Анализ рентабельности. Анализ эффективности использования оборотных средств

Анализ эффективности использования оборотных средств

Для оценки эффективности использования оборотных средств; применяются следующие показатели:

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб), ха­рактеризующий число оборотов, совершенных оборотными средст­вами за отчетный период:

Коб= Р ,где
С

Р - объем реализованной продукции, тыс. р.

С - средняя стоимость оборотных средств за год, тыс. р.

2. Коэффициент закрепления оборотных средств (Кзакр.), т.е. уро­вень оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции:

Кзакр.= Р ,где
С

3. Продолжительность одного оборота средств в днях (Доб), т.е. время, в течение которого оборотные средства проходят все стадии одного кругооборота:

Доб= С´Д ,где
Р

Д - число дней в отчетном периоде (год - 360, квартал - 90).

Ускорение оборачиваемости оборотных средств - один из важ­нейших факторов улучшения финансового состояния. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет высвободить из оборота часть оборотных средств или при той же сумме оборотных средств увеличить объем производства и реализации продукции.

В процессе анализа отчетные показатели оборачиваемости оборотных средств сравниваются с показателями за предыдущий период. При увеличении продолжительности оборота средств выясня­ются причины замедления их оборачиваемости и разрабатываются меры по их устранению.

Сумма высвобожденных (-) или дополнительно вовлеченных (+) оборотных средств за счет изменения их оборачиваемости (Э) рас­считывается по формуле:

Э= Р ´(Доб1 – Доб2), где
Д

Доб2 - продолжительность одного оборота за предшествующий период

Доб1 - то же за отчетный период

Таблица 3 -Показатели эффективности использования оборотных средств

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение за год (+, -)
Объем реализованной продукции (без НДС и акцизов), тыс. р. Число дней в отчетном периоде Однодневный оборот по реализа­ции продукции, тыс. р. Средняя стоимость остатков обо­ротных средств, тыс. р. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Коэффициент закрепления оборот­ных средств Продолжительность одного оборо­та средств в днях Сумма высвобожденных (-) или дополнительно привлеченных (+) всех оборотных средств по сравне­нию с предыдущим годом, тыс. р.      

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы Предприятия и его менеджмента в целом, доходность различных направлений его деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, поскольку их величина соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности и формулы их расчета показаны ниже.

1. Общая рентабельность продаж

. (1)

Определяется отношением балансовой прибыли (убытка) к выручке от продаж товаров, продукции, работ, услуг.

Если общая рентабельность продаж увеличивается, то повышается и деловая активность, и наоборот. Если рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от их осуществления, увеличивается более быстрыми темпами, то можно сделать вывод о том, что более быстрыми темпами растет прибыль от продаж по сравнению с прибылью, полученной из других источников.

2. Рентабельность затрат (доходность)

. (2)

Определяется отношением балансовой прибыли (убытка) к себестоимости продаж товаров, продукции, работ, услуг.

Если показатель увеличивается, то повышается и деловая активность, и наоборот.

3. Экономическая рентабельность (рентабельность активов)

. (3)

Определяется отношением балансовой прибыли (убытка) к имуществу предприятия.

Если показатель увеличивается, то улучшается эффективность использования всего имущества предприятия, растет деловая активность, и наоборот.

4. Рентабельность собственного капитала

. (4)

5. Рентабельность основной деятельности

. (5)

6. Рентабельность производственных активов

. (6)

7. Рентабельность продаж

. (7)

Определяется отношением прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг к выручке от продаж.

Если рентабельность продаж увеличивается, то повышается и деловая активность, и наоборот.

8. Рентабельность собственного капитала (ставка доходности)

. (8)

Определяется отношением балансовой прибыли (убытка) к собственному капиталу.

Динамика этого показателя оказывает влияние на уровень котировки ценных бумаг анализируемого предприятия в случае их наличия. Если показатель увеличивается, то повышаются деловая активность и статус собственников предприятия, растет уровень котировок ценных бумаг анализируемого предприятия. Уменьшение этого показателя приводит к обратному результату.

9. Рентабельность вложенных средств (рентабельность вложенного капитала, экономическая рентабельность активов, возврат от вложенного капитала)

. (9)

10. Фондорентабельность

. (10)

Если показатель увеличивается, то улучшается эффективность использования внеоборотных активов, повышается деловая активность, и наоборот.

11. Фондорентабельность

. (11)

12. Рентабельность перманентного капитала

. (12)

Определяется отношением балансовой прибыли (убытка) к величине перманентного капитала, т.е. вложенного в предприятие на длительный срок.

Если показатель увеличивается, то эффективность использования перманентного капитала повышается, растет инвестиционная привлекательность предприятия в долгосрочной перспективе, и наоборот. В современных макроэкономических условиях одна из составляющих перманентного капитала – «долгосрочные пассивы», как правило, отсутствует или величина ее незначительна.

13. Рентабельность основной деятельности

. (13)

14. Рентабельность (норма прибыли, реальная рентабельность, чистая норма прибыли)

. (14)

15. Рентабельность производства

. (15)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: