Особенности и характеристика эпохи Возрождения

 

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - это период, а также гуманистическое движение в истории ев­ропейской культуры, которое знамену­ет конец средневековья и начало совре­менности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных стра­нах (Северное Возрождение) и достиг на­ибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI - началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый манье­ризмом.

Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее название. В центре внимания мыслителей Возрождения оказались знания о человеке и обществе. Этот круг наук по-латыни именовался «студиа гуманитатис» (буквально – «изучение человеческого»), а тех, кто им занимался, стали называть гуманистами.

Гуманизм – основа культуры Возрождения. В эпоху Возрождения на первое место поднимается человек, его индивидуаль­ность. Гуманисты призывали отказаться от аскетизма и прославляли земную жизнь. Они считали, что человек должен быть свободной и всесторонне развитой личностью, во всем стремящейся к совершенству. Гуманисты ценили в человеке творческое начало, способность достигать величайших вершин и раздвигать границы возможного. Воздействие гуманистических идей ярко проявилось в творчестве многих архитекторов, скульпторов и художников, даже если они не получили гуманистического образования и формально не принадлежали к кругу гуманистов.

Душа воскресает в каждом челове­ке, и мир воспринимается ею светлее, кра­сочнее и радостнее, чем в средневековье. Новая идея всколыхнула человечество. Духовную энергию, которая накаплива­лась на протяжении долгих средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, эпоха Возрождения освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произ­ведения искусства, науки и философии. На пьедестал культуры поднялась индивиду­альность. Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир че­ловек смог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения. Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошел в историю как время ее блестящего и всестороннего расцвета – Высокого Возрождения. Конечно, и в Италии, где Ренессанс распространился наиболее широко, и даже в период своего расцвета он охватывал далеко не все многообразие культуры этой страны, во многом еще сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура все более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только горожане, но и придворно-аристократические круги, и часть духовенства. Светские и духовные владыки часто покровительствовали развитию новой культуры. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Медичи, герцоги Милана, герцоги Феррары; не отставали от них и римские папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществить их начинания, ограничивало свободу творчества, заставляло учитывать вкусы заказчиков.

Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной ат­мосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового миро­воззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство ис­следователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Пет­рарки лежит начало многих путей, кото­рыми шло развитие ренессансной культу­ры в Италии. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное зна­ние, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой человеческого бытия.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: