Историческое развитие сферы услуг в российском обществе

Одним из этапов разработки научно обоснованной стратегии развития сервиса является анализ исторического опыта формирования рассматриваемого сектора экономики. Исследование эволюции сферы услуг позволяет определить тенденции ее развития во взаимодействии с другими отраслями хозяйства и в зависимости от внешних условий.

Анализ состояния бытового обслуживания населения России в различные исторические периоды ее существования свидетельствует о том, что в процессе развития отрасли проявились как общемировые, так и специфические российские тенденции.

Характер и динамика развития отечественной сферы сервиса во многом определялись климатическими и географическими условиями жизни, социальным, региональным, культурным и конфессиональным многообразием в различных регионах страны. Так, на всех этапах исторического развития России суровые климатические условия и масштабность территории побуждали население строить добротное прочное жилье, шить теплую одежду и обувь, готовить калорийную пищу. При этом нужно отметить значительную трудоемкость процессов строительства жилья и дорог, а также большие затраты на производство, хранение и доставку товаров.

Характерным примером влияния специфики России на формирование услуг являлась организация так называемой ямской службы, которая удовлетворяла потребности российского населения и государства по перевозке людей и почтовой корреспонденции между разными регионами страны. Подобная услуга существовала продолжительное время до создания развитой сети железных дорог.

Неблагоприятные климатические и географические условия жизни российского населения тормозили развитие рыночных отношений, не способствовали устойчивому и динамичному течению процессов экономической деятельности. В России укоренилась распределительная система хозяйствования при преимущественно коллективной форме труда. Российское общество нормально воспринимало воспроизводство низкого (по сравнению с другими странами) уровня жизни населения.

Существенное влияние на развитие хозяйства страны, в том числе и отрасли обслуживания, оказал процесс формирования российского государства, когда в его территорию практически постоянно включались новые земли. Гражданами России становились народы, которые значительно отличались друг от друга по укладу жизни, исповедовали разные религии, имели хозяйственную разнотипную культуру. Поэтому в экономике России на рубеже ХIХ и ХХ веков сложилась ситуация, когда передовые формы экономической деятельности (строительство железных дорог, банковское дело) сочетались с традиционными национальными занятиями (кочевое скотоводство, отсталые технологии земледелия).

В начале ХХ века отечественная сфера услуг развивалась традиционно беспорядочно и неравномерно. Значительный рост объемов и видов бытовых услуг, потребляемых высшими слоями российского общества, резко контрастировал с бедственным состоянием бытового обслуживания подавляющей массы населения в силу его низкой покупательной способности и социально-экономической политики правительства. Немногочисленные предприятия бытового обслуживания, существовавшие на средства государственного бюджета, были оснащены морально и физически устаревшим оборудованием, усиленно эксплуатировались, поэтому не удовлетворяли растущие запросы российского общества.

Таким образом, можно констатировать, что бытовое обслуживание населения России в дореволюционный период находилось на довольно низком уровне и определялось общей социально-экономической отсталостью страны от передовых стран Европы и Америки.

После революции сфера бытовых услуг в нашей стране развилась и укрепилась за счет создания различных кооперативов и расширения сети государственных предприятий (пошивочных и ремонтных мастерских, бань, прачечных и химчисток). В 60-х годах двадцатого века завершилось формирование самостоятельной отрасли народного хозяйства – бытового обслуживания населения, включающей специализированные предприятия, проектные и научно-исследовательские институты, высшие и средние учебные заведения. К тому времени определилась главная социально-экономическая функция службы быта – оказание услуг, удовлетворяющих различные потребности людей, которые возникали в процессе их жизни.

В целом за годы существования советской власти на территории России сфера бытового обслуживания устойчиво развивалась, добилась серьезных успехов в реализации многочисленных бытовых услуг, пользуясь при этом все большей популярностью у населения. По данным социологических опросов в различных регионах страны услугами службы быта пользовались до 95% респондентов, среди которых были люди разных возрастов и профессий.

В то же время уровень развития отечественной сферы обслуживания значительно отставал от потребностей советских людей, возрастающий спрос на услуги, оказываемые службой быта, удовлетворялся, согласно результатам исследований, по разным источникам на 30-40%.

Указанная ситуация сложилась в системе бытового обслуживания населения по следующим причинам:

– финансирование службы быта по так называемому «остаточному» принципу;

– декларативность правительственных решений по развитию сферы сервиса;

– противодействие отечественной бюрократии внедрению кооперативной формы обслуживания населения, как наиболее гибкой в современных условиях;

– низкое качество работ и культура обслуживания;

– монополизация сферы обслуживания, как и других отраслей экономики, государством, противоречащая специфике сервисной деятельности.

В постсоветский период единая система бытового обслуживания населения, которая существовала в СССР и являлась, по существу, основой сервисной отрасли, развалилась одновременно с распадом Советского Союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: