Освящение времени

Неподвиж. круг

ГОДОВОЙ

Седмичный круг

Суточный круг

СТРКТУРА БОГОСЛУЖЕНИЯ

Учебники литургики обычно строятся по-другому. Они смотрят извне, формально и рационально. И богослужение, описываемое ими, напоминает некий часовой механизм. Поэтому сейчас я только вкратце напомню вам самое основное, что вы можете прочесть в любом учебнике по литургике.

Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т. е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т. н. круг.

Это можно изобразить и в виде таблицы:

Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня.
Материал, в основном, библейский: псалмы, прокимны, каноны ИХ и БМ.
Главная книга: "Часослов" (Савва Освящ.) "Псалтирь следованная"

Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам.
Материал гимнографитческий: Стихиры на "Господи воззвах" стихиры утрени, воскресные каноны и светильны.
Главная книга: "Октоих" (Иоанн Дамаскин)

Неподвижные праздники, посты и дни святых.
Тропари, кондаки, службы святым.
Главные книги: "Минеи"


Подвижный круг

Подвижные праздники и службы Великого Поста
18 нед. = 10 нед. Поста + 8 нед. до 50-цы
17 седм = 10 с.Поста + 7 седм
Службы Поста ("Октоих" оставляется), Пасхи и послепасхальные.
Главные книги: "Триодь" (Постная и Цветная)

Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним.

Т. е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные.

Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе – Литургия.

вечернее утреннее дневное
IX час Полунощница III час
Вечерня Утреня VI час
Повечерие час I Литургия

Центр же всего – Евхаристия.

И этот центр неподвижен!

Итак, все литургическое время вращается вокруг Евхаристии. Сама же Евхаристия изъята из времени и времени не принадлежит. Ибо она есть явление Христа, приходящего из-за времени. Это есть разрыв во времени. Это парадоксальное "повторение неповторимого" (Голгофской жертвы) каждый раз единственно и уникально.

Спрашивается, как же вневременное может быть центром времени? А литургически и исторически это именно так! И мало того:

Ядро Седмичного Круга – воскресенье – тоже вневременно. Потому что в первохристианской Церкви, как увидим, это был "День Господень", "восьмой день" "седьмым" считалась суббота). А это был выход за пределы седмицы, за пределы времени, в эсхатологию.

И Пасха, вокруг которой, как увидим, сложился Годовой круг, тоже вне времени (вне календаря). Не случайно до самого I Вселенского Собора в Церкви шли жаркие споры о дне ее празднования и до сих пор она определяется на основании весьма сложных расчетов.

Все эти центры кругов времени сами по себе времени не принадлежат!

Это парадокс, но эта парадоксальность отвечает богочеловеческой природе Церкви. Ибо сама Церковь – "не от мира сего". И Воскресение Христово – "не от мира сего". И "День Господень" не от мира сего". И Евхаристия вне времени. Но актуализируется внутри времени, в суточном круге.

Потому что только то, что времени не принадлежит, что выходит за его пределы, может время освятить. А назначение богослужения именно в этом: освящать время. Освящать прежде всего душу человеческую, которая по природе своей не пространственна, а временна.

Таким образом Евхаристия через богослужебные круги совершает реальное освящение всего времени, и всей человеческой жизни, и всей жизни космоса (как мы сейчас увидим). Потому что мы в Православии совершаем Литургию космическую по своему значению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: