Обязанности менеджеров. Функции и уровни управленческой деятельности

Функции и уровни управленческой деятельности. Права и

Руководителю, особенно крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми – подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10-12 часов в день.

В соответствии с современными представлениями суть управленческой деятельности сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие.

1. Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.

2. Инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.

3. Административную, объединяющую целый ряд подфункций:

- контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);

- организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.);

- направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей);

- кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);

- стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание).

4. Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству.

5. Социальную, выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.

Короче говоря, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях:

- профессионал – автор решений, стратегии, планов;

- организатор – создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;

- начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности менеджер реализует сегодня следующие группы управленческих функций:

- межличностные («главный менеджер», являющийся символом власти; «лидер», увлекающий сотрудников на достижение целей; «связующее звено» в команде управленцев);

- информационные («приемник», концентрирующий информацию; ее «распространитель» среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир);

- решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и посредник, «ведущий переговоры»).

В различных ситуациях и на разных уровнях управления требуются разные руководители.

Так, в период создания или перестройки организации прежде всего нужны руководители-предприниматели, формирующие концепцию развития, смело берущие на себя ответственные решения и риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на выполнение стоящих задач их способности.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, разрабатывающие исходя из текущих реалий планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность.

Как должностное лицо менеджер обладает определенными правами и обязанностями. Официальные обязанности бывают:

- общими (определяются конституцией);

- специальными (возложенными, например, собственником, высшим руководством и др.);

- служебными (вытекающими из совокупности функций должности).

Служебные права и обязанности руководителей регламентируются такими документами, как устав, положение об организации (структурном подразделении), правила внутреннего распорядка, контракт, приказы и распоряжения администрации и проч.

Помимо официальных прав и обязанностей, закрепленных документально, руководители имеют и неофициальные, например такие:

- придерживаться заведенного в организации порядка;

- уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе, не подчеркивать недостатки, не высказывать в присутствии других сомнения в их способностях и т. д.;

- не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие;

- не замалчивать достижения подчиненных и не приписывать себе их успехи;

- самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей работе и поведении; время от времени задаваться вопросом, хотелось бы работать у себя в подчинении;

- заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, их здоровье, успехах; оказывать им при необходимости всестороннюю помощь;

- не отдавать без особой надобности распоряжения «через голову», даже если это и требует дополнительного времени;

- не допускать фаворитизма.

Все это очень важно, поскольку не только подчиненные зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.

Помимо подчиненных, руководитель зависит также от своих коллег, начальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнять возложенные на него обязанности.

Р. Стюарт и Н. Фондэс с учетом исследований Дж. Коттера пришли к выводу, что на деятельность менеджера оказывают влияние следующие факторы:

1) степень ответственности, измеряемая количеством подчиненных или величиной продаж;

2) сфера деятельности, степень ее регламентации;

3) личная независимость;

4) внешние ожидания (менеджеры до определенной степени могут их формировать);

5) приоритеты организации.





Подборка статей по вашей теме: