double arrow

Управленческая структура – упорядоченная совокупность звеньев управления, и каналов, с помощью которых они взаимодействуют между собой.. Технологии. Технология определяет связь между отдельными видами работ и последовательностью их выполнения во времени и

Технологии. Технология определяет связь между отдельными видами работ и последовательностью их выполнения во времени и пространстве.На сегодня сложились четыре типа технологии деятельности: складывающаяся технология, последовательная технология, связанная технология, групповая технология.

Помимо описанной существуют и иные классификации технологий. Например, классификация по Томпсону:

 многозвенные технологии - серия взаимосвязанных задач (например, сборка автомобиля на конвейере);

 посреднические технологии - группы людей являющихся или желающих быть взаимозависимыми (например, телефонная компания посредник между созванивающимися людьми, банк – посредник между вкладчиком и заемщиком и т.д.);

 интенсивные технологии – применение специальных приемов, навыков, услуг для производства определенных изменений в поступающем материале (например, монтаж фильма, больница).

Понятно, что всякая классификация достаточно условна, и ряд процессов можно отнести, как к той, так и к иной технологии. Кроме того, организация может применять различные виды технологий на разных этапах работы в разных подразделениях.

Взаимосвязанность внутренних переменных. Очень важно понимать, что в управленческой практике критические переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Всегда следует помнить, что значительные изменения одной из перечисленных переменных всегда будут вызывать ответные изменения в других. Менеджер должен предвидеть характер ответных изменений.

Внешняя среда

Внешняя среда представляет собой совокупность объектов и условий, складывающихся за пределами организации, с которыми организация взаимодействует непосредственно (среда прямого воздействия или деловое окружение) и которые она должна учитывать (среда косвенного воздействия или фоновое окружение).

Если классические школы управления акцентировали внимание исключительно на внутренних элементах организации, то с развитием системного и ситуационного подходов все больше внимания стало уделяться внешнему окружению. По сути, успех предприятия, связывается с тем, насколько удачно оно вписывается во внешнюю среду, умеет приспосабливаться к ней. Важным становится планирование развития организации на основе прогнозов будущего состояния внешней среды. Спланировать же это состояние довольно сложно даже в краткосрочном периоде. С уходом в перспективу эта неопределенность только возрастает (чем и определяется сложность стратегического планирования), поскольку окружение организации характеризуется многообразием (сложностью), постоянными изменениями и неустойчивостью (неопределенностью).

Как говорилось, основными характеристиками внешней среды организации являются: сложность, подвижность и неопределенность [1].

Законы организации

Как и все в этом мире, жизнь организации подчиняется своим законам.

1. Закон синергии (от лат. sinergos – вместе действующие) – возможности организации, как единого целого, превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено взаимной поддержкой и дополнением отдельных элементов организации. В результате получаемый выигрыш для членов организации, перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности Кроме того, в ряде случаев в организации, как частном случае сложной живой системы могут проявляться эмергентные свойства (от лат. emergi – вынырнуть, неожиданно появится). Т.е. свойств не присущие ни одному из отдельных элементов системы. Например, эмергентным свойством клетки, состоящей из неживых молекул, является жизнь.

2. Закон онтогенеза (от лат. ontos – сущее и genesis – рождение / индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от рождения до конца жизни) – развитие организации как смены фаз: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочки в наступлении третьей.

3. Закон пропорциональности – сохранение оптимальных количественных и качественных соотношений между частями организации при любых возможных изменениях. Например, число управляющих должно составлять определенную пропорцию от числа работников всего предприятия. Например, правильное соотношение работников и стоящих перед организацией задач.

4. Закон самосохранения – предполагает, что любая организация (равно как и ее часть), стремится сохранить себя как единое целое. Два противоречивых начала в законе самосохранения это развитие и стабильность. С одной стороны, всякая система подвергающаяся слишком сильным воздействиям извне может сломаться, а при отсутствии внешних воздействий стремится к равновесию (качели, маятник). С другой – стабильность, переходящая необходимые границы времени, проявляется в виде негативных моментов (застой, стагнация, депрессия, уничтожение). Поэтому оптимальным здесь будет поддержание динамического равновесия.

5. Закон дополнения внутренних процессов и функций противоположно направленными. Применение взаимно противоположных направлений развития или функций позволяет получить выгоды “с двух сторон”. Этот закон достаточно хорошо иллюстрировался предыдущим примером. Еще примеры: разделение-объединение, централизация – децентрализация и т.д.

6. Закон композиции – функционирование всех частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. О важности целей и целеполагания для жизни организации мы говорили ранее.

7. Закон информированности – в организации не может быть больше порядка. чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющем им принимать осмысленные решения. Это то, о чем мы с вами также говорили: всякое принятие решения базируется на информации, кто владеет информацией – владеет миром, любой может принять решение при наличии полной и достоверной информации, хороший руководитель принимает правильное решение при недостатке информации, гениальный – при ее отсутствии.

Виды организаций

На организацию можно взглянуть с разных точек зрения: происхождения, взаимоотношения с внешней средой; механизмом функционирования; преследуемых целей и т.д. И до настоящего времени подход к анализу организаций по видовому признаку среди ученых неоднозначен. Поэтому мы рассмотрим наиболее общие положения.

по особенностям распределения власти между различными уровнями управления: централизованные и децентрализованные организации.

На практике, разумеется, не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. Степень централизации варьируется между указанными крайними точками и в общем-то любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другой. Понять степень централизации/ децентрализации организации можно по следующим характеристикам: количество, важность и последствия решений принимаемых на нижестоящих уровнях управления; степень контроля за работой подчиненных. Как и всякое явление, централизация/ децентрализация организаций эффективна не сама по себе, а в зависимости от сопутствующих условий хозяйствования.

по целям: деловые (коммерческие) и общественные

по особенностям взаимодействия элементов: механистические и органические

по способу возникновения: естественные и искусственные

по характеру внутренних контактов: формальные и неформальные, образующие по-сути реальную организацию

 
 
Любая реальная организация, действующая определенное время, вырабатывает определенную формальную (установленную) систему норм и регламентов (способы решения задач, контакты и проч.). При этом внутри официальных групп возникают неофициальные, складываются неформальные отношения. При этом такая неформальная организация существует в двух видах: внеформальная (помогает решать задачи формальной, способами отличными от официально предписанных) и психологически неформальная (где люди удовлетворяют свои потребности в общении, поддержке).


по правовому положению: официальные (юридически узаконенные) и неофициальные (юридически не узаконенные или противозаконные).

по особенностям взаимоотношений между организацией и участниками: унитарные (включаясь в действующую организацию люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение вопросов, строгое подчинение правилам - армия) и плюралистические (добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую; договорные отношения)

       
 
корпоративные - члены готовы временно жертвовать своей независимостью
 
ассоциативные - повседневная координация деятельности, без потери независимости (ООН)


Управленческая структура организации

В менеджменте широко используется термин “система управления”, который понимается, как совокупность форм, объединения людей, осуществляющих на практике процесс управления организацией в целом и ее составными элементами в отдельности.

Звено управления – организационно обособленная должность или подразделение, обладающее необходимой материально-технической базой для выполнения административных функций. Выделяют звенья общего управления (дирекция), звенья линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности) и звенья функционального управления(плановый отдел, отдел сбыта, бухгалтерия …). Естественно, что звенья управления находятся в определенной взаимосвязи и соподчиненности.

Совокупность звеньев определенного уровня образует управленческую ступень (уровень управления). Управленческая структура, являясь частью организационной структуры предприятия, естественно достаточно тесно с ней связанна. Организационная структура в ряде случаев может оказаться немаловажным фактором, определяющим управленческую структуру организации. При этом на формирование управленческой структуры влияют и другие обстоятельства.

Управленческая структура зависит от: организационной структуры; масштабов организации; характера и разнообразия ее деятельности; нормы управляемости (предельное число подчиненных, которыми можно успешно руководить)[2]; особенностей технологии и человеческого фактора (уровень образования и квалификации сотрудников, личные связи и неформальные отношения).

Наиболее распространенные видыуправленческих структур:

функциональная управленческая структура;

Функциональная структура управления предполагает, что этот процесс организуется в соответствии с функциями, т.е. основными задачами, решаемыми организацией. По функциям может быть построена структура самой организации (о чем шла речь в соответствующем разделе), поэтому, образно говоря, функциональная организационная структура – фундамент для построения функциональной управленческой структуры. Предшественницей последней были простая бесцеховая и сложная бесцеховая управленческие структуры.

управленческие функции распределяются между двумя уровнями управления (руководитель предприятия – руководитель участка или “хозяин” – “управляющий” по рынку)

По мере усложнения хозяйственной деятельности, появления у предприятия нескольких служб и цехов сформировалась функциональная цеховая управленческая структура, имеющая три уровня (руководитель предприятия – руководитель цеха - руководитель участка). Функциональная управленческая структура может быть и корпусной, объединяющей управление смежными участками. В этом случае речь идет о четырехуровневом управлении: руководитель предприятия – руководитель корпуса - руководитель цеха – руководитель участка.

При функционально сформированной управленческой структуре все уровни управления в пределах каждой функции объединены в функциональную шахту.

структура управления на основе отделений (дивизиональная управленческая);

Построение вместо отдельных предприятий производственных комплексов, привело к построению организаций по дивизиональному признаку (что мы также рассматривали, когда говорили об организационной структуре предприятия). Дивизиональной организационной структуре соответствует структура управления на основе отделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: