Виды дистанционного обучения в вузе

№ п/п Название вида Характеристика
  Дополнительный (вуз ‑ Интернет - вуз) Дистанционное обучение дополняет очное обучение. Предполагается взаимодействие студентов и преподавателей нескольких вузов, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах
  Смешанный (студент – Интернет - преподаватель) Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Студенты обучаются очно в традиционной аудитории, но кроме очных педагогов эпизодически или непрерывно работает он-лайн-преподаватель. Занятия проводятся с использованием электронной почты, Интернет-конференций и других ресурсов. Цель: углубленное изучение какого-либо предмета или темы. Формы занятий ‑ дистанционные курсы, семинары, консультации
  Поддерживающий (студент ‑ Интернет центр) Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением; выступает средством индивидуализации образования. Телекоммуникационные технологии позволяют осуществить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор формы и темпа подготовки
  Основной (студент ‑ Интернет) Студент обучается в нескольких дистанционных вузах сразу. Комплексная образовательная программа студента составляется так, что разные дисциплины изучаются им в различных специализированных вузах. Координация обучения возложена на дистанционное учебное заведение, предоставляющее данную программу

Оценивая перспективы дистанционного обучения с помощью Интернет-технологий, можно отметить, что при сравнении с традиционным заочным методом обучения существует ряд преимуществ:

- доступность;

- высокое качество обучения, гарантированное престижем вуза;

- эффективность контроля знаний;

- интерактивность, активное взаимодействие с преподавателем и слушателями;

- качественные учебные материалы в электронном виде;

- индивидуальный подход.

Однако существует и ряд проблем, связанных с развитием дистанционного обучения.

С технической точки зрения в настоящее время на развитие дистанционного обучения влияют два основных фактора: доступ в Интернет и качество связи, от которого зависит длительность загрузки и продолжительность времени ответа. Особенно это важно при передаче объемной графикой, аудиоинформации и видеоматериалов. На сегодняшний день в масштабах страны Интернет пока не является общедоступным средством коммуникации по причине высокой стоимости оборудования, технической поддержки и абонентских услуг, качество связи также не всегда удовлетворяет необходимым требованиям.

Следующая проблема обучения с использованием Интернет заключается в том, что дистанционное обучение должно быть интерактивным. Студенты должны иметь возможность общаться с преподавателями. В настоящее время в большинстве обучающих систем взаимодействие ограничивается возможностью перемещения по системе и почтовым общением с лектором и другими студентами. Однако для успешного обучения этого не достаточно. Дистанционное образование должно представлять собой «виртуальный класс», состоящий из студентов и преподавательского состава, территориально находящихся далеко друг от друга, даже в разных странах. В таких классах преподаватель контролирует вход в обучающую программу, учебные материалы, такие, как слайды или мультимедийные презентации, пусковые браузеры на компьютерах студентов, а также то, что преподавателю нужно для процесса обучения, например, доску объявлений, библиотеки и, наконец, самих учеников. Должна быть предусмотрена возможность чтения лекции (аудио) прямо через Интернет, а у студентов должна быть возможность обратить на себя внимание преподавателей с помощью электронного «поднятия руки».

И, наконец, проблемой дистанционного обучения является определение качества дистанционного обучения. Определить качество обучения даже в традиционной системе образования сложно. Проблема заключается в выработке объективного критерия «качества», которым может быть и стоимость обучения, и количество преподавателей с научными степенями, и численность студентов, обучающихся на «отлично», и доля выпускников, работающих по специальности, и пр. Важным аспектом является отсутствие в настоящий момент единого государственного образовательного стандарта по дистанционным технологиям обучения. Очевидно, что дистанционная форма обучения является принципиально новой учебно-методологической системой, в которой должны присутствовать собственные образовательные стандарты. Существование стандартов позволило бы контролировать и регулировать деятельность учреждений дистанционного образования, защищать интересы потребителей таких услуг и повысить доверие к ним со стороны потенциальных студентов.

Таким образом, в настоящее время можно сделать вывод, что для перспективного развития отечественного электронного образования необходимо: расширение телекоммуникационной инфраструктуры, создание технических, административных и институциональных систем для обеспечения ее использования, принятие специальных государственных стандартов и формирование условий для создания конкурентного рынка образовательных Интернет-проектов.

Большинство из этих проблем, возможно, будут решены в ближайшем будущем. А пока можно с уверенностью говорить о том, что дистанционное обучение через Интернет сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться, т.к. для его развития сейчас имеются все предпосылки как в техническом плане, так и в интеллектуальном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: