Предупреждение преступности в сфере экономической деятельности

Правовой основой деятельности по противодействию легализации преступных доходов выступают международные и национальные правовые акты: 1) Конвенция ООН от 8 ноября 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»[3]; 2) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»[4].

Основным направлением предупреждения преступности в сфере экономической деятельности является построение социального правового государства. В настоящее время необходимо усилить социально-правовой контроль за экономическими процессами, в его различных формах, в частности, бюджетной, налоговой, валютно-экспортной.

Предупреждение преступности в сфере экономической деятельности – сложный, многоступенчатый процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер.

Деятельность по противодействию преступности в сфере экономической деятельности может осуществляться в различных масштабах: на территории всей страны, в отдельных федеральных округах, субъектах федерации, городах, отдельных организациях.

Различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности в сфере экономической деятельности. Общесоциальное предупреждение преступности в сфере экономической деятельности осуществляется в масштабах всего государства и обеспечивается прежде всего решением социальных задач, стоящих перед обществом.

Государство, должно защищать интересы граждан и добросовестных предпринимателей, при этом, избегая необоснованного и неоправданного вмешательство в экономическую деятельность, противодействовать проявлениям монополизма и недобросовестной конкуренции в экономической деятельности.

Субъектами проведения специальных мер предупреждения, выступают руководители, должностные лица различных органов и организаций (напр., органы валютного и экспортного контроля, налоговые, таможенные и антимонопольные органы, Федеральное казначейство, Государственная инспекция по контролю за ценами, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, правоохранительные органы).

В интересах предупреждения преступности данного вида необходимо в полной мере реализовать превентивный потенциал УК РФ, обеспечить неукоснительное применение его норм об уголовной ответственности, как за традиционные, так и новые уголовно наказуемые деяния экономической направленности.

По мере решения этих проблем на первый план выходят криминологические задачи по развитию и совершенствованию экономического законодательства в целях предупреждения преступности в сфере экономической деятельности.


[1] См., например: Состояние преступности в России за январь-декабрь 1997 г. М., ГИЦ МВД России, 1998. С. 7.

[2] США: преступность и политика / Отв. ред. Б. С. Никифоров. – М., 1972. С. 47.

[3] О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности: Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ // РГ. 2001. 31 мая.

[4] СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: