М. 3. Общие вопросы проектирования УЧ. Процесса, СО. К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей учащихся. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому педагогу нужно выбирать хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения.

Конспектирование – письменное изложение (воспроизведение) содержания исходного текста; запись содержания устного изложения учебного материала преподавателем.

Конспектирование как письменное изложение текста источника (учебника, учебного пособия, инструкции, статьи и др.) является одним из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и письменной речи учащихся, а для преподавателя – средством проверки усвоения учебного материала учащимися.

Различают конспектирование подробное и сжатое (краткое). Сжатое конспектирование требует от учащихся умения отбирать в исходном тексте основное и существенное, главное (внутри каждой основной части); исключать второстепенное и обобщать основное, находить соответствующие речевые (письменные) средства и строить связный текст. Если при подробном конспектировании сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом конспектировании это не обязательно, передача смысла исходного текста ведется «своими словами».

По отношению к содержанию исходного текста различают полные и выборочные конспекты и конспекты с дополнительным заданием. В практике профессионального обучения наибольшее применение находит выборочное конспектирование, когда по заданию преподавателя учащиеся тезисно конспектируют наиболее важные части исходного текста. Зачастую при конспектировании предлагаются задания: на основе изучения и письменного изложения исходного текста ответить на вопросы, высказать свое мнение. Разновидностью конспектирования является выполнение заданий преподавателя на выделение основных смысловых вех текста, подготовка кратких тезисов, развернутого плана прочитанного.

Для профессиональных учебных заведений актуальным является второй вид конспектирования – запись материала, излагаемого преподавателем, так как по ряду немассовых профессий отсутствуют стабильные учебники.

Конспектирование – это не записи под диктовку преподавателя, а самостоятельная работа учащихся по ходу изложения учебного материала.

Конспектируя материал, отбирая основные его положения, излагая их своими словами, учащийся тем самым осмысливает полученные знания. Умение записывать во многом зависит от умения слушать, т.е. одновременно понимать и запоминать материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, определять свое отношение к услышанному. Причем весь этот сложный психологический комплекс действий надо осуществлять в таком темпе, в каком преподаватель излагает учебный материал. Трудность навыка слушания, по сравнению с навыком чтения и работы с книгой, заключается еще и в том, что остановиться и вновь прослушать уже нельзя. Поэтому преподаватель особое внимание обращает на формирование у учащихся рациональных способов конспектирования, применяя такие методические приемы, как сообщение и запись на доске узловых вопросов изучаемого материала; запись на доске незнакомых и трудных терминов; рекомендации о рациональных приемах зарисовки схем, графиков, диаграмм; выделение тех частей учебного материала, которые нужно обязательно записать, а в необходимых случаях диктовка отдельных формулировок, выводов; ознакомление учащихся с рациональными способами сокращения записей отдельных слов, словосочетаний, терминов и др. Продуктивность слушания и попутного конспектирования во многом также зависит от соблюдения преподавателем основных требований к речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: