Этапы СПТ

Результативность СПТ

Результативность СПТ зависит от соблюдения в группе общепринятих принципов:
1. Активность на занятиях. Каждый человек, общаясь с другими людьми, находится в ценностно-нормативной среде. На занятиях моделируются ситуации такого взаимодействия. Каждый должен быть активен.
2. Открытая обратная связь. Краткое аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом группы своих соображений о смысле,способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, об успешности выполнения поставленных на занятиях задач. Обратная связь должна носить конструктивный характер(желательно избегать прямых оценок, категоричности суждений). Руководитель должен контролировать высказывания участников и переводить их из оценочных в описательные. Важно, чтобы мнения высказывались по ходу или сразу после выполнения упражнения.
3. Здесь и теперь. Это своего рода ограничение, т.е. обсуждению подлежат лишь те личностные проявления, характеристики общения участников, которые можно наблюдать в ходе занятия. Это дает возможность обсуждать материал, значимый для всей группы. Отдельные члены группы, настраивающие себя на фантазировании и рассмотрении случаев и историй, свидетелями которых они не были, должны блокироваться группой.
4. Доверительность в общении. От соблюдения этого принципа зависит обучающий эффект тренинга. Доверительность позволяет скорректировать общение, личный стиль взаимодействия участников в ходе выполнения упражнений, моделирующих те или иные стороны профессиональной деятельности. Обычно в работе для создания климата доверия используется прием кругового расположения участников лицом друг к другу.
Кроме отмеченных принципов важно соблюдать ряд дополнительных: добровольность и конфеденциальность участия в тренинге, беспристрастность и осознание личностных блокирующих ролей, одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга, экологичность коммуникаций, интеллектуальный и эмоциональный риск, гибкость ролевой тактики и др.

Занятия методом СПТ включают четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства и обратной связи.
2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуации рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, умениями и навыками, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элементы сотворческого поиска. Наиболее распространены такие методы моделирования как групповая дискуссия и игровой метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: