Отдельные методы обучения: 3. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной информации

Составной частью метода является прием. Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. Например, приемформулирования вопроса на выяснение причин может входить в метод исследования объекта и в метод объяснения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода и наоборот.

Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает,что усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности(этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности). Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности – развитие учащегося.

Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.

Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов. Прием в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться педагогом. Состав приема – схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.

Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.

Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт учащегося и его собственный потенциал.

Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие учащегося.

Выделяют большое количество приемов учебной деятельности.

К общеучебным приемам относятся:

1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (приемы управления учебной деятельностью:

–слушание,

– наблюдение,

– рассматривание,

– измерение,

– переписывание,

– пересказ информации,

– самоконтроль,

– зарисовывание, планирование работы с учебниками и другими средствами информации,

– организация учебного общения,

– организация домашней работы и т.п.

2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:

– внимание,

– запоминание;

- оперирование образами, представлениями, понятиями, суждениями,

умозаключениями, мыслительными операциями и действиями;

– словесное описание, объяснения, формулировка вопросов или проблем;

– рефлексия и др.

Общими приемами учебной деятельности учащихся являются:

1. Приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы, ведения тетради, приемы воспроизведения материала и т.д.

2. Приемы познавательной деятельности – приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) и т.д.

Специальные приемы учебной деятельности учащихся – это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах учебного курса.

Частные приемы учебной деятельности учащихся – это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.

К обобщенным приемам учебной деятельности учащихся относятся:

– диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности – анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;

– постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися –мотивация той ее стороны, которая направлена на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;

– введение приема (нескольких приемов) – инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приема; для этого он должен быть сформулирован и представлен в качестве предмета специального усвоения;

– отработка введенного приема, в процессе которой на основе его осознания формируется умение;

– оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема (текущий контроль), выявление пробелов и организация;

– необходимая помощь учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения;

– применение нового приема (в типичных, стандартных) ситуациях, от чего умение становится все более автоматизированным, т.е. превращается в навык;

– обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся, по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах

– обучение нахождению новых приемов учебной деятельности на основе изученного, необходимых для использования обобщенного приема в новых (незнакомых, нестандартных) ситуациях.

Сам. работа уч-ся, как метод, реализуется в след.условиях: 1) на занятиях в ходе диалога, во время ответов на вопросы, при конспектировании, при выполнении индив.заданий; 2) при групповых формах орг-ции обуч. (выступление с рефератом, докладом, сообщ., при провед.дискуссии, в ходе оценки выступления др.людей); 3) при вып-нии д-з (при доработке конспекта, при чтении учебника, при ведении записей, при вып-нии письменной д/р, при подг. Практич. зад ания).

Каждодневное применение самостоятельной работы – это важное средство активизации учебной деятельности учащихся, повышения их интереса к учению, развития познавательных способностей. Применение самостоятельных работ на уроке основывается на соблюдении ряда закономерностей:

– целенаправленности,

– строгой последовательности,

– преемственности,

– постепенного нарастания степени сложности,

– сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы,

– проведение небольших творческих работ (на 15–20 мин), заданий

творческого характера в миниатюрном виде с частичным обращением к самостоятельности учащихся (воссоздать, вообразить, дорисовать, дополнить воображением и т.д.).

Систематизация самостоятельных работ:

– исполнительские,

– полутворческие,

– творческие,

– самостоятельные работы, «подводящие» к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий – наблюдения в природе, окружающей жизни, измерительные работы, выполнение лабораторных и практических работ, проведение экспериментов, опытов, экскурсий; решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.).

– самостоятельные работы, связанные с «добыванием» новых знаний на уроке самими учащимися. Ведущий принцип: «ничего не разъяснять того, что дети сами в состоянии понять и в чем они без труда могут разобраться», не делать за учащегося то, что «он может и должен сделать сам».

Одним из видов самостоятельных работ является работа учащихся стехнической книгой. По книге учащиеся закрепляют и повторяют учебный материал, изложенный преподавателем на уроке. В книге приводятся задачи для решения их на уроках и дома, контрольные вопросы для самопроверки, иллюстрации к тексту, таблицы, схемы, графики, диаграммы, содержание которых надо усвоить. По книге учащиеся в соответствии с заданием преподавателя самостоятельно изучают определенную часть учебного материала.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память. Поэтому данный метод имеет в зависимости от целей ряд модификаций.. 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧ.Е Среди факторов, определяющих эффективность данного метода,наиболее важными считаются: умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

Основными общими методическими приемами работы учащихся с книгой являются: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д. Однако эти приемы не полностью применимы при работе с книгой,освещающей технику и технологию. Зачастую материал таких книг не имеетлогической стройности, позволяющей выделить главные мысли и составитьплан прочитанного.

Основной прием работы учащихся с учебными пособиями по техническим предметам – выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие задания обычно выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной стороны, служат формой предъявления задания, с другой – алгоритмом изучения материала книги. При изучении технического материала таблица может включать такие графы: назначение машины, механизма, прибора; составные части; назначение частей и др. При изучении материала о технологии выполнения работы, процесса, действия таблицы-задания могут включать графы: виды и способы выполнения процесса; последовательность выполнения процесса; условия и нормативные данные и т.п.

Обучение работе со справочной технической литературой органически сочетается с другими видами учебной работы: упражнениями, решением задач, лабораторным практикумом, конструированием. Предлагаемые при этом задачи и задания ставятся учащимся в условия, когда им недостает всех необходимых для решения задачи или выполнения задания данных и возникает потребность использовать справочную литературу.

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляющая информация.

Работая с ними, учащиеся получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное – имеют возможность немедленно проверить правильность выполняемых действий.

Для облегчения запоминания материала педагог обязан ознакомить учащихся с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у учащихся навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы учащийся судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: