Задачи и нормы группы

Понятие групповой динамики

Групповая динамика

Размер группы

Психокоррекция проводится в открытых или закрытых группах размером 25-30 человек (большие группы) и 8-12 чел-к (малые группы).
Закрытая группа - группа с постоянным количеством участников.
Открытая группа предполагает постоянный приток клиентов. Если группа слишком велика, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Коррекционный эффект низок.
Малые группы не дают интенсивности межперсональных взаимодействий.
В больших группах растет число людей, которые остаются без внимания, либо сознательно остаются в тени, если их будут спонтанно подавлять более активные и агрессивные члены группы.

Групповая динамика - совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияние членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
ГД составляют:
- задачи и нормы группы
- ее структура и структура лидерства
- групповые роли
- сплоченность группы
- групповое напряжение.

Задачи определяются общей системой работы в группе. Например, совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.
Есть общие задачи, обусловленные спецификой групповой психокоррекции:

  • Исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении.
  • Изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации.
  • Приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодецствия с людьми.
  • Содействие процессу личностного роста.
  • Устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои нормы, но поощряются открытость, эмпатия, правдивость, теплота от которых зависит эффективность работы группы. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта, которого группа пытается подчинить правилам, а потом исключает.
Ведущий сразу знакомит участников с правилами работы, следование которым отвечает психокоррекционным задачам. Их реализация необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.
Обговариваются следущие нормы поведения:
Ш Откровенность и искренность. Нельзя говорить неправду лучше просто не говорить.
Ш Не использование "ярлыков". Участники должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Необходимо говорить об отдельных аспектах поведения личности, а не оценивать ее глобально во избежании оскорблений.
Ш Конструктивная обратная связь. Выражается в передаче своих чувств, даже негативных.
Ш Контроль поведения. "Обо всем можно говорить, но не все можно делать". "Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные". На некоторых занятиях поощряется реализация чувств, но под контролем.
Ш Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы.
Ш Правило "СТОП". Каждый участник имеет право без каких либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности.
Ш Соблюдение конфиденциальности.
Ш Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: