Социальная ответственность современного менеджмента

Современная научно-техническая революция не только создала новые то­вары, услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономи­ческую жизнь общества. Речь идет о следующем.

1. Коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде тот воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации.

Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности.

Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий творчества; развитие личных способностей и проч. Наступает эра человеческого измерения экономики.

2. Изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.

До 30-х гг. XX в. считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание только собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации доходов. Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься проблемами своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пенсионным обеспечением, социальными выплатами.

В современное понятие социальной ответственности входят:

- ориентация фирмы на перспективные социальные интересы;

- возмещение общественных издержек (например, экологических);

- оптимизация перспективной прибыли;

- сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.

Таким образом, менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие не только фирмы, но и общества в целом.

Выделяются следующие виды социальной ответственности:

- экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (следовательно, и налогов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест;

- правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере экономики;

- этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, следовании ею более жестким стандартам, чем общепринятые.

3. Резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической жизни.

4. Стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и проч.).

5. В развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: