Эмиссия государственных ценных бумаг, их виды

В СССР при планово-административной экономике все хозяйствующие субъекты получали необходимый им капитал либо по централизованным разнарядкам из бюджета, либо по утвержденным правительством кредитным планам государственных банков. Система заимствования предприятиями свободных капиталов через механизм рынка ценных бумаг отсутствовала. Государственные займы первоначально имели принудительный характер, приносили небольшой доход, не обладали рыночной ликвидностью, служили объектом частых произвольных действий государства и т.п.

Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством долговых ценных бумаг. Все они в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.

Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание требуемой нормативной базы, представленной указами Президента, постановлениями Правительства, приказами Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Эту нормативную базу укрепил Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", принятый в 1996 г.

Ниже дана характеристика основных видов государственных ценных бумаг, находящихся на российском фондовом рынке.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Важнейшей задачей этих ценных бумаг являлось финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступало Министерство финансов РФ. Банк России проводил размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производилась отдельными выпусками на срок три, шесть и двенадцать месяцев в безбумажной форме. Облигации размещались с дисконтом на первичных аукционах, на которых в качестве дилеров участвовали коммерческие банки, получавшие соответствующие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производились в торгово-депозитарной системе ММВБ, права на облигации учитывались путем внесения изменений на счетах "депо" в депозитарии этой биржи.

Первоначально ГКО были для государства эффективны. Так, в 1995 г. чистый доход бюджета от них достигал почти 13 млрд. руб. Однако по мере роста объема эмиссии ГКО, росли и расходы бюджета на обслуживание этого долга. К лету 1998 г. они достигли примерно 3/3 всех его доходов. Стало очевидно, что государство не может нести подобные расходы и ситуация вышла из-под контроля. Весной 1998 г. началось бегство нерезидентов с рынка ГКО (им принадлежало 30% всей эмиссии ГКО). Объявленный 17 августа 1998 г. дефолт по ГКО нанес сильнейший удар по коммерческим банкам (общая сумма инвестиций которых в ГКО превышала 30 млрд. руб.). Многие инвесторы, в том числе и физические лица, были разорены. Рынок ГКО практически перестал существовать.

Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. К марту 1994 г. задолженность составила около 11 трлн. руб., при этом каждый рубль государственного долга стимулировал 2-3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему, не прибегая к инфляционным методам. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% этой задолженности в особые долговые ценные бумаги. Такими бумагами стали КО.

КО выпускаются сроком на один год в безбумажной форме - в виде записей на счетах "депо" в уполномоченных депозитариях. Время с момента выпуска до начала погашения варьируется от 50 до 360 дней в зависимости от серии. По всем сериям КО установлен единый доход - 40% годовых.

Владельцы КО вправе производить с ними следующие операции: погашать кредиторскую задолженность, оплачивать без ограничений товары и услуги, продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам, совершать залоговые операции, обменивать на казначейские налоговые освобождения и, наконец, погашать с получением процентов. Чтобы выполнять большую часть этих операций, КО должны пройти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3-5). Выпуск КО начался в сентябре 1994 г., к 1 июня 1995 г. в обращении находилось КО на сумму 46 трлн. руб.

Рынок КО просуществовал недолго. Заменяя в обращении наличные деньги, КО усиливали инфляцию. Поэтому их выпуск, в том числе по требованию МВФ, был прекращен и они исчезли из обращения.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах оказались "замороженными" средства юридических и физических лиц. Согласно Указу Президента РФ, задолженность ВЭБ перед юридическими лицами покрывалась облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Выпущен займ был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд. долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Облигации ВЭБ выпускают документарными бумагами на предъявителя. Эмитент облигации - Министерство финансов РФ. Частью каждой облигации является комплект купонов, по которым производятся годовые выплаты процентов. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.

На 1 июня 1995 г. было размещено облигаций на сумму 7,4 млрд. долл. При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отдано коммерческим Санкам, совместным предприятиям и благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в России, так и за рубежом.

В 1997 г. ежемесячный объем этой торговли на межбанковском рынке составлял 8.5-9,5 млрд. долл. (общий объем эмиссии облигаций достиг к этому времени 13,6 млрд. долл.). Главные участники торговли - иностранные инвесторы.

Азиатский, а затем и российский, финансовые кризисы 1998 г. сильно отразились на рынке ОВВЗ: инвестированный в эти облигации иностранный капитал стал уходить в более благополучные регионы. Сейчас само существование этого рынка поставлено под сомнение. Если ситуация не изменится, не будет дополнительных эмиссий, то рынок ОВВЗ исчезнет сам собой.

Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ). Они выпускались в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 г. ОФЗ с переменным купонным доходом являлись именными среднесрочными государственными ценными бумагами и предоставляли их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Эмитентом выступало Министерство финансов РФ, устанавливающее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определявшегося на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка России. Размещение ОФЗ, как и ГКО, производятся на аукционе через уполномоченных дилеров, а вторичные торги - на ММВБ. Первый выпуск ОФЗ со сроком обращения 378 дней состоялся в июне 1995 г.

Разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис, последовавший за ним дефолт, приостановили функционирование рынка ОФЗ.

Государственный сберегательный займ (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа - 10 трлн. руб., которые государство намерено было получить до 1998 г., выпустив его облигации десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имеют право обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускался в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска был равен 102,7% годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций -100 и 500 тыс. руб.

"Расчетная" цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определяется как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Естественно, что рыночная цена будет отличаться от расчетной (на нее влияют различные факторы).

Рынок ГСЗ переживает в настоящее время немалые трудности. Хотя выплаты по ГСЗ продолжаются, кризисные моменты на этом рынке, связанные с общим экономическим положением страны и инфляцией, нарастают. Перспективы его остаются неясными.

Рассмотренные государственные ценные бумаги являются главными, но не единственными бумагами подобного рода на российском фондовом рынке. Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР и Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. Рынок государственных ценных бумаг в России всегда будет подвижным, отражающим существующие в стране экономические и политические реалии.

Об этом свидетельствует финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он был связан прежде всего с ростом дефицита бюджета и увеличением государственного долга. Летом 1998 г. долг достиг 80% к уровню ВВП, а его процентное обслуживание - 35% всех доходов бюджета. Подобное бремя страна не могла нести. Неизбежными стали девальвация рубля дефолт по внутренним и внешним долгам государства. Для рынка, ценных бумаг это означало катастрофу. Все виды государственных ценных бумаг оказались обесцененными, а доверие инвесторов к ним было подорвано. Кризис рынка государственных ценных бумаг принял затянувшийся характер, подорвал банковскую систему страны, ухудшил положение населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: