Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое знаменует конец средневековья и начало современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI - началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.
Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее название. В центре внимания мыслителей Возрождения оказались знания о человеке и обществе. Этот круг наук по-латыни именовался «студиа гуманитатис» (буквально – «изучение человеческого»), а тех, кто им занимался, стали называть гуманистами.
Гуманизм – основа культуры Возрождения. В эпоху Возрождения на первое место поднимается человек, его индивидуальность. Гуманисты призывали отказаться от аскетизма и прославляли земную жизнь. Они считали, что человек должен быть свободной и всесторонне развитой личностью, во всем стремящейся к совершенству. Гуманисты ценили в человеке творческое начало, способность достигать величайших вершин и раздвигать границы возможного. Воздействие гуманистических идей ярко проявилось в творчестве многих архитекторов, скульпторов и художников, даже если они не получили гуманистического образования и формально не принадлежали к кругу гуманистов.
Душа воскресает в каждом человеке, и мир воспринимается ею светлее, красочнее и радостнее, чем в средневековье. Новая идея всколыхнула человечество. Духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, эпоха Возрождения освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произведения искусства, науки и философии. На пьедестал культуры поднялась индивидуальность. Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир человек смог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения. Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошел в историю как время ее блестящего и всестороннего расцвета – Высокого Возрождения. Конечно, и в Италии, где Ренессанс распространился наиболее широко, и даже в период своего расцвета он охватывал далеко не все многообразие культуры этой страны, во многом еще сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура все более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только горожане, но и придворно-аристократические круги, и часть духовенства. Светские и духовные владыки часто покровительствовали развитию новой культуры. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Медичи, герцоги Милана, герцоги Феррары; не отставали от них и римские папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществить их начинания, ограничивало свободу творчества, заставляло учитывать вкусы заказчиков.
Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной атмосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой человеческого бытия.






