Вопрос 7. Составление ликвидационного баланса

Формирование бухгалтерского баланса и отчетности имеет определенные особенности в такой процедуре банкротства как конкурсное производство.

В соответствии с ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

Целью ликвидационного баланса является определение ликвидационной стоимости предприятия. Оценка стоимости предприятия составляет одну из важнейших задач внешних управляющих предприятий банкротов.

Входящие остатки ликвидационного баланса должны соответствовать данным промежуточного ликвидационного баланса, чтобы обеспечить наглядную картину или показать результативность внешнего управления.

Ликвидационный баланс призван дать исчерпывающую характеристику имущества предприятия, а также источников его формирования на момент ликвидации.

Ликвидационный баланс имеет ряд особенностей по сравнению с операционным бухгалтерским балансом.

1. Он не должен содержать остатков по регулирующим счетам (02, 05,14, 16, 59, 63, 42) и бюджетно-распределительным счетам (96, 97, 98).

2. Способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных, поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества, которая позволит пользователям отчетности с максимальной точностью рассчитать наибольшую вероятность изменения собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ним лица.

3. Применение иной группировки статей актива и пассива соответствует фактической степени ликвидности имущества и установленному законом порядку удовлетворения требований к предприятию.

Ликвидация предприятия – это длительный процесс, состоящий из двух основных этапов:

1. Формирование конкурсной массы предприятия должника и определение всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов.

2. Погашение предъявляемых претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия банкрота.

Актив ликвидационного баланса предприятия представляет собой реальную конкурсную массу предприятия должника. Учитывая, что ликвидационный баланс составляется после удовлетворения требований кредиторов, поэтому после реализации конкурсной массы итог актива будет равен нулю.

Пассив ликвидационного баланса представляет собой сведения о капитале предприятия, о предъявленных претензиях кредиторов, прочих кредиторов. Пассив представлен убытками предприятия, сформированными как до, так и после открытия конкурсного производства, а также неудовлетворенными претензиями кредиторов, оставшихся после полного распределения конкурсной массы предприятия должника. Итог пассива на момент ликвидации, как и актива должен быть равен 0.

То, что актив ликвидационного баланса равен 0, свидетельствует об отсутствии каких-либо средств у организации банкрота. Тем самым ликвидационный баланс раскрывает информацию о том, какие субъекты и в каком объеме приняли участие в покрытии убытков несостоятельной организации.

Ликвидационный баланс закрывается: Д 99 К 91.9 (списание убытков от прочей деятельности)

Д 99 К 90.9 списание убытков от основной деятельности

Д99 К80 зачислены в уставный капитал средства, оставшиеся после погашения обязательств при ликвидации предприятия банкрота.

После завершения расчетов с учредителями в налоговую инспекцию необходимо подать заявление на ликвидацию. В нем указывается, что расчеты с кредиторами и учредителями завершены, а у органов государственной власти нет претензий к организации. Вместе с заявлением предоставляют ликвидационный баланс и квитанцию об уплате гос.пошлины. Кроме того, к заявлению необходимо приложить решение учредителя или уполномоченного органа о ликвидации организации; оригиналы учредительных документов; документы, подтверждающие уничтожение печати и бланков организации; акт о распределении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; справку, подтверждающую сдачу документов на хранение в государственный архив; справку о закрытии банковских счетов.

На обратной стороне заявления должны быть отметки, что организация снята с учета налоговых органов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда медицинского страхования, государственного фонда занятости населения РФ и органов статистики.

На основании предоставленных документов регистрирующий орган вносит запись в единый государственный реестр юридического лица. С этого момента считается, что организация прекратила свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: