Средства воздействия психолога на группу

Основные задачи группового психолога

РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ

Целенаправленная деятельность

Рабочая фаза активно и целенаправленно работающей психокоррекционной группы.
Группа уже не подавляет отрицательные эмоции, а наоборот, сознательно допускает их, чтобы конструктивно переработать в себе.
Некоторые психологи считают, что необязательно ради конструктивной работы проходить стадию агрессии к руководителю. Возможен путь, когда психолог, пользуясь своим авторитетом, организует и направляет активность группы, помогает ей выработать собственные нормы и стили работы, а потом из руководителя-лидера становится наблюдателем.

Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем.
Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия психолога подразделяются на: невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, интонация и т.д.) и вербальные. К вербальным средствам воздействия относятся:
- структурирование хода занятия. Это все высказывания, которые определяют ход программы ("О чем вы сегодня хотелибы поговорить?", "Тема сегодняшнего разговора такая то…").
- Сбор информации о субъективной модальности.
- Интерпритация как самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия. Это могут быть приемы приемы отражения эмоций клиента, конфронтации с ним, собственно интерпретация как постановка гипотез о причинах и следствиях поведения клиентов.
- Убеждение и переубеждение.
- Предоставление информации.
- Постановка заданий - стимуляция членов группы к определенному виду активности.
В трудных ситуациях высказывания психолога определяют отношения в группе. Например:

  • Агрессивный клиент в группе - обсуждение его проблематики, или ситуацию возникновения.
  • Клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом. Здесь используется прием попеременного игнорирования некоррекционных высказываний, поведения клиента и неожиданного обсуждения их.
  • Наличие пассивных клиентов. Такие клиенты в основном молчат и их молчание можно использовать как способ демонстрации их собственной активности, стремления помочь осознать свою ответственность за протекание групповых процессов.
  • Нежелание клиента говорить о себе. Стимуляция обсуждения в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: