Методы управления персоналом и их сущность

Методы управления персоналом – способы воздей­ствия на коллективы и отдельных работников с целью осуществ­ления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов: административно-командные, экономические и социально-психологи­чес­кие.

Административно-командные методы управления основываются на отно­шениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществ­ляются в форме орга­низационного и распорядительного воздей­ствия. Организационное воздейст­виенаправлено на организацию процесса производства и управления и вклю­чает организационное регламентирование, организационное нормирование и организа­ционно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем дол­жен зани­маться работник управления, и представлено положени­ями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений со­ставляется штатное расписание данного подразделения, организу­ется его повседневная деятельность.

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологи­ческие (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуа­тационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупре­дительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабель­ности и взаимоотноше­ний с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транс­портные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельно­сти организации.

Организационно-методическое инструктирование осуществ­ляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В ак­тах организационно-методического инструкти­рования даются рекомендации для применения тех или иных со­временных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам орга­низационно-методического инструктирования относятся: долж­ностные инструкции, методические указания (рекомендации); методические инструк­ции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономи­ческой задачи; рабочие инструкции, определяю­щие последова­тельность действий, из которых состоит управленческий про­цесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов опера­тивного управления.

Распорядительное воздействиевыражается в форме приказа, распоряже­ния или указания, которые являются правовыми акта­ми ненормативного ха­рактера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и при­менения действующего законода­тельства и других нормативных актов, а также придания юриди­ческой силы управленческим решениям. Приказы из­даются ли­нейным руководителем организации.

Экономические методы – это элементы экономического меха­низма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное раз­витие организации. Важнейшим экономическим методом управле­ния персоналом является техни­ко-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические мето­ды управления.

С помощью планирования определяется программа деятельно­сти органи­зации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для ру­ководства работой по их выполнению. Каж­дое подразделение получает пер­спективные и текущие планы по определенному кругу показателей. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимо­сти вы­пускаемой продукции.

Для достижения поставленных целей необходимо четко опре­делить кри­терии эффективности и конечные результаты произ­водства в виде совокупно­сти показателей. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на до­стижение конечных результатов.

Социально-психологические методы управления основаны на использо­вании социального механизма управления (система взаи­моотношений в кол­лективе, социальные потребности и т.п.). Спе­цифика этих методов заключает­ся в значительной доле использо­вания неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей со­циологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способах воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направ­лены на груп­пы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методыпозволяют установить назначение и место со­трудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их под­держку, связать мотивацию людей с конечными результатам» производства, обеспечить эф­фективные коммуникации и разре­шение конфликтов в коллективе. Социоло­гические методы исследования предоставляют необходимые данные для под­бора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые реше­ния. Это – анкетирование, интервьюирование, со­циометрический метод, метод наблюдения, собеседование.

Психологические методынаправлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внут­ренний потенциал человека на решение конкретных задач.

Методы управления персоналом можно также классифици­ровать по при­знаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, ре­гулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: