Социолого-психологическая адаптация к возрастным изменениям

Проблемы геронтосоциологии рассматриваются в трех уровнях: 1) индивида; 2) малой группы (микросо­циума); 3) социальной структуры (макросоциума).

1. На социальный статус на уровне индивидуума существенное влияние оказывают следующие фак­торы:

• профессиональная деятельность (кем, как долго и успешно работал пациент, сохранил ли он воз­можность и способность к профессиональной деятельности и т. п.);

• семейный анамнез (с кем проживает пациент, как складывались его семейные отношения в течение жизни и в последние годы и т. п.);

• способность к адаптации: интересы; потребности; ценностные ориентиры; особенности поведения.

2. На уровне микросоциума имеют значение:

роль место и функции пожилого человека в семье; • роль, место и функции человека в коллективе (как по месту работы, так и в группе по интересам);

взаимоотношения пожилого человека с отдель­но проживающими родственниками, друзьями.

3. На уровне демографической социальной группы социальный статус определяется:

государственной политикой по отношению к пенсионерам; • отношениями между поколениями; • общими потребностями пенсионеров и возмож­ностями их удовлетворения.

Большое значение в предупреждении ускорения процессов старения имеет своевременное выявление и разрешение психологических и социальных проблем пациентов. Эти проблемы сопровождаются фрустра­цией — длительным неудовлетворением значимых по­требностей: например, в уважении, ощущении нужно­сти, независимости и т. п. Фрустрация, наряду с воз­растными изменениями нервной системы, приводит к развитию дистресса и может вызвать или усугубить течение психосоматических расстройств и привести к декомпенсации хронических заболеваний.

В последние два периода жизни — в пожилом и старческом возрасте — подавляющему большинству предстоит пережить два неминуемых события: уход на пенсию — окончание профессиональной деятель­ности в коллективе — и расслоение семьи — уход взрослых детей из семьи.

Для многих расставание с привычным коллекти­вом, установившейся размеренной жизнью с опреде­ленными периодами труда и отдыха, уход от стереоти­па в повседневной жизни часто происходит драмати­чески. Человек отчуждается от общества, впадает в одиночество, если у него не появляется новых интере­сов, захватывающих сознание и постепенно вытесняю­щих то, что было самым важным в прошлом периоде жизни.

К сожалению, довольно часто положение пожилого человека становится более тяжелым уже в предпенси­онный и, тем более, в пенсионный период, как на рабо­те, так и вне нее. В контакте с моло­дежью пожилой человек нередко чувствует себя не­нужным. Перед ним стоит задача: он или постарается удержать то, что уже кажется ускользающим, или же перейти на новый путь, открыть в жизни другие воз­можности.

Такое положение, естественно, касается не всех, приближающихся или перешедших пенсионный ру­беж. Люди интеллектуального труда испытывают дис­комфорт в меньшей мере — это ученые, высококвали­фицированные; специалисты, художники, литераторы, композиторы, редакторы, которые в старости нередко достигают наибольших высот в своем творчестве. По­жилой человек, оставляющий свою профессиональную деятельность и переходящий на пенсию, часто испы­тывает стрессовые состояния, называемые пенсионной болезнью. Этот процесс особенно тяжело переносится, если не удалось сохранить здоровье, если падает пре­стижность в семье, если нет должной теплоты, пони­мания среди близких людей. Все это особенно тягостно для мужчин, у которых труд был основной целью жиз­ни. Женщинам здесь проще. Наряду с профессиональ­ной деятельностью они много занимаются работой по дому, воспитанием внуков и т.д. Это в значительной мере сглаживает их разрыв между прошлым и настоя­щим (в отличие от многих мужчин).

Пенсионер должен четко понимать, что переход на заслуженный отдых (как раньше выражались) — не физическое и умственное бедствие, а начало нового этапа "жизни, где могут быть не только потери, но и приобретения.

Старый человек должен оставаться в гуще интере­сов семьи и событий в стране, постоянно чувствовать себя полноправным гражданином.

Подготовка к переходу на пенсию должна начи­наться не менее чем за год до наступления пенсионно­го стажа. Организатором ее могут быть медико-сани­тарная часть предприятия совместно с представителя­ми профессионального союза, руководства предпри­ятия, учреждения. Необходимо выяснить состояние здоровья и психики стареющего коллеги, сотрудника, его желание продолжать трудиться или же созревшее решение перейти на заслуженный отдых. Многие пен­сионеры стремятся трудиться и в пенсионном возрас­те, но при условии снижения физической и психиче­ской нагрузки (неполный рабочий день, работа через день и т.д.). Эта категория людей должна быть выделе­на в особую группу, с которой следует проводить про­филактическую реабилитацию и оздоровление.

На крупных предприятиях эта профилактическая реабилитация проводится ежегодно в течение месяца (без отрыва от производства). Назначается курс фи­зиотерапии в поликлинике с применением лечебной физкультуры, массажа (по необходимости — электро - лечение, использование водных процедур и т.д.). Во многих случаях — диетотерапия, пребывание в ноч­ном профилактории. Такой периодический повторяю­щийся курс лечения при условии отказа от вредных привычек (курение, алкоголь) в значительной мере поддерживает состояние здоровья пожилых людей, со­храняет их трудоспособность на высоком уровне.

Независимо от того, остается ли пожилой человек на работе или же прекращает свою деятельность, надо проводить и психологическую подготовку. С будущи­ми пенсионерами необходимо проводить беседы, в ко­торых бы освещались как сущность их состояния, так и необходимость принятия мер, способствующих со­хранению здоровья угасающего организма. Также важ­на физическая активность. Беда в том, что половина людей, ушедших на пенсию, хорошо зная отрицатель­ные стороны гиподинамии, продолжают вести бездея­тельный образ жизни.

К мероприятиям социального характера, умень­шающим риск преждевременного старения, можно отнести:

• профилактику пенсионного стресса, включающую своевременную переподготовку человека среднего возраста с учетом его образовательных и физиоло­гических возможностей;

• создание условий для оценки остаточной трудо­способности и ее использования;

• достаточное материальное обеспечение старости из различных источников;

• просвещение общества о потребностях и возмож­ностях людей «третьего возраста»;

• стимулирование возможностей связи и взаимодей­ствия поколений;

• развитие сети пансионатов и медико-социальных реабилитационных отделений;

• строительство жилья для пенсионеров;

• поощрение выпуска средств герогигиены, одежды и обуви для престарелых;

С целью психологической адаптации необходимы:

• диагностика и сохранение психических функций;

• индивидуальная коррекция реакций, влияющих на скорость психического старения: реакции на воз­растные изменения интеллектуальных возможно­стей (памяти, возможности обобщения и т. п.), сни­жение физиологических возможностей организма, изменение роли в семье и обществе, а также пере­живание приближающейся смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: