. Отличие состоит в том, что электронное письмо приходит сразу после отправки. Таким образом, электронная почта соединяет в себе достоинства телефона (непосредственный контакт) и письма (информация в письменном виде). В отличие от телефона электронное сообщение может содержать не только текст. К нему можно прикрепить любой файл, в том числе содержащий аудиоинформацию и видеоматериалы. Все это придаёт общению посредством электронной почты следующие особенности:

- быстрота отправки и приёма позволяет тут же получить обратную связь и в свою очередь отреагировать, – так что общение в целом более продуктивно, нежели с помощью обычной почты;

- возможна отправка копий письма сразу любому количеству адресатов, так что в целом это средство скорейшего распространению информации;

- возможность передачи информации любого рода значительно повышает информативность сообщения.

Говоря о программах, работающих с электронной почтой (так называемых почтовых клиентах), можно отметить Microsoft Outlook и The Bat. Первая из них наиболее распространенная, поскольку поставляется с операционной системой Windows, вторая - наиболее удобная. И та и другая программы имеют удобный внешний вид, умеют отсылать любые файлы, имеют ряд гибких настроек. Это не значит, что Вы должны бросить все дела и устанавливать вместо любимой Internet Mail новую программу.

Обычно почтовые программы поддерживают и такую возможность, как почтовые списки. Если группа людей, объединенных общими интересами, хочет поддерживать дискуссию на какую-нибудь тему длительное время, они создают такой список, выделяют для него какое-либо имя, после чего все сообщения, посланные на это имя, рассылаются всем участникам группы. Предполагается, что у такой группы должен быть администратор, к которому можно обратиться желающий войти в группу, выйти из нее или при изменении адреса.

Большим группам, как правило, неудобно пользоваться почтовыми списками т.к.:

- каждый из участников группы должен хранить у себя весь список;

- сообщения посылаются каждому из участников группы отдельно даже если участники группы находятся в одной локальной сети. При больших масштабах группы это непрактично;

- при необходимости ссылаться в ходе дискуссии на полученные ранее сообщения, каждому участнику группы приходится хранить весь архив у себя, что требует больших объемов памяти;

- почтовые списки распространяются и принимаются теми же программами, что и обычная почта, поэтому участнику нескольких почтовых списков сообщения от разных групп приходят в произвольном порядке, что затрудняет общение.

Чтобы избежать этих неудобств, при общении очень больших групп людей используется система, независимая от электронной почты - конференция.

Конференция (форум). Самая большая компьютерная конференция - USENET - объединяет сотни тысяч машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с другой стороны, газету.

Никакого списка участников конференции не существует, получать и отправлять сообщения может любой. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, необходимо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своем компьютере. Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам из конкретного списка. Отправляемое сообщение, необходимо пометить, к какой группе оно относится, и все, кто подписан на эту группу, его получат.

Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может заинтересовать.

Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут ответы на свои профессиональные вопросы. Конференция незаменима для научных дискуссий. Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать фан-клубы, либо научные сообщества.

Форум (конференция) представляет собой средство для долгосрочного обсуждения важных вопросов и проблем. И его основными преимуществами являются открытость для любых пользователей, а также длительное хранение информации. Форум является незаменимым средством коммуникации для людей, объединенных одними интересами, причем, в отличие от средств оп-лайн общения, форум позволяет привлечь в обсуждение большое количество пользователей, вследствие того, что информация в нем хранится достаточно долгое время.

Несомненное удобство форумов состоит в том, что для обмена информацией нет необходимости собирать всех нужных людей в одно и то же время в нужном месте: Ваши сообщения с форума никуда не пропадут, их всегда могут прочесть и написать ответы. Поэтому, если дело не слишком срочное, форум вполне подходит.

Комьюнити. Этот термин, происходящий от английского слова community ("сообщество"), используют для обозначения сложившихся вокруг определенных сетевых ресурсов дружеских объединений и обществ. В основе каждого комьюнити лежит идея или инициатива одного человека или группы соратников, решивших, что регулярно обсуждаемые ими вопросы будут интересны широкому кругу обитателей Интернета. Так и появляется сообщество, объединяющее людей по интересам, где происходит обмен мнениями и знаниями.

Существуют комьюнити, посвященные совершенно различным темам: от дизайна до разведения крапчатых сусликов. И люди с удовольствием обсуждают там свои заслуги в той или иной области, делятся опытом, находят единомышленников. Основная идея комьюнити изначально была в том, чтобы профессионалы делились опытом друг с другом и новичками; чтобы комьюнити стало местом, где они могли обсудить животрепещущие вопросы, например, о тех же сусликах, и продемонстрировать свои работы. Но, в силу принципиальной открытости, со временем комьюнити несколько видоизменилось и стало не столько сообществом профи, сколько сообществом людей, которые интересуются данной темой и говорят о ней. Очевидно, в таком виде оно более востребовано. Чем шире становится круг участников комьюнити, тем легче каждому из них решать свою собственную задачу.

Чаты. Представляют собой публичную многопользовательскую систему оп-лайн общения. Их количество в Интернете достаточно велико и приближается к количеству web-ресурсов. Плюсами является их более привлекательное оформление, чем у прочих средств оп-лайн общения и по сути web-чаты несут на себе полезную функцию расширения контента сайта и его оживление.

Практически все чаты работают на основе какой либо базы данных, что подразумевает регистрацию пользователей, то есть присваивание ников с возможностью настройки персональных данных.

Недостатком чатов является то, что для них отводится определенная страница одного отдельного сайта, в которой и происходит общение. Это приводит к росту количества web-чатов. Как правило, за работой любого чата должен следить администратор-владелец, так как иначе общение может быть заполнено рекламой. Администратор может назначать операторов с определенными полномочиями, которые следят за работой чата. Большинство чатов не могут восприниматься, как серьезные способы общения и представляют собой только способы потратить время.

Во многом пренебрежительное отношение к чату как к исключительно развлекательному способу времяпровождения объясняется тем, что в сети, действительно, преобладающая масса чатов используется людьми для разгрузки, в том числе и на рабочем месте. Однако подобное снисходительное отношение не совсем правомерно в том плане, что чат сам по себе не предопределяет стиля и целей общения. Чат - это всего лишь средство, которое каждый человек использует согласно своим запросам и потребностям. Хотя большое сомнение вызывает тот факт, что в Интернете можно организовать деловую встречу, а вот обсуждение программных продуктов или литературных новинок - вполне возможно.

В принципе, чат - одно из первых мест, куда идет человек, недавно познакомившийся с Интернетом. Особенно они привлекают молодежь, которая в чатах преобладает. И с этим тоже связано пренебрежительное отношение к одному слову "чат". Поэтому люди, которые провели в Интернете некоторое время, предпочитают использовать для общения форумы и ICQ.С другой стороны, чат имеет и определенные преимущества. В чате несколько человек в реальном времени могут обмениваться информацией, которая будет доступна всем сразу. Иначе говоря, это та же беседа, только собеседники общаются при помощи печатных реплик. Если ваша мысль будет кому-то не понятна, вы можете ее немедленно пояснить и развить. В этом случае можно быть уверенным, что неясностей не останется. Поэтому чаты используются, например, при дистанционном обучении. Система удобна для проведения переговоров и производственных совещаний.

Большинство чатов расположены на различных серверах по всему миру и не требуют специальных программ-клиентов для своего использования, то есть Вы пользуетесь обычным Интернет-браузером. Все, что нужно, - пройти несложную регистрацию, после чего Вы сможете войти в чат и приступить к беседе с уже присутствующими там людьми. Встречаются чаты, где нет надобности даже в регистрации: процедура ограничивается вводом своего ника (псевдонима) и рядом настроек вроде цвета Ваших сообщений и размера шрифта. Иногда опускаются и такие мелочи: достаточно только вписать свой ник. Впрочем, настройки обычно можно изменить уже по ходу общения, прямо в чате.

ICQ - («I Seek You» - «Я тебя ищу») - это программа, позволяющая общаться в on-line в реальном времени. Действует по принципу e-mail, только ещё быстрее. Можно посылать сообщения, файлы, вызывать на чат, вызывать и посылать приглашение им для запуска сетевых программ и т.п.

ICQ - так называемый Интернет-пейджер, одна из наиболее удобных программ для тех, кто постоянно находится в сети или, наоборот, бывает там крайне редко. Завсегдатаи могут с ее помощью общаться приватно. Им нет необходимости читать сообщения срочно, так как они не убегут наверх с потоком остальных, не нужных и не Вам адресованных, как это случилось бы в чате. А для редких гостей Интернета ICQ интересна тем, что всегда можно будет получить сообщение. Если Вы на момент отправки Вам сообщения находились в off-лайне, не стоит беспокоиться: оно будет доставлено Вам, как только Вы включите ICQ. ICQ за короткое время стала одной из самых популярных средств оп-лайн общения во всем мире? ее используют около 200 млн. пользователей. Одной из примечательных возможностей ICQ является отражение на экране компьютера пользователя информации о присутствии, отсутствии или занятости людей, с которыми он постоянно общается через ICQ. Есть возможность сохранения истории разговора, переноса номера на другой компьютер, отправки SMS сообщения на сотовый, проверки и отправки почты и т.д.

После того, как Вы скачали и установили ICQ, необходима Ваша регистрация на сервере в качестве уникального клиента. Для этого надо будет указать персональный e-mail, придумать себе ник и пароль. Кроме этого, можно заполнить персональную информацию, с помощью которой другие клиенты ICQ смогут Вас найти в Интернете. Например, можно указать свои интересы, возраст, пол, город, знание языков и т.д. По этим же описаниям Вы можете найти себе собеседника в любой стране мира, где пользуются ICQ. Для удобства Вы можете добавлять друзей в список, который отображает статус человека в сети, т.е. подключен он к серверу ICQ или нет, доступен или занят.

Как только Вы подсоединяетесь к сети, ICQ определяет IP-адрес Вашего компьютера и отправляет его на сервер ICQ вместе с именами всех друзей, зарегистрированных в Вашем контактном листе. Затем сервер производит временную запись о данных Вашего подключения и всех абонентах из вашего контактного листа. Если сервер выявляет, что кто-то из вашего листа контактов вошел в Сеть, он посылает сигнал на Ваш ICQ с информацией о параметрах подключения этого пользователя. Аналогично ICQ-сервер посылает информацию о вашем подключении. После того как ваш ICQ-клиент получает информацию о подключении того или иного абонента, он меняет его статус на статус «on-line». При щелчке мышью по имени абонента из вашего контактного листа открывается окно, в котором можно вводить текст. Вы набираете текст сообщения, нажимаете кнопку «Отправить», и сообщение уходит вашему абоненту.

Кроме чата, пользователи ICQ получают целый ряд дополнительных сервисов. Так, можно зарегистрировать бесплатный почтовый ящик электронной почты, за которым будет следить клиент ICQ, и сообщать о поступлении новых писем. С помощью ICQ-клиента можно записать и послать по электронной почте звуковое сообщение, отправить SMS-сообщение на мобильный телефон и получить посланный с телефона ответ. Имея звуковую карту, микрофон и наушники, можно позвонить с одного компьютера на другой, если, конечно, на обоих запущены клиенты ICQ. За умеренную (по сравнению с обычными звонками за рубеж) плату можно позвонить на любой телефон. Используя мультипользовательский режим, групповые пользователи могут проводить конференции и играть в игры. Существует много клонов ICQ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: