Тема 5. Мировой рынок услуг
5.1.Сущность и тенденции развития сферы услуг.
5.2. Регулирование рынка услуг. Основные виды услуг на мировом рынке.
Торговля услугами имеет ряд особенностей, которые в значительной степени обусловлены самой природой услуг:
1. Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговли услугами основана на прямых контактах между потребителем и производителем услуг.
2. Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом, или иностранцы присутствуют в стране производителя.
3. Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, поэтому маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг.
4. Характерное для последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных, медицинских и др. видов услуг.
5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства.
|
|
6. Международная торговля услугами имеет больше препятствий и барьеров, чем торговля товарами (рынок услуг является более сложным). Основная часть услуг должна быть сертифицирована.
7. В международную торговлю вовлечены не все услуги, а лишь их часть. Например, бытовые коммунальные услуги оказываются по месту проживания.
Основные тенденции развития сферы услуг.
1. Самая важная тенденция, характеризующая сферу услуг, – рост занятых в данной сфере (в США – 82% от общего количества занятых, в России – 50%).
2. Диверсификация услуг, которые оказываются крупными корпорациями. Предложение пакетов (комплексов) услуг (например, банки предлагают банковские, страховые, финансовые, посреднические и биржевые услуги).
3. Увеличение разнообразия услуг.
4. Либерализация сферы услуг (в особенности сферы информационных услуг).
5. Мощное развитие сферы информационных услуг, что связано с переходом к информационной (постиндустриальной) эре.
Главная проблема рынка услуг в России – малое разнообразие и низкое качество.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.