Анализ прибыли от реализации продукции

Как отмечалось выше, основную часть прибыли предприятие по­лучает от реализации продукции. На объем прибыли от реализации продукции оказывают влияние 6 факторов: объем реализации про­дукции; ее структура; уровень производственной себестоимости; уровень коммерческих расходов; уровень управленческих расходов; уровень среднереализационных цен.

Прибыль от реализаций продукции имеет прямопропорциональную зависимость от объема реализации: больше продали, продукции - больше получили прибыли; меньше продали - соответственно меньше получили прибыли.

Изменение структуры реализованной продукции может оказы­вать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продук­ции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции - общая сумма прибыли снизится.

Уровень производственной себестоимости, а также коммерче­ских и управленческих расходов, и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости: производственная себестоимость или коммерческие и управленческие расходы возросли - прибыль соответственно снижается и наоборот.

Таблица 2-Факторный анализ прибыли от реализации продукции, тыс. р.

Показатели № стр. План План, пере-считанный на факти­ческий объем про­даж Отчет Отклонение отчета (+, -)  
 
 
От плана (гр.3-гр. 1) От плана, пере­считанного на фактический объем продаж (гр. 3 - гр. 2)  
 
А Б            
Выручка от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки) Производственная себестоимость реали-зованной продукции Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от реализации              
   
   
   
   

Чтобы определить влияние объема реализации на прибыль от реализации необходимо плановую прибыль (стр. 5, гр. 1) пересчи­тать на процент перевыполнения или невыполнения плана по реа­лизации продукции.

Чтобы определить влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль от реализации необходимо сделать следую­щий расчет. Определить сумму разницы между прибылью по плану, пересчитанному на фактический объем продаж (стр. 5, гр. 2) и при­былью по плану (стр. 5, гр. 1). Эта разница определяет сумму при­были, полученной за счет изменения объема продаж и его структу­ры. Следовательно, далее необходимо избавиться от влияния фак­тора объема продаж. Для этого из полученной суммы разницы по стр. 5, гр. 2 и 1 необходимо исключить сумму фактора влияния объ­ема реализации на прибыль от реализации (см. предыдущий абзац). Показатель по стр. 2, гр. 5 определяет влияние производственной себестоимости на прибыль от реализации.

Показатели по стр. 3 и стр. 4 гр.5 определяют влияние на при­быль от реализации соответственно коммерческих и управленче­ских расходов.

Показатель по стр. 1 гр. 5 определяет влияние изменения уровня среднереализационных цен на прибыль от реализации.

Аналогично вышеизложенному производится анализ прибыли от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом. На из­менение прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние те же факторы, как изменение цен на реализованную продукцию; изменение ее се­бестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы; изменение физического объема реализованной продукции; измене­ние структуры реализованной продукции.

Подготовка данных для оценки влияния указанных факторов требует восполнения недостающей информации для анализа путем прямого перерасчета:

- фактически реализованной продукции в отчетном году по ценам и тарифам предыдущего года;

- фактически реализованной продукции в отчетном году по себестоимости предыдущего года (включая коммерческие и управленческие расходы).

Таблица 3-Анализ влияния факторов на изменение прибыли от реализации, тыс. р.

Показатели № стр. Преды­дущий год Фактически за отчетный год
по ценам и себестоимости предыдущего года по фактически действующим ценам и факти­ческой себе­стоимости
Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов и др. отчисле­ний из выручки) Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы Прибыль от реализации (стр. 1 - стр. 2)        
 

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направление использова­ния остающейся в его распоряжении прибыли, если иное не уста­новлено учредительными документами и принятой учетной поли­тикой.

Для повышения эффективности производства очень важно, что­бы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет, а руководство предприятия - на расширенное воспроиз­водство. Работники предприятия заинтересованы в материальном стимулировании труда.

Если государство облагает предприятие очень высокими налога­ми, то это не стимулирует развитие производства ввиду изъятия средств на обновление производства и как результат - поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, т. к. не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в свою очередь приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и; как следствие - к снижению эффективности производства. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использо­вания средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвер­жденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооруже­ние, внедрение новых технологий и т. д.

Фонд потребления может использоваться на коллективные нуж­ды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, мате­риальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия при уходе на пенсию и т. д.).

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: