Проблемы геронтосоциологии рассматриваются в трех уровнях: 1) индивида; 2) малой группы (микросоциума); 3) социальной структуры (макросоциума).
1. На социальный статус на уровне индивидуума существенное влияние оказывают следующие факторы:
• профессиональная деятельность (кем, как долго и успешно работал пациент, сохранил ли он возможность и способность к профессиональной деятельности и т. п.);
• семейный анамнез (с кем проживает пациент, как складывались его семейные отношения в течение жизни и в последние годы и т. п.);
• способность к адаптации: интересы; потребности; ценностные ориентиры; особенности поведения.
2. На уровне микросоциума имеют значение:
• роль место и функции пожилого человека в семье; • роль, место и функции человека в коллективе (как по месту работы, так и в группе по интересам);
• взаимоотношения пожилого человека с отдельно проживающими родственниками, друзьями.
3. На уровне демографической социальной группы социальный статус определяется:
|
|
• государственной политикой по отношению к пенсионерам; • отношениями между поколениями; • общими потребностями пенсионеров и возможностями их удовлетворения.
Большое значение в предупреждении ускорения процессов старения имеет своевременное выявление и разрешение психологических и социальных проблем пациентов. Эти проблемы сопровождаются фрустрацией — длительным неудовлетворением значимых потребностей: например, в уважении, ощущении нужности, независимости и т. п. Фрустрация, наряду с возрастными изменениями нервной системы, приводит к развитию дистресса и может вызвать или усугубить течение психосоматических расстройств и привести к декомпенсации хронических заболеваний.
В последние два периода жизни — в пожилом и старческом возрасте — подавляющему большинству предстоит пережить два неминуемых события: уход на пенсию — окончание профессиональной деятельности в коллективе — и расслоение семьи — уход взрослых детей из семьи.
Для многих расставание с привычным коллективом, установившейся размеренной жизнью с определенными периодами труда и отдыха, уход от стереотипа в повседневной жизни часто происходит драматически. Человек отчуждается от общества, впадает в одиночество, если у него не появляется новых интересов, захватывающих сознание и постепенно вытесняющих то, что было самым важным в прошлом периоде жизни.
К сожалению, довольно часто положение пожилого человека становится более тяжелым уже в предпенсионный и, тем более, в пенсионный период, как на работе, так и вне нее. В контакте с молодежью пожилой человек нередко чувствует себя ненужным. Перед ним стоит задача: он или постарается удержать то, что уже кажется ускользающим, или же перейти на новый путь, открыть в жизни другие возможности.
|
|
Такое положение, естественно, касается не всех, приближающихся или перешедших пенсионный рубеж. Люди интеллектуального труда испытывают дискомфорт в меньшей мере — это ученые, высококвалифицированные; специалисты, художники, литераторы, композиторы, редакторы, которые в старости нередко достигают наибольших высот в своем творчестве. Пожилой человек, оставляющий свою профессиональную деятельность и переходящий на пенсию, часто испытывает стрессовые состояния, называемые пенсионной болезнью. Этот процесс особенно тяжело переносится, если не удалось сохранить здоровье, если падает престижность в семье, если нет должной теплоты, понимания среди близких людей. Все это особенно тягостно для мужчин, у которых труд был основной целью жизни. Женщинам здесь проще. Наряду с профессиональной деятельностью они много занимаются работой по дому, воспитанием внуков и т.д. Это в значительной мере сглаживает их разрыв между прошлым и настоящим (в отличие от многих мужчин).
Пенсионер должен четко понимать, что переход на заслуженный отдых (как раньше выражались) — не физическое и умственное бедствие, а начало нового этапа "жизни, где могут быть не только потери, но и приобретения.
Старый человек должен оставаться в гуще интересов семьи и событий в стране, постоянно чувствовать себя полноправным гражданином.
Подготовка к переходу на пенсию должна начинаться не менее чем за год до наступления пенсионного стажа. Организатором ее могут быть медико-санитарная часть предприятия совместно с представителями профессионального союза, руководства предприятия, учреждения. Необходимо выяснить состояние здоровья и психики стареющего коллеги, сотрудника, его желание продолжать трудиться или же созревшее решение перейти на заслуженный отдых. Многие пенсионеры стремятся трудиться и в пенсионном возрасте, но при условии снижения физической и психической нагрузки (неполный рабочий день, работа через день и т.д.). Эта категория людей должна быть выделена в особую группу, с которой следует проводить профилактическую реабилитацию и оздоровление.
На крупных предприятиях эта профилактическая реабилитация проводится ежегодно в течение месяца (без отрыва от производства). Назначается курс физиотерапии в поликлинике с применением лечебной физкультуры, массажа (по необходимости — электро - лечение, использование водных процедур и т.д.). Во многих случаях — диетотерапия, пребывание в ночном профилактории. Такой периодический повторяющийся курс лечения при условии отказа от вредных привычек (курение, алкоголь) в значительной мере поддерживает состояние здоровья пожилых людей, сохраняет их трудоспособность на высоком уровне.
Независимо от того, остается ли пожилой человек на работе или же прекращает свою деятельность, надо проводить и психологическую подготовку. С будущими пенсионерами необходимо проводить беседы, в которых бы освещались как сущность их состояния, так и необходимость принятия мер, способствующих сохранению здоровья угасающего организма. Также важна физическая активность. Беда в том, что половина людей, ушедших на пенсию, хорошо зная отрицательные стороны гиподинамии, продолжают вести бездеятельный образ жизни.
К мероприятиям социального характера, уменьшающим риск преждевременного старения, можно отнести:
• профилактику пенсионного стресса, включающую своевременную переподготовку человека среднего возраста с учетом его образовательных и физиологических возможностей;
|
|
• создание условий для оценки остаточной трудоспособности и ее использования;
• достаточное материальное обеспечение старости из различных источников;
• просвещение общества о потребностях и возможностях людей «третьего возраста»;
• стимулирование возможностей связи и взаимодействия поколений;
• развитие сети пансионатов и медико-социальных реабилитационных отделений;
• строительство жилья для пенсионеров;
• поощрение выпуска средств герогигиены, одежды и обуви для престарелых;
С целью психологической адаптации необходимы:
• диагностика и сохранение психических функций;
• индивидуальная коррекция реакций, влияющих на скорость психического старения: реакции на возрастные изменения интеллектуальных возможностей (памяти, возможности обобщения и т. п.), снижение физиологических возможностей организма, изменение роли в семье и обществе, а также переживание приближающейся смерти.