По уже устоявшейся традиции, исходным методом (инструментом) стратегического исследования внешней и внутренней среды предприятия является SWOT-анализ. SWOT – это аббревиатура следующих слов: S-strong sides – сильные стороны, W-weakens – слабые стороны, O – opportunities - возможности, T - threats – угрозы. Технически такой анализ сводится к правильному заполнению табл. 6.1. SWOT-анализ внешней среды может проводиться как индивидуально, так и в группах. По правилу анализ проводится в два этапа. На первом этапе сначала заполняется квадрант «Возможности», а затем — «Угрозы». На втором этапе сначала заполняется квадрант «Сильные стороны», а затем — «Слабые стороны». К особенностям целевого SWOT-анализа при исследовании внешней среды организации относятся следующие. Во-первых, необходимо строго соблюдать указанную последовательность этапов, т.е. первым должен быть анализ «возможности/угрозы». В-третьих, в случае коллегиального анализа лучше всего, чтобы все зафиксированные в таблице позиции были прочитаны вслух каждым участником анализа. При этом те позиции, с которыми согласны все или существенное большинство участников, можно выделить как уже достигнутый результат анализа; а позиции, по которым возникли противоречия, т.е. своего рода отклонения, подвергнуть дополнительному аналитическому обсуждению. Инфраструктура, т.е. внешняя сфера, оценивается по следующим направлениям - Клиентура, Поставщики, Посредники, Конкуренты. Возможности предприятия - это та сфера деятельности предприятия, в которой оно рассчитывает получить весомые преимущества. Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям: по продукции (какие позиции ассортимента дают наибольший и наименьший оборот, продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход), по рынкам (какие рынки являются наиболее и наименее приоритетными для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода), по отраслям (в каких отраслях реализуется продукция фирмы, какие доли рынков принадлежат фирме), по потребителям (кто является постоянным потребителем, что привлекает их в данной продукции, что нужно сделать, чтобы привлечь новых потребителей). Угрозы – определение, с какой стороны оно может ожидать неблагоприятных действий. (потребители, поставщики, конкуренты, государство, посредники).
После составления таблицы SWOT следует ответить на следующие вопросы, которые помогут сформулировать стратегию компании:
|