*Он выделил истерию как заболевание и объяснил ее симптомы — параличи, амнезии, припадки — физиологическими причинами.
*Он подчеркивал значение гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов.
*Гипнотическое состояние он рассматривал как болезненное состояние сознания — помрачения сознания, аналогичные истерическим.
Особенно большая заслуга в использовании материалов патологии принадлежит Т. Рибо (1839—1916), основоположнику современной эмпирической психологии во Франции.
Егo вклад:
*Рибо разделял позиции ассоцианизма и считал, что теория ассоциаций представляет собой наиболее разработанный отдел в современной психологии.
*Он подчеркивал важность изучения анатомо-физиологических основ психических явлений, разделяя принципы физиологической психологии.
*Психология, по Рибо, должна быть экспериментальной наукой, но эксперимент не сводил к его лабораторной форме и называл патопсихологию естественным экспериментом самой природы.
|
|
*Многие труды Рибо посвящены исследованию болезней памяти, личности, чувств и др.
*Рибо считал, что психология должна быть объективной генетической, изучать конкретные факты психической жизни в их развитии.
*Возникновение социальных чувств, памяти, произвольного внимания, творческого воображения он связывал с общественными условиями существования человека, с его трудовой деятельностью.
Следует отметить также большую организаторскую деятельность Т. Рибо:
*Он основал первый печатный орган психологов журнал «Философское обозрение» (1876), в котором сотрудничали психологи и философы многих стран — Англии, Италии, Германии, Америки, России.
*В 1889 г. в Париже он организовал I Международный психологический конгресс с целью укрепления международных связей и сотрудничества психологов разных стран.
Внимание Рибо к фактам патологии, использование их для изучения психической жизни получило свое развитие в работах его ученика П. Жанэ (1859—1949).
Вгляды Жанэ:
Основным методом психологии он считал клиническое наблюдение.
*Научное психологическое исследование может быть только изучением всех психологических явлений исключительно как действий.
*Психология должна быть объективной в том смысле, что она должна изучать непосредственно наблюдаемое — действия, речь субъекта, его манеру говорить и т.п.
*Любой изучаемый психологом факт должен поясняться с помощью понятия действия: новизна, длительность, прерывность-непрерывность и т.д. В его изучение П. Жанэ включал количественный аспект, т.е. мощность или эффективность действия, а также напряжение. По показателям этих аспектов определялась принадлежность к норме или патологии и тяжесть заболевания.
|
|
*Жанэ развивает эволюционные идеи об уровнях поведения, каждый из которых отличается различной степенью сложности актов-действий. Вес функции психики, наблюдаемые в филогенезе и онтогенезе, описываются в последовательности их становления1. Поражением того или иного уровня объясняются психические заболевания: так, при неврозе поражаются верхние этажи; при идиотии поведение находится на стадии рефлекторных действий.
Исходя из представлений о важности общения. П. Жанэ построил учение о памяти как чисто человеческом изобретении и о ее социальной природе. Память — это рассказ о некотором событии прошлого, случившемся в отсутствие того, кому этот рассказ адресован.
Признаваемая Жанэ социальная обусловленность психики человека получила широкое развитие во французской психологической науке. Учениками П. Жанэ были А. Пьерон (1881— 1964), а также А. Валлон, Ж. Пиаже основатели современной генетической психологии.