Сущность и тенденции развития сферы услуг

Тема 5. Мировой рынок услуг

5.1.Сущность и тенденции развития сферы услуг.

5.2. Регулирование рынка услуг. Основные виды услуг на мировом рынке.

Торговля услугами имеет ряд особенностей, которые в значительной степени обусловлены самой природой услуг:

1. Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговли услугами основана на прямых контактах между потребителем и производителем услуг.

2. Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом, или иностранцы присутствуют в стране производителя.

3. Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, поэтому маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг.

4. Характерное для последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных, медицинских и др. видов услуг.

5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства.

6. Международная торговля услугами имеет больше препятствий и барьеров, чем торговля товарами (рынок услуг является более сложным). Основная часть услуг должна быть сертифицирована.

7. В международную торговлю вовлечены не все услуги, а лишь их часть. Например, бытовые коммунальные услуги оказываются по месту проживания.

Основные тенденции развития сферы услуг.

1. Самая важная тенденция, характеризующая сферу услуг, – рост занятых в данной сфере (в США – 82% от общего количества занятых, в России – 50%).

2. Диверсификация услуг, которые оказываются крупными корпорациями. Предложение пакетов (комплексов) услуг (например, банки предлагают банковские, страховые, финансовые, посреднические и биржевые услуги).

3. Увеличение разнообразия услуг.

4. Либерализация сферы услуг (в особенности сферы информационных услуг).

5. Мощное развитие сферы информационных услуг, что связано с переходом к информационной (постиндустриальной) эре.

Главная проблема рынка услуг в России – малое разнообразие и низкое качество.

Географическое распределение торговли услугами, предос­тавляемыми отдельными странами, отличается крайней нерав­номерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: