Выделяют следующие принципы управления:
1. Сочетание научности и творчества. Заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использования принятие управленческих решений основывается на интуиции и импровизации.
2. Целенаправленность. Предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, решение создавшихся проблем.
3. Сочетание специализации и универсальности. Предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы, с одной стороны, и, с другой стороны, разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования.
4. Последовательность. Базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач. Некоторые работы имеют циклический характер – повторяются периодически.
|
|
5. Непрерывность. Предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида (например, инженерный проект, на который затрачиваются значительные средства, должен быть реализован на практике, т.к. иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты – бесполезными).
6. Сочетание централизованного руководства и самоуправления. выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера.
7. Концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также их способностях к взаимодействиям в коллективе. Ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений и увеличивается эффективность работы.
8. Обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы. Выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, поскольку подобная ситуация может сопровождаться произволом руководящих лиц. Диспропорция в противоположную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников.
9. Состязательность участников управления. Позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения тех из них, которые достигают наиболее высоких результатов.
10. Предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. Основывается на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке поступает от руководства.
|
|
Собственной национальной модели или концепции управления в России не существует. Менеджмент в России представляет собой совмещение европейского и азиатского стилей управления. Можно выделить причины отсутствия национальной концепции управления в России:
- короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с другими странами;
- отсутствие у российских руководителей знаний, соответствующих международным требованиям и рыночным условиям;
- коррупция;
- криминализация наиболее доходных сфер деятельности;
- высокие налоги;
- многонациональность страны, размеры ее территории и различия в законодательстве территориальных органов власти усложняют работу организаций, в результате их развитие и расширение сравнимо по сложности и затратам с организацией филиалов за границей.