Стратегический план

Риски проекта

В этом блоке отвечают на следующие вопросы:

- В каком состоянии находятся взаимоотношения высшего руководства предприятия с руководителями правительства страны, области, местных органов власти?

- Существует ли возможность влияния изменения этих отношений на экономическом положении предприятия?

- При получении ответа на данный вопрос постарайтесь выяснить, каким образом, по мнению руководства предприятия, изменение данных отношений может отразиться на экономическом положении предприятия, будут ли у предприятия затруднения с реализацией текущих операций (например, с оформлением разрешений, лицензий, с осуществлением дополнительной эмиссии и т. д.) и перспективных планов (получением землеотвода под новое строительство, получение разрешения местных органов, осуществляющих контроль за экологией и т. д.).

- Какие, на Ваш взгляд, планируемые изменения в законодательстве способны оказать значительное влияние на экономическое положение предприятия?

- Имеются ли претензии к предприятию со стороны органов контроля за экологией и общественных экологических движений? Какое влияние оказали эти претензии на формирование общественного мнения о компании и продуктах производства.

- Имелись ли случаи (за последние 5 лет) существенного загрязнения предприятием окружающей среды? Деятельность каких структурных подразделений в наибольшей степени способствовала загрязнениям.

- Возможно ли неблагоприятное отношение к высшему руководству предприятия со стороны рабочих или профессиональных союзов?

- Имелись ли на предприятии факты официального выражения рабочими недовольства принимаемыми руководством управленческими решениями?

- Сформулируйте кратко права профессионального союза и его влияние на принятие решений.

- Имеется ли риск для предприятия, связанный с неблагоприятными природно-климатическими условиями региона, способными оказать влияние на деятельность производства?

- Как, по Вашему мнению, смогут ли отразиться итоги политической борьбы в регионе на деятельности предприятия?

- Сформулируйте, в общем, те неопределенные обстоятельства, которые не поддаются контролю со стороны предприятия и способны оказать на него значительное влияние?

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса организация должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность организации в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель организации может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал организации и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность организации в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности организации. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Задачи стратегического плана могут быть следующими:

- повышение контролируемой доли рынка

- предвидение требований потребителя

- выпуск продукции более высокого качества

- обеспечение согласованных сроков поставок

- установление уровня цен с учетом условий конкуренции

- поддержание репутации организации у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается.

В целом же задачи стратегического планирования любой организации сводятся к следующему:

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек организации, и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4. Улучшение социальной политики организации.

Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

Стратегический анализ и выбор стратегии имеют небольшое значение для организации до тех пор, пока новая стратегия не применяется. «Разработка стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии – главные задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком направлении движется организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а также те шаги и действия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляется стратегический план». Таким образом, в стратегическом плане определяются конкретные мероприятия по применению стратегии компании.

Главная цель разработки стратегического плана – определить потребность организации в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и / или между подразделениями предприятия.

В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии организации, а также конкретные мероприятия по их реализации.

Желательно, чтобы результаты работ были оформлены в виде отдельных документов.

Это более целесообразно, чем составление единого документа по следующим причинам:

- это дает возможность вносить изменения в каждый документ отдельно;

- повышается «олбозримость» и «читабельность» документов;

- к различной стратегической информации предъявляются различные требования конфиденциальности и если они будут оформлены в виде отдельных документов, управление ими будет проще.

В состав стратегического плана могут входить следующие документы (примерный перечень):

- Отчет о стратегической диагностике.

- Миссия предприятия

- Основные стратегические цели.

- Стратегия развития компании.

- План стратегический мероприятий.

Отчет о стратегической диагностике – это документ необходим для того, чтобы зафиксировать предпосылки, на основании которых разрабатывается стратегия предприятия. этот документ может состоять из следующих разделов:

1. Общие сведения о предприятии (описание текущей миссии, стратегии и структуры предприятия).

2. Характеристика внешней среды (основные возможности и угрозы). Здесь приводятся результаты анализа внешней среды (например, перечень основных тенденций в ближайшем окружении предприятия).

3. Характеристика предприятия (основные сильные и слабые стороны, определение уникальных конкурентных преимуществ фирмы). Здесь приводятся результаты анализа внутренней среды (например, краткое описание фактической деятельности по основным функциональным направлениям – маркетинг, производство, финансы, управления и т.д.).

4. Результаты SWOT-анализа. Здесь провидится анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на перспективы развития предприятия. К внешним факторам относятся возможности со стороны рынка и угрозы со стороны конкурентов. К внутренним – основные сильные и слабые стороны предприятия по сравнению с ближайшими конкурентами предприятия.

5. Предварительные рекомендации по разработке стратегий предприятия.

Миссия предприятия – в современных моделях стратегического управления считается, что формулировку миссии должен знать каждый сотрудник, поэтому целесообразно оформлять ее в виед отдельного документа. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность распространять эту информацию среди всех заинтересованных лиц, включая сотрудников, партнеров и т.д.

Основные стратегические цели – в этом документе формулируются важнейшие цели предприятия в долгосрочной перспективе. Это рекомендуется делать на основа SWOT-анализа, то есть путем анализа взаимодействия внешних и внутренних факторов определять набор возможных состояний предприятия – от наилучшего до наихудшего.

Затем определяются наиболее реалистичные рыночные (маркетинговые) цели предприятия. после определения маркетинговых целей выявляются производственные, организационные и финансовые цели.

Таким образом, в это раздел входят перечни целей предприятия в основных функциональных областях, например, маркетинговые цели, производственные цели, цели НИОКР и т.д.

Стратегия развития компании – в это документе дается описание стратегий, применяемых предприятием для достижение его целей. Желательно, чтобы были перечислены и охарактеризованы все основные стратегии предприятия: базовая, конкурентная, портфельная и т.д. Кроме того, по каждой функциональной области, для которой выделены стратегические цели, необходимо сформулировать функциональные стратегии.

Эти формулировки должны служить для оценки конкретных мероприятий, которые должны способствовать достижению целей предприятия.

План стратегических мероприятий – этот документ представляет собой описание последовательности действий (конкретных мероприятий или проектов), которые направлены на достижение стратегических целей.

По каждому из этих мероприятий приводится их характеристика, сроки, ответственный исполнитель и требуемые ресурсы.

Процесс разработки стратегического плана очень похож на процесс разработки миссии предприятия и также требует участия всех «ключевых сотрудников» предприятия. основное отличие заключается в том, что к разработке плана подключается значительно больше сотрудников предприятия, поэтому процесс согласования целей, состава работ и распределения ресурсов от отдела к отделу и от уровня к уровню может оказаться очень утомительным, требующих многочисленных согласований и собраний.

В любом процессе разработки стратегического плана является итеративным, т.е. процессы согласования между различными уровнями управления и между подразделениями выполняются последовательно, друг за другом. При этом результаты, полученные на предыдущем этапе, могут уточниться (или даже пересматриваться) с учетом результатов последующего этапа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: