Натурфилософия, наука и социально-политические идеи

Важнейшим направлением философии Возрождения стала на­турфилософия, интенсивно развивавшаяся по мере того, как теряла авторитет аристотелевская-схоластическая интерпретация природы. Общей чертой ренессансной натурфилософии была качественная интерпретация природы с позиций пантеизма. Примером пантеистического мировоззрения является натур­философия Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма (1493-1541), известного под псевдонимом Парацельс. Он занимался главным образом медициной, трактуя ее как натуральную магию. Исходя из пантеистического принципа тождества микрокосма и макро­косма, Парацельс полагал, что против любого заболевания мож­но найти лекарство в природе. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого и позволяет ученому познавать явления природы и эффективно использо­вать их на практике. Традицию натурфилософии продолжил Бернардино Телезио (1509-1588), находившийся под сильным влиянием стоицизма со свойственным ему натурализмом. Телезио полагал, что жиз­ненный дух, присущий как животному, так и человеческому ор­ганизму, соединяет их с мировым теплом своего рода аналогом стоической пневмы, пронизывающей весь мир. Принцип само­сохранения, которому подчинено поведение всех природных начал, распространяется и на человека.

Натурофилософия Возрождения приобрела свое историче­ское значение благодаря учению о бесконечных мирах итальян­ца Джордано Бруно (1548-1600), который находился под влия­нием гелиоцентрической астрономии польского ученого Нико­лая Коперника (1473-1543).

В мировоззренческом отношении система Коперника - фак­тически уже не возрожденческая, поскольку лишала человека мес­та в центре эстетически созерцаемого космоса, открывая перед его лицом безграничное (а значит, и бесформенное) пространство и бесконечное время. Стала изменяться картина мира, превращая человека в песчинку, затерянную в бесконечности космоса. Коперник искал нового решения старой загадки планет, стремясь объяснить внешне хаотические планетные движения с помощью простых математических формул. Решения, исходя­щие из общепринятых к этому времени представлений о геоцентричности космоса, всегда требовали введения вспомогательных математических понятий (эпициклы, экванты, эксцентрики), число которых все возрастало. Когда траектория движения пла­неты не походила на совершенную окружность, добавлялось еще одна, меньшая, окружность, вокруг которой планета предполо­жительно и вращалась, тогда как та продолжала перемещаться вокруг большой окружности. Ко времени Ренессанса такая стра­тегия породила громоздкую концепцию, которой по-прежнему не удавалось предсказать расположение планет с достаточной достоверностью. Гелиоцентрическая же модель Вселенной легко объясняла движения планет, которые Коперник «выстроил» в новом порядке их удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Зем­ля и Луна, Марс, Юпитер, Сатурн. Бруно пошел еще дальше, поскольку в его натурфилософии природа фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится не столько как ее создатель, сколько как синоним ее единства. Соответственно вещи и явления природы - не символы «сокрытого Бога», а самостоятельные и полноценные реальности.

Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда органистическая. Органистический принцип своей натурфилософии Бруно распространял на весь космос. Причем космос для мыслителя не только одушевлен, но и содержит бесчисленное количество населенных миров. Жизнь во Вселенной вовсе не ограничивает­ся ее земными формами, а вечно продолжается в каких-то дру­гих формах в бесчисленных звездных мирах. Эта идея пережива­лась Бруно, отказавшегося от веры в бессмертие души, как ра­достное освобождение человека от жизненных страданий. Соот­ветственно и цель человеческой жизни он видел в максимально активной деятельности, в героическом энтузиазме.

Важное место в эпоху Возрождения занимали идеи утопического социализма. Для английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535), автора сочинения «Золотая книжка о наилучшем устрой­стве государства, или о новом острове Утопия», Утопия — ме­сто, которого нет (от греч. топос - место, у - отрицательная частица «не»). Книга, написанная как путевые заметки некоего португальского путешественника Рафаила Готлодея, является литературно-географической мистификацией и одновременно поучительным трактатом об идеальном государственном устрой­стве. Скрупулезные исчисления меридианов, площадей, сроков, хозяйственных оборотов, пункты административных регламен­тов и конституций, чертежи городов, жилищ, мастерских, свод­ки, параграфы соглашений действительно производят впечатле­ние путевого дневника, научного исследования, бухгалтерской сметы, пока мы не вспомним, что всего исчисленного и опи­санного нет на свете. Сам же Мор был убежден в том, что хотя такой страны с присущим ей идеальным социальным и полити­ческим строем действительно не существует, но в принципе она возможна.

Определяющую черту социально-философской доктрины, лежащей в основе «Утопии», составляет антииндивидуалистиче­ская трактовка общественной жизни, принципы максимального равенства в размерах собственности и уравнивание в потребле­нии. Мор был активным сторонником христианского гуманизма его идеалами всечеловеческого равенства и вместе с тем одним из родоначальников утопического социализма, поскольку не только отрицал необходимость частной собственности и денег, но и требовал всеобщего участия в трудовой деятельности. Жизнь утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности руководителей, хотя здесь имеются и рабы, в которых обычно превращают закоренелых преступников. Писаных законов у утопийцев очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них.

Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639) продолжил дело Томаса Мора, изложив свою социальную про­грамму в знаменитом произведении «Город солнца». В нем по­вествование ведется от имени некоего генуэзца Морехода, посе­тившего во время своего кругосветного путешествия остров Тапробану (предположительно Цейлон), где он и наблюдал совер­шенно необычное государство, основанное, по мнению рассказ­чика, в соответствии с человеческим разумом. В этом государстве отсутствует частная собственность, поэто­му нет ни бедных, ни богатых. Граждане этого государства (соля­рии) работают всего четыре часа в день. Во главе государства сто­ит Метафизик, обладающий предельно глубокими знаниями в области как философии и теологии, так и специальных наук и ремесел. Управлять государством Метафизику помогают три его помощника, реализующих три основных принципа бытия, - Мощь, Мудрость, Любовь. Мощь руководит военными делами, Мудрость - науками, а Любовь - питанием, деторождением и воспитанием. Каждый из них опирается на еще более узких спе­циалистов (на Грамматика, Логика, Физика, Политика, Этика, Экономиста, Астролога, Астронома, Геометра и т.д.). Законы и моральные правила соляриев предельно просты и, фактически, сводятся к евангельскому правилу: чего не хотите сами себе, не делайте другим, и что хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им. Вместе с тем, утопизм не стал единственной формой, в которую Ренессанс стремился воплотить свои социально-политические идеа­лы. Знаменитый итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) по праву считается одним из наиболее трезвых умов Ренессанса, который полностью эмансипировался от религиозных иллюзий Средневековья, чего нельзя сказать о других гуманистах. Он был тесно связан с социальной и политической жизнью Фло­ренции, занимая важный пост секретаря комиссии десяти - факти­ческого правительства республики. После ее падения и реставрации во Флоренции синьории Медичи в 1512 г. Макиавелли был лишен службы и удален в свое поместье. Здесь в 1513-1520 гг. он написал важнейшие свои произведения: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «История Флоренции» (начата в 1520). На страницах этих произведений Макиавелли особенно вра­ждебно относился к феодальному дворянству, ведущему празд­ный образ жизни. Автор «Рассуждений» видит в них неприми­римых врагов республиканской гражданственности и не оста­навливается даже перед утверждением о необходимости их пол­ного истребления. Не менее враждебно он относился к духовен­ству, к церковно-клерикальным кругам вообще, возглавлявшим­ся папской курией. Симпатии автора «Истории Флоренции» полностью отданы народу, под которым он подразумевает преж­де всего наиболее зажиточное и активное сословие городских жителей - купцов, ремесленников, чья трудовая активность обеспечивала процветание Флоренции, как и других итальян­ских городов-государств той эпохи. Макиавелли выражал глубочайшее убеждение в том, что са­мый могущественный стимул человеческих действий составляет интерес, проявляющийся преимущественно в желании людей сохранить и приумножить свою собственность. «Люди скорее простят смерть отца, — писал он, - чем потерю имущества».

Констатируя сугубо эгоистическую сущность человека, Ма­киавелли утверждал, что «о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и об­ману, что их отпугивает опасность, влечет нажива.

Отсюда и идея «нового государя», который обязан «по воз­можности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Такой правитель должен сочетать в своих действиях ка­чества льва, способного расправиться с любым из врагов, и ли­сицы, способной провести самого изощренного хитреца.

 

Заключение

Итак, завершая обзор данной работы, отметим, что главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение великой предназ­наченности, красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, дерзновенной созидательной активности.

Эпоха Возрождения в Европе характе­ризуется универсализмом мастеров, ши­роким обменом знаниями. Например, ни­дерландцы заимствуют некоторые коло­ристические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от север­ных живописцев работу масляными крас­ками на холстах. С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Ита­лии видоизменяется и замедляется, сужа­ются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воз­действием феодально-католической реак­ции.

Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями - уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политичес­ких теориях. Итальянское Возрождение складыва­лось в переходную от средних веков к но­вому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманис­тической идеологии сочетались черты ста­рого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, не смотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии. Это ядро составила совокуп­ность гуманистических идей, прежде все­го признание высокого достоинства чело­века, раскрывающегося в сознании и твор­честве. Гуманизм провозглашал свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разно­сторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творче­скую, но важнейшим условием осуще­ствления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального. Базой такой гармонии служила культура, духов­ное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знани­ям, искусству. Культ разума, знания, творчества, со­ставивший главное содержание гуманисти­ческой мысли, высвобождал науку и искус­ство. В этом заключается одно из главных Достижений эпохи Возрождения.

 

 

Список использованной литературы:

1. Борзова Е. П. История мировой культуры. – 5-е изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань». 2010. – 672 с.

2. Золкин А. Л. Культурология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 583 с.

3. История мировой культуры / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2010. – 512 с.

4. Костина А. В. Культурология. – 3-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 336 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: