double arrow

ФОРМЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводятся в основном к следующему:

• разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;

• концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;

• установлению "правил игры" для участников рынка;

• контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов;

• созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;

• формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;

• предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного);

• недопущению чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.

В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существуют три основные модели его регулирования:

• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);

• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания):

• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг характерна прежде всего американская модель организации и регулирования. Особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

Антимонопольный комитет РФ;

Министерство по налогам и сборам РФ;

Министерство юстиции РФ;

Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);

постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);

меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению; создание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государственной политики на рынке ценных бумаг. Комиссия по рынку ценных бумаг — федеральный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает необходимые территориальные органы. Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и субъектов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной комиссии по должности соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.

Функции Федеральной комиссии обширны. Назовем главные из них:

• разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

• утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов;

• разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;

• установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности участниками рынка ценных бумаг Федеральная комиссия устанавливает совместно с Министерством финансов РФ;

• определение обязательных требований к порядку ведения реестра; установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование в случае нарушения закона указанных лицензий;

• определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

• контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;

• создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;• проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

Свои функции Федеральная комиссия выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной комиссии. Постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

Федеральная комиссия имеет право: квалифицировать ценные бумаги и определять их вид в соответствии с законодательством; устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг. Таким образом, Федеральная комиссия является центром государственного регулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Для современного рынка ценных бумаг важное значение имеют решения Министерства финансов РФ о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных участников, о порядке аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж; о лицензировании операций, совершаемых с производными ценными бумагами; о лицензировании производства и ввоза на территорию РФ бланков ценных бумаг и др.

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Центральный банк РФ, страховых организаций - Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

Что касается банков и кредитных организаций, то в феврале 1996 г. приняты новые законодательные акты о лицензировании их деятельности, предусматривающие получение банками помимо банковской лицензии лицензий на деятельность в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Немаловажное значение для рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственного долга, изменение установленных правил взимания налога на добавленную стоимость, а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов и совершенствованию организации управления потоком наличных денег.

Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государственных органов невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, изменением цен и т.д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими факторами, на них воздействующими.


Сейчас читают про: