Развития города и региона

Тема 8. Стратегическое планирование социально-экономического

Таблица 7.5

Рис. 7.4 Классификация факторов, влияющих на выбор стратегии города

По А.П. Егоршину, существуют следующие варианты стратегии раз­вития территории по типам: «пессимистичный - реалистичный - оп­тимистичный» (табл. 7.5).

Рекомендуемые стратегии по вариантам развития

Пессимистичный вариант Оптимистический вариант Реалистичный вариант
«Тушение пожара» - ресурсы направляются на ликвидацию негативных последствий развития экономики «Фокусирование» - концентрация усилий на рентабельных отраслях экономики для создания конкурентного преимущества «Постоянное наступление» - агрессивная позиция с целью расширения рыночной доли или завоевания рынка в своих сегментах материального производства и АПК
«Отступление» - сокращение объемов и темпов роста отраслей народного хозяйства до определенных размеров «Дифференциация» - специализация на некоторых подотраслях экономики, целевых сегментах рынка «Захват незанятых пространств» - освоение новых видов продукции, технологий и территорий и достижение преимущества первопроходца
«Партизанская война» - борьба за сохранение отраслей экономики или рыночной доли с конкурентами из других городов «Сбор урожая» - максимизация доходов от некоторых отраслей экономики в краткосрочном периоде. В перспективе – сокращение объемов производства «Лидерство по издержкам» - производство товаров в большом количестве с минимальной себестоимостью и затратами на производство
«Сокращение» - постепенное свертывание убыточных отраслей экономики и перевод инвестиций в рентабельные отрасли «Ответный удар» - использование контрмер по защите отдельных отраслей или предприятий от конкурентов путем снижения цены, агрессивного маркетинга и стратегических альянсов «Опережающий удар» - сохранение лидирующего положения на рынке городов по отдельным отраслям и блокирование конкурентов на вторых ролях
«Ликвидация» - быстрое закрытие убыточных отраслей и предприятий народного хозяйства, требующих дополнительного финансирования из бюджета «Оборона и укрепление» - удержание рыночной позиции лидером в случае дефицита средств для проведения наступательной политики «Лидерство по качеству жизни» - достижение лучших результатов в городе по качеству жизни большинства населения и удержание этих позиций

8.1. Общая характеристика стратегического планирования развития

города и региона.

8.2. Цикл стратегического планирования развития города и региона.

8.3. Упрощенная схема пошагового процесса стратегического планирования развития города.

Кейс: «Анализ опыта разработки и реализации программ социально- экономического развития Ростовской области»

8.1. Общая характеристика стратегического планирования развития города и региона.

Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможность успеха. Среди них - ме­тоды и процедуры стратегического планирования. Стратегическое пла­нирование социально-экономического развития города и региона - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достиже­ния, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:

– согласование групповых интересов внутри сообщества;

– инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприят­ных факторов;

– определение реально осуществимых задач и целей;

– формирование программ и планов действий.

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государ­ственных предприятий, общественных организаций и органов терри­ториального общественного самоуправления.

Стратегический план - документ, играющий важную роль в развитии города или региона. Он концентрируется на перспективах региона (города) и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факто­ры. Он не отменяет и не заменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона (города) областях.

Стратегический план не является чисто административным докумен­том. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона (города), с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному со­обществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план - это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий и населения к ад­министрации, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стра­тегическое значение для региона (города), которые необходимо предпри­нять. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а зна­чит, и в их реализацию - широкого круга активных лиц. Таким образом, по сути речь идет о механизме стратегического партнерства в городе, то есть о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Отсутствие общественно одобренной и принятой властями страте­гии развития региона (города) снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона (города) и его адми­нистрации.

Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные города и регионы отлича­ются друг от друга по:

– размерам экономической активности;

– географическим характеристикам и природным ресурсам;

– экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

– социальной организации жизнедеятельности населения;

– политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Каждый город и регион, сталкиваясь со своими собственными про­блемами, решает их по-своему. Однако общие подходы и способы ре­шения оказываются схожими между собой.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план региональ­ного развития сегодня: как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе дол­жно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь челове­ка, высокий уровень и качество его жизни. В связи с этим исходным пун­ктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соот­ветствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или горо­да в конечном счете определяется уровнем и эффективностью производ­ства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно эконо­мическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:

– привлечение в регион новых производств;

– обновление структуры производства;

– развитие имеющихся производств и, прежде всего развитие инф­раструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

– создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Наиболее характерные проблемы экономического развития россий­ских регионов - это не только привлечение в регион новых экономичес­ких агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание за­нятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

8.2. Цикл стратегического планирования развития города и региона

Коротко цикл стратегического планирования экономического раз­вития региона или города можно представить в следующем виде:

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона или города.

3. Определение сильных и слабых сторон региона или города.

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

5. Разработка концепции развития

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Рассмотрим последовательно все стадии стратегического планирования экономического развития региона или города.

1. Определение целей развития

Каковы основные цели развития региона или города? Квалифициро­ванный и исчерпывающий ответ на этот вопрос носит нетривиальный характер. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону или городу намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности.

Обычно различают общие цели развития, или так называемую мис­сию и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели дол­жны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты времени, быть четкими и относительно крат­кими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, на­селение, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономическо­го развития требуют своего обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.

Цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. Обычно региональные и городские администрации испытывают большие трудности при установлении иерархии целей и приоритетов развития. А так как местные ресурсы ограниченны, то определение приоритетов становится важнейшей управленческой за­дачей. Развертывание нескольких параллельных крупных проектов, тре­бующих значительных ресурсов, не может создать соответствующий фундамент для преобразования.

В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление стратегий, проектов и программ эко­номического развития. Следует наметить как долгосрочные, так и крат­косрочные цели. Общие цели регионального развития, как правило, ха­рактеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные ориенти­ры экономического развития. В соответствии с концепцией кардиналь­ного поворота к человеку, реализации основной политики государства, направленной на создание условий достойной жизни, необходимо уста­новить социальные стандарты жизненных условий, критерии и показа­тели эффективности, которые должны быть достигнуты в регионах. Цели должны опираться на количественные и качественные данные о сооб­ществе. Они должны быть достаточно гибкими и поддаваться измене­нию и трансформации в зависимости от меняющихся политических ори­ентиров и от полученных промежуточных результатов. Общие цели одновременно служат критерием развития и ориентиром для действий.

Общие цели транслируются в более конкретные, которые дают под­робные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона. Если общие цели нельзя транслировать в измеримые и конкретные, то это означает, что невозможно построить системные меры по продвижению к этим целям. Конкретные цели отвечают на детальные вопросы: «Что должно произойти, с кем конкретно, где и когда? Какие количественные результаты должны последовать?» Так, например, недостаточно в качестве конкретной цели указать: «стиму­лировать рост». В рамках такой формулировки остается неясно, о ка­ком росте идет речь: росте населения, числа предприятий, занятых, или о росте объема продаж, доходов всех юридических лиц, или же о росте местной промышленности, торговли, или какой-либо еще отрасли. Другими примерами формулировки целей в излишне общем виде, мо­гут служить, например, такие:

– улучшить климат для бизнеса;

– уменьшить безработицу;

– повысить экономическое благосостояние жителей.

Все эти излишне общие цели мало что дают для планирования эконо­мического развития региона. Целесообразно формулировать цели более подробно и количественно определенно. Они должны содержать конкрет­ные показатели развития и опираться на социально-экономические стан­дарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.

2. Анализ внешней среды развития региона и города

Факторы экономического роста могут быть внутренними или вне­шними по отношению к региону или городу. Внешними факторами экономического развития являются общие экономические условия: курс национальной валюты, таможенные тарифы и пошлины, инфляция, налоги, межбюджетные отношения, правительств. субсидии, инвестиции, иностранная помощь.

Внутренние факторы экономического развития основываются на развитии местных ресурсов: рабочая сила, инфраструктура путей сооб­щения и связи, доступность свободных производственных мощностей, офисных помещений.

Стратегическое планирование должно опираться на учет всего множества внешних факторов развития. Стратегический план должен учитывать вертикальные связи - с высшими уровнями правительства, и гори­зонтальные - с соседними сообществами. Оценка внешних факторов - одна из отли­чительных характеристик стратегического планирования, она должна распространять­ся не только на региональный, но и нацио­нальный и международный уровни. В процессе анализа внешней среды развития региона или города вы­деляются благоприятные и неблагоприятные факторы развития регио­на (географические, экологические, демографические, ресурсные, ис­торические и пр.). Проводится системный анализ возможностей и угроз развитию города.

С помощью количественного и качественного анализа экономичес­кой, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для эконо­мического развития региона (финансовые, человеческие, природные, ин­ституциональные). Анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВНП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития аналогич­ных регионов, осуществляется региональный бенчмаркинг, и таким образом выявляются внешние факторы регион. развития.

Интересен опыт развитых стран в формировании информационно­го поля, характеризующего относительное развитие регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников ин­формации - Ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она готовится некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprise Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты клас­сифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы. Штаты соревнуются между собой за хорошее место в статистической карте. Если их относи­тельная позиция сдвигается вниз при очередном представлении ежегод­ной статистики в апреле, администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов:

1) экономической эффективности - рост занятости, доходы, уро­вень бедности, экологические и социальные условия;

2) деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появле­ния и закрытия предприятий, рост торгового сектора;

3) потенциала роста, включающего средний образовательный уро­вень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры:

4) налогово-фискального, отражающего тяжесть и обоснованность местных налогов.

Ни у одного региона не могут быть хорошими сразу все эти показа­тели, однако их оценка в сравнении с другими сообществами есть пер­вый шаг к определению лучшей стратегии в будущем. Такая статисти­ческая карта, показывающая, как много различных факторов, присущих определенному сообществу, играют важную роль в принятии экономи­ческих решений, была бы полезна и для России.

3. Определение сильных и слабых сторон региона и города

Определяются результаты осуществления предшествующих про­грамм социально-экономического развития региона. Выявляются при­чины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению региональ­ным экономическим развитием.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:

– человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, его национальный состав, миграция, факторы роста населения, образова­ние, профессиональный состав занятых, уровень и динамика безработи­цы, доходы, уровень заработной платы, ВВП надушу населения, произ­водительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);

– природные ресурсы (использование земли, зонировние, свободные площади и цена земли, наличие природных ископаемых, рекреацион­ные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

– экономические ресурсы (структура местной экономики: какие отрасли превалируют; какие производства развиваются быстрее, при­ватизация, собственность на землю, общественные и частные инвести­ции, состав и объем муниципальных услуг и их соответствие потребнос­тям населения, свободные производственные площади, наличие и качество жилья, инфраструктура, транспорт и связь, степень развития малого пред­принимательства, «экспортная» деятельность предприятий региона).

Определяются характеристики предпринимательского климата. Выживание фирм зависит от их поддержки органами местного управ­ления. Предпринимательский климат служит индикатором уровня под­держки деловой среды со стороны местной администрации. О том, как местные органы поддерживают развитие бизнеса, можно судить по сле­дующим показателям: отношение сообщества к ним, трудовые отно­шения, налоги и правила, касающиеся экономических субъектов, уро­вень и качество муниципальных услуг, информационные, транспортные и коммуникационные услуги для экономических субъектов, програм­мы подготовки рабочей силы, доступ к капиталу и его стоимость, нали­чие агентства по городскому или региональному развитию.

Еще одним важным фактором развития деловой активности является наличие развитой сети образовательных и исследовательских учреждений. Как правило, образовательные и научно-исследовательские центры явля­ются не только источником высококвалифицированных кадров, но и ини­циаторами конференций и семинаров, стимулируют различные иннова­ции, которые получают свое развитие в конкретных предпринимательских проектах. Имеющиеся научные и образовательные возможности становят­ся важным фактором поддержки развития бизнеса в регионе или городе.

Традиционно регионами с самым большим экономическим потен­циалом являлись те, которые имели доступ к топливным ресурсам, сы­рью, капиталу, дешевому труду и емким местным рынкам. Эти есте­ственные преимущества в новых условиях стали терять свою значимость с развитием новых информационных технологий, систем транспорти­ровки и телекоммуникаций. Исследования показывают, что современ­ный бизнес процветает в тех регионах и городах, где можно привлечь квалифицированный труд, где возможен доступ к современным сред­ствам коммуникаций, где создана современная инфраструктура.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постин­дустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества в производстве не только ма­териальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские и пр. услуги, услуги связи, информа­тики, образования, медицинские услуги - все эти виды экономичес­кой активности в современных условиях могут способствовать регио­нальному и городскому развитию.

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ

В рамках стратегического планирования предусматривается использо­вание имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основ­ных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособ­ности, поддающиеся формированию в процессе управления экономичес­ким развитием. Таким образом, формируются новые или выявляются не­реализованные региональные преимущества. Основной упор делается на создание таких новых местных преимуществ, как развитая рыночная инфраструктура, наличие коммуникационных линий, безопасность (лич­ная и бизнеса), наличие институтов, поддерживающих бизнес, наличие квалифицированных кадров, благоприятные условия для инвестиций.

Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инф­раструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом: социально-экономичес­кое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регио­не банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и дру­гие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивно­сти всего экономического комплекса.

Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи. Современные коммуникационные линии, развитость региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет - в настоящее время эти факторы стали иметь такое же значение, какое в начале века для регионального развития имели железные дороги.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня мо­жет оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион с низким уровнем безопасности.

Создание и поддержание высокого уровня квалификации региональ­ных кадров - также весьма существенный фактор регионального разви­тия. В конечном счете развитие региона зависит от степени квалифи­кации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекающим работников. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачивае­мыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

Процесс создания новых рабочих мест должен учитывать не только их число (оно, конечно, тоже имеет известное значение), но и их каче­ство. Хотя каждое новое рабочее место способствует росту доходов се­мей и сообщества в целом, разница между созданием просто рабочих мест и созданием качественных современных рабочих мест несомнен­на - только последние обеспечивают нормальные условия труда и ка­чественно более высокий уровень благосостояния.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности того, как максимально использовать сильные стороны региона (города), а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества. Для этого по­лезно воспользоваться данными СВОТ-анализа и вычленить:

– мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей;

– мероприятия, которые необходимо провести, чтобы преодолеть слабые стороны, используя предоставленные возможности;

– мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использо­вать сильные стороны для избежания угроз;

– мероприятия, которые необходимо провести, чтобы минимизи­ровать слабые стороны для избежания угроз.

В целом этап оценки сильных и слабых сторон развития региона (города) и анализа местных преимуществ помогает определить:

– проблемы, с которыми сталкивается экономика региона (города);

– конкурентные преимущества;

– препятствия на пути к достижению целей и задач экономическо­го развития;

– региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику;

– местные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития.

5. Разработка концепции развития

На данном этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития рос­сийской экономики. В основе концепции лежит выявление приоритет­ных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, а также конкурентных преимущества данного региона (города).

Примерная структура концепции может быть следующей:

– цели и задачи развития;

– принципы развития;

– факторы развития;

– приоритетные направления развития;

– ресурсы развития;

– механизмы развития.

Главной целью развития региона (города) может быть обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создание базовых инновационных структур, которые уже в ближайшем будущем станут фактором развития.

Принципами развития могут быть, в частности, следующие:

– опора на собственные силы;

– учет постиндустриальных тенденций развития;

– развитие в городе малого и среднего предпринимательства;

– использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

Определяя факторы развития, целесообразно выявить факторы кон­курентоспособности, отличающие данный регион (город) от других. Также очень важно определить новые факторы конкурентоспособности, которые можно сформировать: развитая рыночная инфраструктура; наличие коммуникационных линий; безопасность (личная и бизнеса); комплекс институтов, поддерживающих бизнес; корпус квалифициро­ванных кадров; благоприятные условия для инвестиций.

Приоритетные направления развития в значительной мере опреде­ляются конкретной спецификой тех или иных регионов или городов. Основными ресурсами развития являются:

– материальные ресурсы и имеющиеся мощности;

– финансовые ресурсы;

– кадровые ресурсы.

6. Разработка плана конкретных действий и программ социально-эко­номического развития

Стандартный план конкретных действий включает в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы промежуточного контроля и об­ратной связи, предполагаемые результаты и возможные последствия реализации планов и программ.

План конкретных действий разрабатывается на основе концепции социально-экономического развития, при этом весьма важным аспек­том составления такого плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятель­ными разделами стратегического плана развития региона могут стать:

– Управление региональной собственностью, в том числе природ­ными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегаю­щих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности. Первые шаги администрации по экономическо­му развитию региона предполагают объемную и целенаправленную ра­боту по зонированию.

– Формирование дополнительных источников финансирования раз­вития региона. Этот раздел включает в себя меры по повышению эффек­тивности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, управ­лению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привле­чению международных источников финансирования, развитию налого­вой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий.

– Меры по поддержке малого предпринимательства. В первую оче­редь этот раздел может включать в себя развитие проектного финанси­рования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компа­нии, гарантийного фонда, создание регионального инкубатора малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, содействие обучению и проведению тренингов. Также в данном разделе найдут свое место такие меры, как установление сравнительно низких, но полностью собираемых налогов; защита от криминального и легаль­ного монополизма, поощрение конкуренции; борьба с незаконными видами бизнеса и коррупцией в госаппарате; привлечение вкладов насе­ления в финансово банковскую систему и в конечном счете в реальные инвестиции; эффективная приватизация, земельная реформа; совершен­ствование законодательства, устранение пробелов и противоречий.

– Восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей, утраченных в результате разруше­ния административно-командной системы и «суверенизации» регионов.

– Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городс­ком хозяйстве.

– Маркетинг региона и его «продвижение». Этот раздел включает меры по разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизне­са в регионе, обеспечению информационной открытости путем предо­ставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о регионе, координации действий по региональному развитию с ТПП и местными банками, использованию средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания, использованию методов коммер­ческого маркетинга для привлечения новых экономических агентов в регион, прежде всего стратегических инвесторов.

Относительно самостоятельным аспектом плана действий является деятельность по сохранению и расширению имеющихся производствен­ных мощностей и по привлечению в регион (город) новых бизнесов. Пер­вый вид деятельности нацелен на сохранение и расширение местных компаний, которые уже обосновались в регионе или городе. Сохранение бизнеса предполагает усилия, направленные на то, чтобы избежать ухо­да местных компаний из региона или города, или их банкротства. Если такое случается, то это приводит к потере части доходов бюджета, не говоря уже о негативном влиянии на уровень занятости и увеличение социальной напряженности. Конкретная деятельность местной админи­страции сосредоточивается вокруг разрешения проблем и создания воз­можностей для компаний, чтобы они могли расширяться, создавать но­вые рабочие места, получать доступ к капиталу, поставлять продукцию на местный рынок, создавать предпринимательские сети.

Усилия по сохранению и расширению бизнеса лежат в центре эко­номических интересов сообществ. Дело в том, что те регионы и города, которые соответствуют потребностям существующего в них бизнеса, имеют больше шансов привлечь другие виды бизнеса и инвестиций. Когда уже существующие предприятия крепнут и расширяются, дру­гие предприниматели оценивают это как признак благоприятной для предпринимательства обстановки.

Усилия, направленные на то, чтобы привлечь бизнес, могут иметь много позитивных последствий, включая создание новых рабочих ра­бочих мест, новых источников бюджетных поступлений и освоение новых технологий. Привлечение нового бизнеса может в дальнейшем стимулировать привлечение в данный регион соответствующих постав­щиков или потребителей.

Чтобы утвердиться в качестве места, привлекательного для бизнеса, сообщество должно располагать адекватной инфраструктурой, надеж­ными городскими службами, качественными услугами, доступными помещениями, рабочей силой, капиталом и другими возможностями. Привлечением нового бизнеса в город или регион занимается муници­пальный или региональный маркетинг.

Планы стратегического развития региона (города) могут принимать форму программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом ра­зумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат подпрограммы и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо ориен­тироваться на следующие принципы.

– Переориентация деятельности всех структур на развитие челове­ка и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему. Выбор критериев и показателей разви­тия человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уров­ня и качества.

– Постановка целей и задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели. Выбор основных направлений и ориен­тиров движения в процессе достижения цели.

– Выявление ресурсов для решения поставленных задач и достиже­ния цели.

– Проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности.

– Заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отда­ленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реа­лизации.

– Применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам).

Механизм реализации программы включает в себя следующие блоки:

– информационный;

– нормативно-правового регулирования;

– организационно-распорядительный;

– финансово-экономический;

– ресурсный;

– оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются на договор­ных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники, имеющие свое видение решения назревших про­блем и способные их решать.

Механизмы проведения преобразований, которые включают спосо­бы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и про­ведение необходимых организационно-технических мероприятий, кон­кретизируются при разработке соответствующих подпрограмм. Подпрограммы в совокупности составляют сбалансированный комп­лекс. В отсутствии такой организационной подготовки неизбежно рас­пыление и без того ограниченных ресурсов.

Реализация стратегического плана социально-экономического раз­вития региона (города) включает в себя регламентацию следующих ос­новных организационно-технических аспектов:

– поиск заинтересованных юридических и физических лиц, мате­риальных и финансовых ресурсов;

– формирование благоприятного общественного мнения, обеспе­чение материальной и моральной заинтересованности каждого челове­ка, который может повлиять на достижение конечных результатов, под­держка инноваций;

– подготовка и принятие на соответствующих уровнях норматив­ных и директивных документов, необходимых для проведения преоб­разований;

– создание организационных структур реализации проектов, обу­чение специалистов работе в новых условиях;

– контроль выполнения планов и программ.

7. Анализ эффективности и результативности

Стратегическое управление развитием региона предполагает не толь­ко разработку плана конкретных действий, но и проведение монито­ринга социально-экономического состояния региона (города). Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями регионального раз­вития, что дает возможность осуществить оценку эффективности и ре­зультативности предпринятых мер. При этом оценивается, совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стра­тегия поддержку жителей.

Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами дея­тельности. Мониторинг выявляет показатели или результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в це­лом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.

Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство экономического развития. Агент­ство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, местного совета, руководителей градообразую­щих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, обще­ственности. Широкое представительство в Агентстве всех заинтересован­ных сторон является залогом разработки взвешенной стратегии развития. Процесс разработки стратегического плана экспертами Агентства и его широкое обсуждение помогают предпринимателям города лучше понять роль администрации в обеспечении условий развития бизнеса, а админи­страции - лучше узнать нужды предпринимателей. Агентство на постоян­ной основе формирует стратегический план развития с учетом интересов

и мнений всех групп и представителей местного сообщества, а также уча­ствует в мерах по его реализации.

Агентство может содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальны­ми инвесторами, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкубатор, выявить резервы использования нежилых помещений, орга­низовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией может заняться разработкой общественного видения будущего региона (города), для чего целесообразно проводить в администрации на регулярной основе встречи с предпринимателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, проводить обучающие семинары по проблемам эко­номического развития. Новый подход к экономическому развитию регио­на состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов, но иполитиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий рамки для любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и прорабо­танной базе. Сам процесс стратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие регио­на, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управлен­ческих действий, предпринятых в рамках стратегического плана.

В качестве примеров планов развития можно привести планы, раз­работанные в начале 1999 г. администрациями городов Нижний Новго­род, Саратов и Ярославль. Эти планы были разработаны с участием Фонда «Институт экономики города». Каждый из этих планов индиви­дуален. Их объединяет то, что для их реализации практически не требу­ется дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив - они направле­ны на создание условий для привлечения дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования име­ющихся ресурсов, в том числе:

– формирование системы планирования социально-экономи­ческого развития города;

– повышение эффективности расходов местного бюджета;

– обеспечение устойчивости и роста эффективности функциони­рования жилищно-коммунального хозяйства;

– улучшение транспортного обслуживания и снижение дотацион­ной зависимости муниципальных предприятий транспорта;

– введение новой системы землепользования на принципах право­вого зонирования, стимулирование рынка земли и недвижимости;

– развитие системы жилищной ипотеки;

– конкурсное финансирование социальных программ, дальнейшее развитие адресной помощи малоимущим семьям и одиноким гражданам;

создание механизмов финансового обеспечения экологической политики.

Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих техноло­гий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления. Безуслов­но, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных профессиональных сообществ.

Проведенный анализ практики планирования в 60 субъектах РФ позволил выявить основные виды, направления и степень интенсивность региональной плановой деятельности.[12] В частности, при различии форм и методов планирования его сферы и проблемы едины для всех рассмотренных регионов. Главными направлениями планирования являются:

– содействие проведению экономических реформ, формирование в регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

– сокращение дифференциации уровня социально-экономического развития районов и городов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы;

– достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.

Первое место по приоритетности занимают программы развития и реформирования региональных экономик, особенно структурной перестройки промышленности. Большое значение придается формированию эффективной социальной политики, позволяющей повысить уровень жизни населения. Таким образом, в большинстве регионов планирование используется для решения текущих социально-экономических проблем. Намного меньше внимания уделяется перспективному развитию регионов. Разработка средне- и долгосрочных программ и стратегических документов остается пока достаточно редким явлением. Вместе с тем, в ряде регионов наметились некоторые позитивные тенденции. Это, прежде всего, переход от подготовки краткосрочных и антикризисных программ к составлению документов средне- и долгосрочного социально-экономического развития: концепций, стратегических планов, долгосрочных комплексных программ.

В ходе исследования выявлена тенденция формирования единой методологии разработки региональных документов стратегического развития. Субъекты Федерации существенно различаются по уровню социально-экономического развития, структуре экономики и другим параметрам. В то же время анализ показал, что в регионах начинает складываться определенная последовательность этапов процесса планирования.

1 этап – разработка концепции развития, состоящей из следующих разделов: анализ социально-экономического положения, оценка его преимуществ и недостатков, имеющихся ресурсов, внешних и внутренних факторов; разработка целей и задач развития; определение стратегических приоритетов и основных направлений социально-экономического развития; формирование механизмов для их реализации.

2 этап – разработка комплексной программы социально-экономического развития, целевых программ, бизнес-планов и оценка их эффективности. Программы социально-экономического развития регионов бывают трех видов: а) традиционные, определяющие сферы развития и соответствующие мероприятия в рамках бюджетного финансирования, лишь косвенно связанные со стратегической концепцией; б) программы, логически связанные с концепцией, однако не имеющие механизмов реализации; в) программы, содержащие конкретные мероприятия и механизмы реализации в рамках стратегической концепции.

3 этап – мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи за счет внесения корректировки в действующие концепции, программы и планы. Многие регионы осознали необходимость мониторинга и активно внедряют данную систему.

Основными недостатками разработанных стратегических документов являются:

– неглубокий и некомплексный анализ социально-экономической ситуации и имеющихся ресурсов региона. Как правило, аналитические разделы документов содержат описание социально-экономической ситуации, реже - в них выявляются тенденции развития, еще реже - анализ имеющихся ресурсов, часто - отсутствует анализ преимуществ и недостатков региона, внешних факторов его развития;

– слабая проработка блока целеполагания. Цели развития часто нечетко определены качественно, не говоря уже о количественном выражении. Отсутствует научное обоснование таких целей;

– в региональных концепциях трудно найти четкую формулировку и научное обоснование стратегического выбора;

– существенным недостатком большинства концепций является слабая поддержка программных мер действенными механизмами их реализации, хотя некоторые регионы параллельно разрабатывают программы социально-экономического развития и соответственно планы действий по их реализации;

– другая проблема – отсутствие должной увязки рассматриваемых документов с перспективами развития Федерации и муниципальных образований. Несоблюдение принципа системности негативно влияет на потенциальную эффективность подготовленных концепций;

– в большинстве концепций не предусмотрены механизмы мониторинга, благодаря которым можно отслеживать прогресс их реализации и обеспечивать обратную связь.

Таким образом, анализ текущей практики регионального планирования В России свидетельствует о положительных тенденциях в его использовании для решения социально-экономических проблем территорий. Вместе с тем отсутствие государственной системы территориального планирования, а также его недостаточное научно- методическое обеспечение не позволяют в полной мере задействовать возможности данного инструмента.

8.3. Упрощенная схема пошагового процесса стратегического

планирования развития города

1. Определение необходимости стратегического планирования (СП). Обращение за поддержкой в процессе СП к:

– представителям выборных органов власти;

– руководителям департаментов и ведущим сотрудникам городской администрации;

– представителям деловых кругов, ассоциациям предпринимателей;

– представителям общественных организаций, научно-исследователь­ских институтов, университетов;

– гражданам.

2. Извещение о решении начать процесс СП и разъяснение его ожидае­мых выгод:

– служащим;

– основным членам различных комитетов, комиссий и т.п.;

– прессе;

– гражданам.

3. Разработка структуры процесса СП — это:

– выбор подхода к процессу (нисходящий, восходящий принцип или

– их комбинация);

– изучение подхода;

– утверждение его основных стадий;

– расписание / планирование процесса СП.

4. Определение участников процесса СП.

5. Составление списка рабочей группы: созыв первого собрания;

– объявление, назначение или выбор председателя;

– распределение обязанностей в группе;

– составление расписания работы;

– график встреч;

– требуемые результаты встреч;

– рассмотрение первого варианта проекта;

– представление конечного варианта проекта;

– требования к отчетности и процесс проверки выполнения расписания;

– процесс утверждения проекта;

– согласования времени реализации;

– объявление о поддержке и стимулах для участников рабочей группы;

– разработка структуры рабочей группы (комитета, комиссии), опре­деление ее состава и принципов действия.

6. Определение основ (закладывание «фундамента») СП: определение целей СП, исходя из положений местного устава, фе­деральных и региональных законов или других источников; формулировка целей, если таковых не существует.

7. Проведение исследования внешней среды:

– разработка структуры исследования: определение тех составляющих внешней среды, которые необходимо изучить; определение тех фак­торов, для каждой составляющей, которые должны быть представ­лены в обзоре;

– используя матрицу исследования внешней среды (SWOT-анализ), по­ручить исследование каждой ее ячейки (каждого фактора в рамках оп­ределенных составляющих внешней среды) конкретным людям; обеспечение полного понимания всеми членами рабочей группы каждого из факторов внешней среды;

– повторный созыв рабочей группы, сбор всей накопленной инфор­мации;

– описание возможных сценариев будущего;

– детализация того описания, где дано наиболее вероятное будущее; обсуждение участниками рабочей группы сценария вероятного будущего для достижения его единого видения и понимания; обзор сценария будущего и извлечение из него внутренних слабос­тей города, внутренних возможностей (сильных моментов), возмож­ностей, предоставляемых городу внешней средой, внешних угроз (угроз, исходящих из внешней среды).

8. Изучение полученных результатов исследования и выводы: достижение максимальной согласованности целей; разработка задач для достижения каждой из поставленных целей; достижение максимальной согласованности между задачами; разработка стратегии решения каждой задачи; проработка как можно большего числа непредвиденных ситуаций; разработка планов действий для каждой непредвиденной ситуации; разработка механизмов контроля и их включение в план.

9. Подготовка письменного плана: назначение ответственных за подготовку чернового варианта плана, обсуждение «черновика» внутри группы, корректировка плана, представление исправленного варианта для обсуждения выборным властям, различным общественным группам и заинтересованным участникам СП; при необходимости, дополнительная корректировка плана.

10. Представление окончательного варианта плана властям для офи­циального утверждения.

11. Публикация плана.

12. Выполнение плана: принятие и воплощение стратегических направлений развития; создание и утверждение механизмов контроля; постоянное отслеживание выполнения плана; получение обратной связи и, при необходимости, внесение измене­ний в ход реализации плана.

13. Подготовка к следующему циклу планирования: обеспечение всех необходимой обратной информацией для после­дующего цикла планирования; подготовка схемы и расписания работы над следующим циклом пла­нирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: