Современные условия обмена технологиями

Лицензий и ноу-хау

Тема 4. Международный рынок технологий,

4.1.Современные условия и формы условия обмена технологиями.

4.2.Международная торговля лицензиями.

4.3. Цена технологии и факторы, на нее влияющие.

4.4. Формы платежа за лицензию.

Технология – это такой объект купли-продажи, который является результатом интеллектуальной деятельности и существует в двух формах: овеществленной (технологические линии, инструменты, приборы и т.д.) и неовеществленной.

Особенности рынка технологий:

1. Технология становится товаром лишь после определенной доработки.

2. Технология может стать товаром на любой стадии прохождения от идеи до рынка, однако должна удовлетворять определенным требованиям.

3. Технология только тогда считается товаром, когда покупатель рассматривает ее как новую, способную повысить его конкурентоспособность.

4. При заключении договора на покупку технологии часто затруднительно определить объект продажи в чистом виде. Например, поставка оборудования часто сопровождается передачей лицензий, обучением персонала и т.д.

Лидер в мировом экспорте технологий – США (более половины рынка). На втором месте – Япония – более 1/5 рынка. Объем промышленного производства по американским лицензиям в 2,5 раза превышает объем экспорта США. Лидер в импорте – Япония (более трети рынка). В России рынок технологий практически отсутствует.

Технологии имеют свой жизненный цикл.

На стадии роста ЖЦ предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы. На стадии зрелости осуществляется технологический обмен, который сопровождается прямыми инвестициями. На стадии упадка идет полная уступка прав собственности на технологию.

Передача технологий может осуществляться на коммерческой или на некоммерческой основе.

При передаче технологии на некоммерческой основе существуют следующие формы:

1. Информационный обмен базами данных.

2. Проведение научно-практических и научно-методических семинаров и конференций.

3. Обучение, стажировка и практика ученых, специалистов и студентов.

Основная доля некоммерческого технологического обмена приходится на непатентоспособную продукцию: деловые игры, изобретения, фундаментальные исследования.

К формам некоммерческого обмена можно условно отнести промышленный шпионаж.

Основные формы передачи технологий на коммерческой основе:

1. Продажа технологий в материальном виде (например, оборудование).

2. Прямые инвестиции, сопровождающиеся строительством, реконструкцией и модернизацией предприятий.

3. Продажа патентов и лицензий.

4. Совместное проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

5. Инжиниринг – деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-исследовательского характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: