II Литургия оглашенных

I Проскомидия

АРМЯНСКАЯ ЛИТУРГИЯ свт. ГРИГОРИЯ

Армянская Церковь была образована трудами свт. Григория Просветителя в 302г. как филиал (церковная автономия) Каппадокийской Церкви. В 325г. сын и преемник свт. Григория - Аристанес представлял Её на I Вселенском Соборе. Но уже в 374г. Армянская Церковь выделилась в самочинную автокефалию, а на Вагаршападском Соборе 491г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви, заняв промежуточное положение между православным дифизитством и монофизитством.

С этих пор её религиозная и литургическая жизнь отличались крайним изоляционизмом. Лишь в эпоху крестовых походов (т.е. в сер. XII в.) Армения открывает для себя блестящий мир западного рыцарства и начинает усердно копировать феодальные дворы Западной Европы. Мода на все латинское особенно покоряет Киликию (Мал. Армения): “Будем учится благочестию у франков!” - восклицает знаменитый Нерсес Ламбронский, архиепископ Тарса Киликийского. И это становится своеобразным девизом. Впоследствии значительная часть армян входит в унию с Католической Церковью.

Поэтому и оригинальный текст Армянской Литургии впервые был издан в Риме (с латинским переводом) в 1642г. (вторично - в 1677). В Константинополе её издали сами армяне в 1702г. А русский перевод появился только в 1793г. Он был сделан архиепископом российских армян Иосифом Аргутинским-Долгоруким и опубликован в “Собрании Древних Литургий” вып.II, СПб, 1875г. Судя по этому тексту, схема Армянской Литургии выглядит следующим образом:

Псал. 131: “ Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его...”

Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.

Молитва преложения: “ Боже, Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб...” (из Литургии ап. Иакова)

епископ:

“Благословенно царство Отца и Сына и Св.Духа...”

хор:

“Единородный Сыне...” (не ранее 536г.)

диакон:

возглашает ектению.

епископ:

“Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима...” (Молитва I антифона Византийской Литургии)

“Ты, Который даровал нам общие сия и согласные молитвы...” (Молитва III антифона Византийской Литургии).

Хор:

поет гимн

епископ:

“Господи Боже наш, уставивый на небесах чины” (тайная молитва входа из Византийской Литургии)

Малый вход.

хор:

поет Трисвятое (с монофизитской прибавкой “распныйся за ны”, введенной в 471г. монофизитским патриархом Антиохии Петром Гнафевсом)

диак:

Великая ектения.

Чтение пророчества, Апостола и Евангелия (элемент католического влияния, не ранее XII в.)

Символ веры Никео-Цареградский (но на месте католического Credo!)

диак:

Просительная ектения.

епископ:

“Господи Иисусе Христе, Спаситель наш...” (парафраз католической молитвы: “Deus qui humanae substantiae ets...”).

диак:

“Да никто из оглашенных!...”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: