Политический режим итальянского фашизма определился быстрее, чем сложился его государственный строй

Таким образом, политический режим был антидемократическим. Правительство могло приостанавливать законы и издавать собственные распоряжения по предметам, которые были в ведении парламента. Вся политическая жизнь регулировалась королем, парламентом.

Вместе с тем, война с ее гигантским ускорением накопления и концентрацией капитала, с созданием широкого внутреннего рынка для крупной промышленности превратила Италию из страны аграрной в аграрно-индустриальную.

Таким образом, неравномерность экономического развития Италии, усиливавшаяся в первое десятилетие ХХ века, обостряла возникшие ранее контрасты и противоречия: еще резче проявилась диспропорция в развитии промышленности, с одной стороны, сельского хозяйства - с другой. Еще глубже обозначился разрыв в уровне развития Севера и Юга страны.

Исключительным оказался путь развития автомобильной промышленности. Едва возникнув в самом конце XIX в., автомобильные компании стали стремительно расширять производство. К концу 1907 г. насчитывалось уже 70 автофирм. Итальянские машины успешно конкурировали с зарубежными автомобилями (Рено, Мерседес и др.), спустя два года в автомобильной промышленности Италии ведущую роль стали играть 4 фирмы: Фиат, Итала, Сиа, Ланча.

Отличительной особенностью развития Италии являются и хронологический рамки, в которых развернулся процесс индустриализации. Начавшись на стыке веков, этот процесс далеко не завершился к началу первой мировой войны. Однако, сдвинутый во времени, он происходил более в сжатые сроки, нежели в передовых европейских странах.

Сравнительно быстрые темпы развития обусловливались факторами внутреннего и внешнего порядка. Это прежде всего:

- жесткая эксплуатация труда (заработная плата итальянских рабочих была одной из самых низких в Европе);

проникновение в страну иностранных капиталов, преимущественно германских, что ускорило появление на итальянской почве присущих более развитым странам форм и методов организации производства;

- подобного рода «модернизация» экономики подстегивалась ожесточенной конкуренцией, с которой итальянским предпринимателям приходилось сталкиваться на мировых рынках;

- наконец, решающее значение для развития этих процессов имело возраставшее вмешательство государства в экономическую жизнь страны - вмешательство, которое все более явно диктовалось интересами крупных предприятий и верфей, акционерных обществ и банков, то есть финансовых групп, большинство которых уже успело сложиться к началу ХХ в. и являлись носителями созвучных новой эпохе экономических тенденций, политических воззрений и психологии.

Проводилась экономическая политика ускоренной индустриализации, предусматривавшая таможенный протекционизм, щедрые субсидии и прибыльные заказы определенным отраслям промышленности - металлургия, судостроение, хлопчатобумажное и сахарное производство. Интересы этих новых групп накладывали, чем дальше, тем больший отпечаток на внутриполитический курс страны, а также на внешнюю политику.

В результате активизации экономики, происходит дальнейшее развитие и перевооружение традиционных отраслей промышленности, таких как текстильная, в которой резко возрос удельный вес хлопчатобумажного производства, пользовавшегося особым покровительством государства. За 1900-1913 гг. производство хлопчатобумажной пряжи возросло примерно в 1,5 раза. Подъемом были охвачены также ключевые отрасли крупной промышленности: металлургия, электроэнергетика, химическая, отдельные отрасли машиностроения, находившиеся до этого в начальной стадии развития, либо еще не существовавшие вовсе.

Важным компонентом и условием экономического подъема был процесс концентрации производства, развернувшийся ускоренными темпами, с учетом опыта, накопленного в передовых странах. На почве его складывались первые итальянские монополистические организации. Не в малой степени этому содействовало многократно возросшее участие банков в развитии промышленности. При участии германского капитала был основан Итальянский Коммерческий Банк (1894 г.), Кредитный Банк (1895 г.), а также созданный еще в 1880 г. Римский Банк, стоявший у колыбели итальянской крупной индустрии.

Перенося на итальянскую почву германский опыт, банковский капитал прививал итальянской промышленности организационные и технические формы, свойственные индустрии более развитых капиталистических стран, тем более, что иностранный капитал играл и в этот период немалую роль в итальянской экономике.

В различной форме и степени сказывалось влияние германского капитала, занявшего, в общем, значительные позиции в административных Советах банков, страховых обществ, во внешней торговле и в развитии новых отраслей промышленности.

Значительный рост обозначился в начале ХХ в. в сахарном производстве, пользовавшемся преимуществами высоких протекционистских тарифов. С 1900 по 1913 гг. производство сахара возросло в 5 раз. Влиятельные акционерные компании, объединенные в 1904 г. в сахарный трест, завладели монопольным положением в производстве и сбыте продукции.

Процесс сращивания банковского и промышленного капиталов развернулся наиболее быстрыми темпами в металлургии и машиностроении. Металлургия, огражденная таможенными барьерами, поощрялась различными льготами. Коммерческий банк принял решающее участие в создании в 1902 г. крупнейшего объединения, включающего в себя крупные металлургические группы и судостроительные. Этому объединению были предоставлены государством почти безвозмездно концессия на разработку рудных залежей на о.Эльба. В 1905 г. в результате слияния его с соперничавшими с ним группами образовался консорциум «Ильва». Впоследствии в руках крупных объединений был сосредоточен контроль над всем производством чугуна и 58% производства стали.

Огромную роль сыграл банковский капитал и при создании энергетической базы итальянской промышленности. Под эгидой крупных акционерных обществ развитие энергетической промышленности приняло больший размах. В последующем, наличие энергетической базы содействовало индустриальному прогрессу. Наряду с прочими факторами, наличие энергетической базы сказалось в частности на развитии химической промышленности, отдельные отрасли которой добились в десятилетие, предшествовавшее войне, значительных успехов. К примеру, развернулось резиновое производство, в котором главенствовало акционерное общество Пирелли; производство химических удобрений и электрохимической индустрии, находящихся в основном под контролем коммерческого и кредитного банков.

Более медленными темпами развивалось машиностроение, которое в то время было представлено главным образом судостроением, производством железнодорожного оборудования, вооружения. Причем производство вооружения поощрялось государственными субсидиями и заказами. В этой области также стали возникать крупнейшие объединения, отчасти под воздействием банков, отчасти по инициативе акционерного капитала.

В экономике страны произошли существенные сдвиги, значение которых не следует, однако, переоценивать, ибо крупная индустрия, несмотря на возросший ее удельный вес еще только создавалась. Даже в 1911-1915 гг. отрасли тяжелой промышленности производили не более 30% всей промышленной продукции.

Большая доля промышленной продукции (59,2%) падала на текстильную, пищевую, табачную промышленности, то есть на отрасли, которые отличались преимущественно слабой концентрацией производства и резко отставали от технического и организационного уровня высокоразвитой индустрии. Громадное число предприятий на деле походили скорее всего на мастерские ремесленного типа.

В целом, Италия оставалась страной аграрной: свыше половины населения ее занималось сельским хозяйством. Более того, ослабленное, отсталое сельское хозяйство во многом определяло состояние национальной экономики. Сохранение крупного помещичьего землевладения и полуфеодальных методов управления, типичных для Италии, породило острое безземелье крестьянства. В первое десятилетие века из общего числа 10 млн. крестьян лишь 1,8 млн. были крестьяне-собственники. Сельское хозяйство в большей части страны находилось в состоянии застоя.

Южный вопрос стал острейшим вопросом в национальной жизни Италии. Так, если к 1911 г. в северных районах страны была сосредоточена подавляющая часть (от 65 до 71%) крупных предприятий, насчитывавших от 100 до 1000 и более рабочих, то в южных районах, обладавших весьма ограниченным промышленным потенциалом, по-прежнему преобладали ремесленные мастерские. И хотя в этих районах проживало до 40% всего населения страны, лишь 9,5% местных жителей было занято в промышленности. Но и основная отрасль хозяйства - земледелие - развивалось крайне медленно, а в некоторых районах даже деградировало.

Отсталость южных районов проявлялась во всех областях общественной жизни: население Юга страдало от бездорожья, нехватки жилищ, недостатка больниц и школ. Не случайно процент смертности был здесь наиболее высоким, а число неграмотных составляло по данным 1911 г. от 54 до 90% местного населения.

Негативно сказалась на экономике Италии первая мировая война. Разорвав международные торговые связи и парализовав систему международного кредита, первая мировая война уже в первые свои дни нанесла сильный удар экономике воюющих стран. Экономическая слабость Италии и ее зависимость от заморского ввоза (страна ввозила 15-20, а в иные годы и 25% потребляемого ею зерна, почти весь нужный промышленности и населению уголь, многие виды промышленного сырья и полуфабрикатов) обусловили тот факт, что экономика Италии жестоко страдала от мировой войны уже в то время, когда Италия еще не принимала в войне участия.

Первые дни и недели мировой войны привели итальянскую экономику в состояние шока. Прекратился ввоз угля из Англии и итальянские фабрики и заводы - мелкие, средние, крупные - не имевшие нужных запасов, начали одна за другой прекращать работу. Не хватало, хотя и не так остро, как угля, многих видов промышленного сырья. Резко возросли цены на все, даже отечественные продукты. В последующие недели, после того, как английское правительство разрешило ввоз угля в Италию, «угольная паника» несколько стихла. Первоначальный шок начал проходить, и наиболее крупные и жизнеспособные из закрывшихся предприятий, открылись вновь.

А в октябре-ноябре 1914 г., военные заводы уже работали в две и даже в три смены, выполняя заказы итальянского правительства, равно как и правительств обеих враждующих группировок. Строились новые предприятия. Военный ажиотаж охватил и предприятия легкой промышленности, связанные с поставками для армии. Росли прибыли оружейников, текстильщиков, обувщиков. Предприятия, связанные с военными поставками, снабжались военным ведомством углем из заказов государственного управления железных дорог по сравнительно умеренным ценам. Но на вольном рынке цены на уголь и импортное сырье продолжали расти и к весне 1915 г. превышали довоенный в 2,3 раза, а то и более.

Положение гражданской промышленности оставалось чрезвычайно трудным и многие ее предприятия, выдержав первые удары экономического кризиса в августе-сентябре 1914 г., закрылись поздней осенью и зимой. Пошел процесс сворачивания гражданской промышленности, какой был характерен в 1914-1918 гг. едва ли не для всех воюющих стран, но в экономически слабой Италии сказывался особенно сильно.

Экономический кризис вызвал рост безработицы. В промышленных центрах к сентябрю 1914 г. было без работы до 30 и более процентов всех рабочих. В последующие недели и месяцы нейтралитета, с оживлением военной промышленности, безработица здесь уменьшилась, хотя окончательно не исчезла. К тому же в страну возвратились с началом военных действий в Европе до 600 тыс. эмигрантов из Франции, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии и других стран. Это были в основном крестьяне. Государственных пособий по безработице в Италии не было. Цены на продукты продолжали расти. К январю 1915 г. цена на хлеб возросла в 1,5 раза.

После вступления Италии в войну, экономика страны начала переживать еще более глубокий кризис. В первые ее месяцы приносимая войной экономическая разруха еще не успела в полной мере сказаться. В экономических трудностях, какие переживала страна, еще выступала на первый план ее зависимость от иностранного ввоза. Союз с Англией обеспечивал Италии возможность закупать в этой стране минимально необходимое ей количество угля и ценных сортов стали, но итальянский флот, состоявший в значительной мере из старых, в том числе из парусных судов не справлялся с перевозками грузов.

Даже в мирное время 2 / 3, а по некоторым данным и 3 / 4 всех грузов ввозились в страну на зафрахтованных итальянскими импортерами иностранных судах. С войной потребность во ввозе в Италию заморских товаров резко возросла, а возможность фрахта иностранных судов резко уменьшилась. Так, каменного угля из-за нехватки судов было завезено в 1915-1916 гг. в Италию на 2 млн. тонн меньше, чем в предвоенные годы. Стоимость угля возросла по сравнению с довоенным уровнем в 10 раз. Из-за нехватки и дороговизны угля в итальянских городах уменьшилось ночное освещение улиц, учащались перебои в работе предприятий общественного обслуживания.

С железнодорожным транспортом дело обстояло не лучше, чем с морским. До 1/3, а иногда и до 2/3 подвижного состава занимала теперь перевозка военных грузов, гражданские же грузы подолгу ожидали очереди на железнодорожных складах. Предприятия гражданской промышленности не имели возможности завезти сырье и вывезти готовую продукцию. Были случаи срыва снабжения населения продуктами из-за отсутствия вагонов и т.д.

В военной промышленности царил ажиотаж. Прибыли военных заводчиков росли с астрономической скоростью. Возникали все новые оружейные, автомобильные, авиационные и другие заводы. Правительство форсировало их развитие. Рост военной промышленности сопровождался ее концентрацией. Образовывались все новые финансовые группы. Крупные заводы скупали более мелкие, увеличивая в несколько раз их производство.

В 1915 г. урожай зерна в Италии оказался ниже среднего, и ввезти зерна из-за границы надо было не менее 20 млн. центнеров. Но рынки России и Румынии, где итальянские импортеры обычно закупали зерно, теперь были отрезаны, а чтобы установить торговые связи с зерновыми фирмами Америки, требовалось время. А в декабре 1915 г., когда хлеб наконец закупили, у Италии не оказалось судов, чтобы привезти его в страну. В результате в Италии возникла угроза голода.

К весне 1916 г. деревня лишилась рабочей силы, так как не прекращались призывы в армию. В Южной Италии осталась часть необработанных посевных площадей. Цены на продукты, не фиксируемые правительством, продолжали расти. Картофель подорожал в два раза по сравнению с довоенным временем, вино - в 1,5 раза. Острая нехватка продовольствия сохранилась в Италии до конца войны.

Окончание войны, подписание мирных договоров принесли Италии новые территории. Однако в послевоенный период экономические трудности еще более обостряются. Человеческие потери составили 700 тыс. убитыми, 1,5 млн. раненых. Пять наиболее плодородных и богатых провинций были опустошены неприятельским вторжением. Военные убытки составили 12 млрд. лир. Государственный долг возрос более чем в 4,5 раза. Резко увеличились налоги, инфляция, рост цен. Цена возросла в 3,5 раза, количество находившихся в обороте денег (бумажных) увеличилось за годы войны в 8 раз.

Отдельные группы монополистических объединений, главным образом в тяжелой промышленности, увеличили свой капитал в период войны в несколько раз. Прибыли предпринимателей во время войны в металлообрабатывающей промышленности возросли с 6,3 до 16,55%, в автомобильной - с 8,2 до 30,51% и т.д. Колоссально развившиеся на военных заказах компании тяжелой промышленности, прежде всего, металлообрабатывающей, машиностроительной и военной промышленности фирмы «Ильва»; «Аксальдо», «Фиат», «Бреда» поглотили значительное число конкурентных предприятий и гигантски выросли.

С победой фашизма (28-30 октября 1922 г.) в итальянской экономике начался этап стабилизации. Установление «твердой валюты» в значительной мере стимулировало капиталовложения в экономику страны и ускорило рост промышленного производства. Этому способствовала и политика фашистского правительства, покончившего с режимом государственных монополий, который, начиная с войны, обременял бюджет государства большими расходами. Новое правительство значительно снизило налог на наследство, сняло ограничение квартплаты, перенесло прямые налоги из прогрессивных в пропорциональные.

Власть призывала граждан копить и обогащаться. В результате отказа государства от субсидий некоторым неприбыльным отраслям промышленности, ряд предприятий был закрыт или сократил производство. Это спровоцировало большой рост безработицы.

Государственных субсидий лишились многие сельскохозяйственные кооперативы. В плане экономии государственных средств были сокращены государственные ассигнования на социальное страхование. В области сельского хозяйства мелкие собственника стали платить не только поземельные, но и подоходные налоги. В то время как ранее такому двойному обложению подвергались только крупные земельные собственники. В марте 1923 года издан декрет, допускающий 2 часа сверхурочной работы, оплачивающий на 10% выше.

В целом, все мероприятия фашистского правительства привели к тому, что к 1924 году все более определеннее стали тенденции быстрого экономического подъема. После резкого спада в 1921 г. растет с каждым годом производство обрабатывающей, легкой промышленности, металлургического производства, в 1,5-2 раза возросло производство в химической промышленности. Вплоть до 1926 г. итальянская промышленность развивалась по восходящей линии.

Во второй половине 1926 г. для стабилизации итальянской валюты лира была допущена к обмену на золото и изменен ее курс с 31,6 до 19 за один американский доллар. Однако, новая дефляционная политика была не достаточно продумана. И наряду с другими причинами, привела к тому, что в следующем 1927 г. по сравнению с 1926 г. начинается спад производства. Кризис продолжается до 1929 г. В 1929 г. увеличивается производство сельскохозяйственной и промышленной продукции. Однако, с началом мирового экономического кризиса резко упал объем экспорта (с 1929 по 1932 гг. он упал с 14 млрд. до 6 млрд. лир). Стране не хватало средств для того, чтобы оплачивать иностранные товары, в которых нуждалась промышленность и сельское хозяйство. Кризисные явления, быстро распространились на отрасли народного хозяйства, менее связанные с внешним рынком. Вскоре упадок стал всеобщим.

Кризис выразился в росте банкротства, безработице, упадке государственных доходов. Апогей кризиса - 1932 г. Более половины крупных промышленных компаний работали в убыток. Число безработных возросло в 3 раза по сравнению с 1929 г.

Среди антикризисных мер, проводимых государством, были падение заработной платы, субсидирование крупных банков, вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Был создан особый финансовый орган Итальянский институт движимого имущества (ИМИ). Он взял на себя долгосрочное промышленное кредитование, освободив от этого частные финансовые объединения. В 1933 г. был учрежден Институт промышленной реконструкции (ИРИ). Он принял на себя все операции по ликвидации дел, потерпевших крах банков и с помощью государственных средств предоставлял долгосрочные кредиты крупным промышленным комплексам. Ему были переданы все акции основных итальянских банков, от которых они стремились избавиться.

Отныне вся кредитная система приобрела новый характер: частные банки перешли к кредитованию годичных производственных циклов и торговых операций. Долгосрочные кредиты осуществляли ИРИ и ИМИ (в среднем до 20 лет). Привлечение государственных средств положило начало созданию государственно-монополистических финансовых и промышленных комплексов. Через посредство ИРИ, государство постепенно подчинило своему контролю значительную часть крупных итальянских промышленных объединений.

Оздоровление банковской системы позитивно сказалось на итальянской экономике. Часть кредитной системы практически огосударствлена. К 1945 г. вся масса кредитов на 30% управлялась непосредственно государством, 49% - полугосударством или контролировалось государственными учреждениями, 8% - кооперативами, 13% - частными лицами.

Экономический кризис активизировал концентрацию финансового и промышленного капитала Италии. Появилось значительное количество монополистических объединений.

В марте 1930 г. был воссоздан Национальный совет корпораций. Он должен был осуществлять слияние экономики и политики. Было создано 7 корпораций (промышленности, сельского хозяйства, торговли, банков, свободных профессий и искусства, морской и наземный транспорт). Председатель - глава совета министров. Национальный совет состоял из равного числа представителей работодателей и работников по найму, министров и их замов, представителей фашистской партии, экономический экспертов. Национальный Совет должен был координировать экономические отношения между различными секторами производства. Количество корпораций возросло до 22. В каждой провинции был создан экономический совет. К 1934 г. все активное население Италии формально было охвачено корпоративной системой: рабочие, крестьяне, промышленники, артисты, ремесленники входили в тот или иной профсоюз, который назывался национальной корпоративной федерацией. Государственные служащие входили в особые ассоциации, которые подчинялись непосредственно секретарю фашистской партии. Таким образом, государство осуществило вмешательство в экономику.

В 1934 г. Италия выходит из экономических затруднений, связанных с мировым экономическим кризисом.

Однако фашистская идеология и разворачивание милитаристских устремлений во внешней политике привели к дальнейшему осложнению во внешнеторговых, экономических отношениях Италии.

С началом войны в Эфиопии (октябрь 1935 - май 1936 гг.) к Италии были применены экономические санкции, в результате которых резко упал импорт. Разворачивается битва за «автаркию», то есть замкнутое хозяйство в рамках одной страны, и дальнейшее расширение государственного контроля над производством в форме создания новых полугосударственных акционерных объединений. Причем, 1/2 акций принадлежала государству, другая - крупным частным объединениям.

С помощью итальянской промышленной реконструкции, государство контролировало важнейшие отрасли промышленности. Осуществление политики автаркии придавало итальянской экономике однотонный характер, приспосабливал ее к нуждам военного производства, поглощая колоссальные средства. В результате автаркических мероприятий ввоз сырья в Италию в 1938 г. сократился до 88% до уровня 1928 г.

Автаркическая кампания замедлила темпы промышленного развития Италии. С 1929 до 1939 гг. производство выросло только на 15%. Таким образом, рост производства в Италии впервые после 1900 года оказался ниже среднего уровня темпов аграрно-индустриальных стран Западной Европы.

Начиная с 1934 года, итальянская промышленность испытывает серьезные затруднения, главным образом, из-за нехватки сырья и топлива. Особенно тяжелым было положение со снабжением углем и жидким топливом, основным поставщиком которых была Германия, с которой было заключено соглашение о поставке 12 млн. тонн в год.

Однако после начала второй мировой войны, после начала Великой Отечественной войны, поставки угля резко сократились. Еще тяжелее было положение с нефтью, запасы которой к 1941 г. истощились. В стране ощущался острый дефицит стали, нехватка электроэнергии, всех видов цветных металлов, каучука и других стратегических материалов, все это в совокупности сказалось на сокращении выпуска оружия. Поэтому, к концу 1941 г. 729 предприятий, выполняющих военные заказы, были вынуждены закрыться.

Со второй половины 1941 г. ухудшилось положение населения, эмиссия бумажных денег вызвала инфляцию, рост цен на свободном рынке. Продукты выдавались по карточкам, нормы раздачи были низкими.

Таким образом, вторая мировая война привела экономику Италии в еще более болезненное состояние.

2. Государственное устройство и партийно-политическая система Италии.

На карте Европы Италия как государство появилось в 1870 г. После объединения, по своей политической форме, Италия стала конституционной монархией. Конституцией Италии стал Пьемонтский статут 1848 г.

Конституция ограничивала власть короля, хотя оставляла ей значительные прерогативы: законодательные полномочия с парламентом; право бессрочного отлагательного вето в отношении законопроектов; назначение министров; командование армией; высшая судебная власть; формирование состава Сената; замещение государственных должностей.

Парламент состоял из двух палат:

Верхняя палата - Сенат, так же как и король обладала правом бессрочного отлагательного вето отношении законов. Состояла из принцев крови, епископов, высших сановников, генералов и прочих лиц, назначенных королем. Сенаторы назначались пожизненно. Сенаторами могли стать лица, уплачивающие в течение 3-х лет не менее чем по 3000 лир прямых налогов со своей земельной собственности или промышленных предприятий.

Нижняя палата - Палата Депутатов, была выборной. Избиралась 2-3% населения страны, так как непременным требованием был высокий имущественный ценз. Поэтому от участия в голосовании были отстранены рабочие, крестьяне, не имевшие избирательного права по причине неграмотности, а также значительная часть мелкой и средней буржуазии.

В 1882 г. был введен ценз грамотности, удостоверенного специальным экзаменом (если не было диплома). Альтернативой образования была уплата высокого прямого налога. Однако грамотных было очень мало, поэтому число избирателей увеличилось всего лишь с 2 до 7% населения.

Палата депутатов имела решающее слово в вопросах бюджета, налогов. Устанавливалась ответственность министров перед палатой депутатов.

Конституция декларировала равенство перед законом всех уроженцев короля, гарантировала личную свободу, неприкосновенность жилища, свободу печати, право граждан на свободу.

Избирательная реформа 1912 г. расширила круг мужчин-избирателей (число голосующих возросло до 8 млн.). Своеобразие политической жизни Италии заключалось в том, что министры правительства, депутаты парламента, чиновничество, обладавшее властью, было продажно сверху донизу. Существовала многопартийность: социалисты, республиканцы, католическая партия («пополяри»).

Особое место в новом государстве занял Ватикан. Римский папа стал считаться главой иностранного государства. Чиновники и полиция не могли проникать на территорию Ватикана. Из бюджета Италии ассигновалась значительная сумма.

Однако папы настаивали на своей светской власти. Поэтому отказались принимать деньги от правительства и запрещали членам католической партии участвовать в выборах в палату депутатов, т.к. это было бы косвенным признанием правительства.

Существенные изменения в политической жизни Италии произошли в связи с зарождением фашизма. Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился.

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты. Нигде не было соответственно такого подъема стачечной борьбы. Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, необычайная победа социалистов на выборах в парламент 1919 г. (31% голосов), захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками. Захваты фабрик и заводов были ответом на наступление предпринимателей (локауты: приостановку производства). Наибольшего размаха движение достигает в конце лета 1920 г. Десятки предприятий (в Милане, Турине и других городах) перешли под управление рабочих (выбранных ими руководителей). Выпуск промышленной продукции увеличился. Соблюдался строгий порядок. Оборудование, здания, сырье и прочее тщательно охранялись. В Турине, где рабочие были наиболее организованы, предприятия оставались под их управлением в течение трех недель.

Революционная обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным реформам. Среди них отметим: закон о социальном страховании безработицы, указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли.

В 1921 г. возникает коммунистическая партия Италии. На съезде социалистической партии в Ливорно партия раскололась на центристов (группа Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему Интернационалу.

Вскоре, по окончании мировой войны, возникают в Италии первые фашистские организации. Составленные из разнообразных элементов, они выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвоевание трудящихся от социалистического движения.

Программа была настолько лживой, что впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не дозволялось упоминать. Говорилось о 8-ми часовом рабочем дне, о всеобщем, прямом и равном избирательном праве для мужчин и женщин, о свободе печати и даже равенстве наций.

Само слово «фашио», от которого происходит «фашизм» было заимствовано у крестьянских организаций Сицилии, употреблявших его в смысле «единство».

Революционные события 1920 г. заставили фашистов занять ту классовую позицию, которая соответствовала их действительным целям.

Боевые группы фашистов, руководимые демобилизованными и озлобленными армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на деньги рабочих» рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной печати и пр. Массовому террору подверглись руководящие деятели рабочих союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще знала.

Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Буржуазия видела в фашизме гарантию порядка. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов. Вместе с покровительством притекают деньги. Численность фашистских организаций возрастает.

В 1922 г., воспользовавшись слабостью правительства, а еще больше расколом рабочего движения, фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тыс. своих «чернорубашечников» в поход на Рим.

Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч: достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа», как предлагал королю генерал Бадольо. Но король и его камарилья приняли иное решение: глава партии «шакал» Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Фашистский переворот стал началом коренной перестройки итальянских политических институтов. От дофашистских политических порядков остался лишь фасад, за которым стал создаваться новый механизм власти. Конституция не была отменена, функционировал парламент, считались легальными все политические партии.

Новое правительство начало с отмены указа о праве крестьян захватывать необрабатываемые земли, с реакционных перемен в рабочем законодательстве, с установления жесткого контроля над профсоюзами, с преследования демократических организаций. Фашистские боевые отряды сделались частью репрессивного правительственного аппарата.

Не решаясь еще на разгон парламента, Муссолини и его клика провели закон (избирательная реформа 1923 г.), согласно которому автоматически получает две трети депутатских мандатов та партия, за которую проголосует одна четвертая часть избирателей. То есть пропорциональная система распределения мандатов была заменена мажоритарной системой. Этот удивительный по своему цинизму акт позволял предвидеть, чем станет Италия после выборов. Цель реформы: полное подчинение парламента политическим целям фашизма. Законодательная власть сосредоточилась не в парламенте (как это должно быть по Конституции), а в созданном в декабре 1922 г. Большом Фашистском Совете (БФС), председателем которого стал Муссолини. Таким образом, в начальный период фашизма внешние формы буржуазной демократии не были упразднены, но перестали выражать реальные отношения власти.

Результаты выборов (1924 г.) подозрительно точно совпали с планами Муссолини: из 12 млн. голосов 4 млн. были сочтены профашистскими, т.к. действовал фашистский избирательный закон. Фашистская милиция - главный виновник «победы» - торжествовала. Но демократия не была убита. В лице социалиста Матеотти - депутата, оратора, мужественного человека, она разоблачила комедию выборов и заодно продажность, и подкупность деятелей нового режима, в особенности самого Муссолини. Фашисты убили Матеотти. Страну охватила волна негодования. Трудящиеся массы были готовы смести фашизм. Нужно было воспользоваться моментом. Но оппозиция, имевшая влияние, - социалисты, республиканцы, «пополяри» (католическая партия) - предпочла тактически ошибочный уход из парламента, бойкот последнего.

Оппозиция образовала так называемый «Авентинский блок» (в память об эпизоде борьбы в Античном Риме между патрициями и плебеями, удалившимся в знак неповиновения на Авентинский холм). К Авентинскому блоку присоединилась КПИ, возглавляемая А.Грамши. Однако тактические разногласия между КПИ и партиями «Авентинского блока» привели к тому, что фашизм расправился с оппозицией. Расправившись с оппозицией и укрепившись у власти, правительство Муссолини переходит в наступление на демократию. Январским законом 1926 г. оно присваивает себе право издания декретов помимо парламента. Вслед за этим фашистский режим развертывается во всей своей красе.

«Чрезвычайные законы» ноября 1926 г. следовали один за другим. Они запретили профессиональные союзы (за исключением государственных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской); они восстановили смертную казнь за «политические преступления»; они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внесудебную) высылку; коммунистическая партия была объявлена вне закона; органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).

Демократические свободы были отброшены. Оппозиционная пресса закрыта. Тысячи демократов были убиты по суду и без суда, брошены в концентрационные лагеря, где их ожидала та же смерть, только медленная и мучительная.

Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением», «заговором» и т.п. В ноябре 1926 г. за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т. д.

Известный нам Пьемонтский статут отменен не был, но никакого соответствия между ним и тем, что стало при фашизме, не существовало. Сохранялась монархия, но в таком жалком виде, что никто не принимал ее в расчет. Считалось, Муссолини отвечает перед королем, гак даже писалось в законах, но никто в это не верил и меньше всего король. Какие бы то ни было, упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. За этим следила жандармерия.

Прежде других определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры «дуче», то есть вождя фашизма. Премьер-министр Муссолини был объявлен ответственным только перед королем, но не перед парламентом.

Уже закон 1925 г. «О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников,» ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 г.) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 г. «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил «исполнительной власти», то есть тому же главе правительства, право на издание «декретов-законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.

Таким образом, парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, который лишили права контролировать действия правительства, стал ненужным. Но его сохраняли для «демонстрации единства» между «народом» и правительством (отчасти для внешнего мира).

Должный состав парламента обеспечивался «реформой политического правительства», осуществленной в 1928 г. Реформа эта необычайно ярко изображала саму суть фашизма: страх перед народом и презрение к нему; приверженность к громкой фразе и непревзойденные образцы политического обмана, игра в «народность» власти и неприкрытая диктатура.

Выборы депутатов производились следующим образом: кандидаты в депутаты выдвигались в основном профсоюзами (на практике - руководящими центрами фашистских союзов); так называемый большой национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов; избирателям предоставлялось право одобрить это назначение.

Право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований:

а) платили взносы в профессиональный союз;

б) уплачивали налог в размере не менее 100 лир;

в) держали ценные бумаги (государственные или банковские);

г) принадлежали к церковному клиру.

Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления».

Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.

Помимо общей полиции существовали: «организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА), «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности».

Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные «полицейскими судами». Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности». Наиболее важные политические дела рассматривались «особым трибуналом». Это он осудил к 20 годам тюрьмы Антонио Грамши, выдающегося основателя и вождя коммунистической партии Италии.

Никакой антинародный режим не может держаться одним насилием. Отсюда проистекла потребность прикрыть тоталитарную диктатуру какой-нибудь видимостью «заботы» о трудящемся человеке.

Так родилось «корпоративное государство», созданное законами 1926-1934 гг. Его официальной, напоказ выставляемой целью были «примирение» между трудом и капиталом; его действительным результатом было усиление экономического и политического господства монополий.

В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал «сам» Муссолини; он же возглавил министерство корпораций.

Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Но каждый раз решения принимались к неизменной выгоде предпринимателей невыгоде для рабочих. Это и понятно, если иметь в виду, что профсоюзы, предприниматели и представители партии имели равный голос в корпорациях, а руководство профсоюзов (не говоря уже о партийных чиновниках) было продажным и подкупа сверху донизу. Его никто не выбирал, оно никак не отвечало за свои действия перед профсоюзной массой.

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана «палата фашистских организаций и корпораций». Члены ее назначались Муссолини с 1938 г. Права палаты были определены следующим образом: сотрудничество с правительством в издании законов.

Фашистское корпоративное государство служило орудиям монополий. Но и монополии охотно служили интересам фашистов из партийной и государственной верхушки.

В руках Муссолини и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна «Монтекантини» (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн. лир в 1934 г. до 160 млн. лир в 1939 г.) и многих других.

Вся жизнь Италии находилась под контролем фашистов. К примеру, в университете профессора должны были приносить присягу на верность фашистскому режиму. Считалось, что все, что происходило в Италии - все исходило от Дуче. Вступившая в соглашение с фашизмом католическая церковь объявила Муссолини «человеком, ниспосланным Провидением».

По образу нацистской Германии в фашистской Италии стал пропагандироваться расизм. Итальянцы - одна из арийских рас, чистота которой должна была всемерно оберегаться. В 1938 г. принята серия расовых законов, открывших кампанию дискриминации и преследования лиц «неарийского», и, прежде всего, еврейского происхождения.

Итальянский фашизм не дошел до гитлеровской системы массового уничтожения политических противников или расового геноцида. Многовековое засилье церкви в Италии укоренило в массовом сознании конформизм, то есть готовность к чисто внешнему формальному восприятию определенной идеологии или стандартов поведения.

Фашистское правительство добилось урегулирования конфликта между итальянским государством и католической церковью из-за так называемого римского вопроса. В Латеранском дворце было подписано соглашение, по которому святой престол за компенсацию (1750 млн. лир) отказался от притязаний на Рим.

Италия признавала суверенитет государства Ватикан. Его территория ограничивалась кварталом, прилегающим к собору Святого Петра и загородной резиденцией папы. Были сделаны уступки церкви со стороны государства: нормой семейно-брачных отношений стал церковный брак; школа утратила светский характер. Фашизм заручился идеологической поддержкой церкви.

Муссолини умело использовал пристрастие итальянцев к внешней красочности и театральности. Самым театрализованным был миф о возрождении былого военного могущества Италии, рвущейся за пределы Апеннин. Он говорил, что «каждый итальянец должен спать, положив голову на солдатский ранец»; что «вся Италия должна быть милитаризована, включая духовную сферу; что война для мужчины равнозначна материнству для женщины и лишь неполноценный мужчина может не чувствовать необходимости «немного повоевать».

Дуче рьяно взялся за создание военной авиации и флота. Он строил аэродромы, закладывал корабли, готовил пилотов и капитанов, устраивал маневры и парады, которые безумно любил.

Муссолини намеревался агрессивно вторгнуться и в повседневную жизнь граждан. Цель: создать «новый моральный и физический тип итальянца». Поэтому он начал внедрять в общество смехотворные нормы поведения и общения. Среди фашистов отменены рукопожатия; женщинам было запрещено носить брюки; для пешеходов были установлено одностороннее движение по левой стороне улицы, чтобы не мешать друг другу; фашисты обрушились на буржуазную привычку пить чай.

Все итальянцы независимо от возраста, социального положения и пола должны были по субботам заниматься военно-спортивной и политической подготовкой. Муссолини сам являлся примером для подражания. Для реализации планов внешней экспансии в области внутренней политики в 30-е гг. было две цели: вывести страну из кризиса и обеспечить приоритетное развитие военных отраслей производства.

3. Внешняя политика Италии.

Окончание первой мировой войны и подписание мирных договоров принесли Италии новые территории. Человеческие потери составили 700 тыс. убитыми, 1,5 млн. раненными. В октябре 1918 г. Италия понесла поражение главному сопернику - уже распадавшейся Австро-Венгрии.

Цель Италии в войне: осуществление обширной программы аннексий по соглашению со странами Антанты в 1915 г. Однако, на Парижской мирной конференции союзницы отказались от полной реализации этой программы. Поэтому Италия получила лишь Южный Тироль, порт Триест на Адриатике. Остались неудовлетворенными притязания Италии на полуостров Истрию, порт Фиуме в Далмации, албанский порт Флёра и на присоединение Додеканезского архипелага. Однако в решении балканских проблем Антанта предпочла Италии Сербию.

Так Италия стала побежденной среди победителей. Положение усугублялось сложной обстановкой внутри страны, связанной с трудностями экономического характера.

Бывшие фронтовики, озлобленные исходом войны, организовали движение, которое пропагандировало идею «национального величия». Одним из них был малозаметное на первых порах фашистское движение. В ответ на отказ Антанты удовлетворить требование Италии об аннексии Фиуме, - вооруженные отряды под командованием известного поэта - декадента Д. Аннухуно, самочинно захватили в сентябре 1919 г. этот порт и очистили его лишь тогда, когда в 1920 г. Италия признала его передачу Югославии.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю». Фашистская Италия требовала себе часть французских земель (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить о. Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией); готовилась к захвату Восточной Африки.

Придя к власти фашисты начинают усиленную подготовку к войне с целью завоевания тех территорий, которые не удалось получить после первой мировой войны и новых территорий. В преддверии большой войны фашистский режим поставил цель: покончить с зависимостью Италии от ввоза извне и добиться ее экономической автаркии, то есть самообеспечения продовольствием и стратегическим сырьем. Цель: ослабить своих противников поодиночке. Итальянский фашизм стремился разрушить систему союзов Франции с государствами Восточной Европы. Поэтому в начале 30-х гг. наблюдалась активность итальянского империализма на Балканах и в бассейне Дуная. В интересах Франции было направить экспансию Италии в сторону Африки.

В январе 1935 г. в Риме министр иностранных дел Франции Лаваль и Муссолини подписали ряд соглашений, в которых предусматривались серьезные французские уступки Италии в Африке, о привилегиях для итальянских граждан в Тунисе, о передаче Италии части принадлежавших акций железной дороги Джибути-Адис-Абеба. Было дано согласие об экономическом преобладании Италии в Эфиопии и в секретном порядке - на военное вторжение в Эфиопию.

Летом 1935 г. в Риме английский министр по делам колоний Иден принял попытки найти компромиссное решение. Однако эти попытки натолкнули Муссолини на твердую решимость при любых условиях захватить Эфиопию. В ответ Англия ввела запрет на экспорт оружия в Италию и Эфиопию. То есть агрессор, и его жертва была поставлена в одинаковое положение. То же самое сделали США, приняв в августе 1935 г. закон о «нейтралитете».

Не принесли успеха и уступки со стороны Эфиопии - соблюдение государствами пакта Бриана-Келлога и отвод войск на 30 км от границы. Однако Италия стремилась к захвату во что бы то ни стало. Цель - не частичные компромиссы, а захват всей Эфиопии.

3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись в Эфиопию, города подверглись бомбардировке и разрушению. А 5 октября - США объявили о запрещении продаж оружия Италии и Эфиопии. Эта акция была бесполезной для вооруженной Италии и болезненной для безоружной Эфиопии.

Совет Лиги Наций объявил Италию агрессором и обязал всех членов применить против Италии санкции в соответствии со статьей 16 Устава (все члены Лиги Наций обязаны были порвать с агрессором торговые и финансовые отношения). Агрессия против Эфиопии была совершена с благословения церкви и при поддержке короля Виктора-Эммануила III.

Однако эти акции были применены к Италии непоследовательно. Например, нефть не была включена в список материалов, запрещенных для ввоза в Италию. Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, и поэтому путь к берегам Эфиопии был открыт.

В ноябре-декабре 1935 г. в Лиге Наций встал на повестку дня вопрос о нефтяных санкциях против Италии. Однако дипломатия Англии и Франции пришли на помощь Италии.

9 декабря в Париже министры иностранных дел Хор и Лаваль подписали секретные соглашения об англо-французском посредничестве в войне между Италией и Эфиопией. Основная суть: Эфиопия должна была передать Италии 1/3 своей территории, фактически стать колонией Италии. Все эти маневры помогли Италии в мае 1936 года завершить захват Эфиопии. По окончании войны Муссолини был награжден высшим военным орденом.

Под лозунгом борьбы против агрессии в Эфиопии в октябре 1935 г. в Брюсселе созван конгресс итальянских антифашистов. В связи с гражданской войной в Испании, Италия открыто вмешалась в гражданскую войну. Десятки тысяч солдат и офицеров регулярной итальянской армии были отправлены в Испанию и вели истребительную войну против испанского народа. Военная помощь Италии испанским фашистам нарастала с каждым месяцем.

Муссолини в 1936 г. захватил слабую, отсталую Эфиопию (Абиссинию), в 1938 г. оккупировал Албанию.

Благожелательная политика Германии во время итальянской агрессии против Эфиопии и совместная германо-итальянская интервенция в Испании привели к сближению фашистских государств.

В октябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол о сотрудничестве министра иностранных дел Италии Чиано в Берлин, получивший название «Ось Берлин-Рим». Договорились о разграничении сфер экономической экспансии на Балканах и в бассейне Дуная. Официально Германия признала захват Италией Эфиопии.

6 ноября 1934 г. Италия присоединилась к антикоминтерновскому пакту, подписанному Японией и Германией в ноябре 1936 г. - возникло объединение трех агрессивных государств «треугольник Берлин-Рим-Токио». Официально он был направлен против СССР, однако, представлял угрозу и для западных стран.

В целом, Итальянское правительство, недовольное Версальско-Вашингтонской системой, стремилось к новому переделу мира, к захвату колоний, источников сырья и рынков сбыта. Италия хотела превратить Средиземное море в «Итальянское озеро», подчинить себе страны Балканского полуострова и Ближнего Востока, часть Восточной и Северной Африки.

Во вторую мировую войну Италия вступила в июне 1940 г., объявив войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская фашистская пресса наполнилась обещаниями скорой великой афроевропейской Римской империи. Конец был совсем не таким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: