Цели теоретического обучения

Литература

Основные понятия темы

План лекции

Общая характеристика, выбор и применение методов теоретического обучения

Цель: выявить основные моменты в деятельности преподавателя при

выборе методов сообщения учебной информации на уроках теоретического

обучения.

1. Характеристика методов обучения и основания для их выбора.

2. Основные методы сообщения учебного материала и управление

учебно-познавательной деятельностью.

3. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной

информации.

Учебно-познавательная деятельность – вид деятельности учащихся, организуемый извне или самим обучаемым в соответствии с содержанием образования и логикой учебно-познавательного процесса и направленный на познание с целью овладения комплексом знаний, умений и навыков, норм и ценностей.

Обученность – педагогическая категория, отражающая уровень усвоения учащимися определенных знаний, умений, навыков.

Теоретическое обучение - процесс формирования у учащихся системы знаний и умений по учебной дисциплине, относящейся к определенной отрасли технического или технологического знания об объектах и предметах труда, средствах труда, способах профессиональной трудовой деятельности, условиях труда, научных основах производственных процессов, экономики отрасли, техники безопасности.

Обучающая – усвоение системы знаний и умений по учебной дисциплине общепрофессиональной, специальной на определенном уровне усвоения, заданного НРК стандарта;
Развивающая – формирование профессиональной лексики, мышления, памяти. Воображения, внимательности, активности, самостоятельности, способностей в области учебной деятельности, исследовательских способностей.
Воспитательная – формирование профессионального мировоззрения, профессиональных взглядов и убеждений, профессиональных отношений, осуществление трудового, нравственного, эстетического воспитания, воспитания коллективизма.

Термин “метод” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обучения насчитывается несколько десятков (М.Н.Скаткин) порядка 50 шт. - Эрганова

Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практич/теоретич.освоения действительности. Метод обучения – система последовательных, взаимосвяз-ых действий педагога и обучающихся, обеспечивающая усвоение содержание образования.

Под методическим приемом понимают элемент метода, составную его часть, шаг в реализации метода, педагогическое действие в определенных условиях.

В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.

Эффективность методов обучения в первую очередь определяется возможностью достижения с их помощью целей обучения, а также затратамивремени и условий на это как преподавателя, так и студентов. С этой точкизрения можно считать, что основными целями обучения при объяснении материала являются: 1) понимание студентами содержания знаний об объектахи действиях, составляющих данную порцию материала; 2) обеспечение условий для развития логических и творческих умений студентов.

Методы Теоретического Обучения подразд-ся по классификации Юрия Константиновича Бабанского на Методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся:

по источнику информации (

1. словесные В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.
Возможно несколько видов рассказа — рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные и др.), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

2. наглядные Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

3. практич. охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во время использования практических методов применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.
К практическим методам относят письменные упражнения — выполнение заданий по родному и иностранному языкам, математике и другим предметам. В ходе упражнений ученик применяет на практике полученные теоретические знания. Одним из конкретных видов тренировочных упражнений являются комментированные упражнения, при выполнении которых ученик более активно осмысливает предстоящие действия, про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Вторую большую группу практических методов составляют лабораторные опыты. В последние десятилетия в школьную практику прочно вошли фронтальные лабораторные работы, учебные практикумы по физике, химии, биологии и другим предметам. Все шире проникают в школьную жизнь фронтальные опыты и наблюдения, которые по сравнению с фронтальными лабораторными работами занимают не целый урок, а лишь небольшую его часть и служат вводными упражнениями, подводящими к усвоению теоретической части новой темы.
К практическим методам относится также выполнение трудовых заданий в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах. Эти задания могут носить учебно-тренировочный характер. К ним относятся все работы в учебных мастерских по отработке умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, пользоваться различными инструментами, управлять станками и механизмами, работать с наборами типа «Конструктор». Применяются методы обучения, при которых ученики выполняют производственные задания предприятий.
К практическим методам относят также упражнения, выполняемые учащимися со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Эти машины предполагают обычно программирование учебного материала, подразделение его на дозы, подбор контрольных вопросов по каждой дозе, подкрепление ответа или постановку новых наводящих вопросов.

Отличительная черта этого метода – в деятельности обучаемых преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. Первостепенное значение приобретает умение использовать теорию на практике. Этот метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность обучаемых на практических занятиях:

1. Объяснение преподавателя. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три обучаемых выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством преподавателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Преподаватель на этом этапе особое внимание уделяет тем обучаемым, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы обучаемых принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению обучаемых к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д.

У обучаемых формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

2) по дидакт. задачам

1.М. приобрет. новых знаний,

2.М, закрепл. знаний,

3.М, сист-ции и обобщ. знаний,

4.М, примен. знаний,

5.М. формир. УН,

6.М. творч. деят-ти,

7.М, проверки и оценки ЗУ

3) по этапам усвоения (поэтапное усвоение умственных действий)

1. М. Восприятия,

2. м. осмысления,

3. м. Запоминания,

4. м. Сжатия информации;

5. м. Воспроизведения,

6. м. применения знаний на практике,

7. м. Выполнения познавательных и практических действий

4) по степени самост-ти и акт-ти

1. Объясн.-иллюстр-ные (информационные) - метод, при котором педагог объясняет учащимся материал и во многих случаях сопровождает объяснение демонстрацией средств наглядности, известен давно. Он не утратил своего значения и сейчас, поскольку позволяет в наиболее экономной форме передать учащимся необходимые знания и умения. Как было отмечено, деятельность педагога в данном случае состоит в том, чтобы интересно и по возможности доказательно сообщить «готовые» знания, убедить учащихся в истинности сообщаемых сведений, организуя наблюдения веществ и явлений, демонстрируя различные наглядные пособия. Педагог также показывает способы работы, образцы теоретического обобщения, предлагает задания для упражнений, деятельность учащихся проявляется в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, запоминании их, воспроизведении по требованию учителя или использования их для самостоятельного решения новых задач.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения помогает решить некоторые важные задачи: позволяет добиться приобретения учащимися определенного запаса знаний и усвоения основных логических приемов умственных действий, пользуясь которыми они могут не только воспроизводить, но и применять знания в сходных, а иногда в новых ситуациях. Без этого невозможна творческая деятельность. Объяснительно-иллюстративный метод обучения предоставляет педагогу больше возможности осуществлять руководство деятельностью учащихся, влиять на их мнения и убеждения, воспитывать на собственном примере.

Этот метод может применяться во всех дидактических целях: для изучения новых знаний, для их совершенствования и выработки умений, для проверки усвоения материала. В каждом случае он будет иметь определенное своеобразие и может осуществляться разными частными методами и методическими приемами.

Формируются репродуктивная дея­тельность первого уровня - узнавание -и соответствующие знания-знакомства.

2. репродуктивные - способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения.

Определённую роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение.

Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом.

Формируются репродуктивная дея­тельность второго уровня - воспроизве­дение и соответствующие знания-копии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: