Литература Возрождения

В эпоху Возрождения определяющий литературу образ мира кардинально меняется: человек соотносится уже не с абсолютизированным природно-социальным бытием (космос и полис в античной литературе), не с трансцендент­ным абсолютом (бог, эсхатологическая перспектива в средневековой литературе), но с самим собой, со своей сущностью и индивидуаль­ной инициативой. Индивидуализм осознается, хотя еще и в традици­онных формах. Литература XIV-XVIII вв. принадлежит эпохе сло­весного традиционализма, но как ее итог, вершина, завершение.

Литература продолжает оставаться риторической словесностью, она оперирует уже готовым репертуаром фраз и смыслов. Ритори­ческая форма подчиняет себе индивидуальность автора, что делает почти невозможным «непосредственный» взгляд на действитель­ность, с одной стороны, и также «непосредственное» выражение чувств, с другой. В то же время, литература Ренессанса отличается от слова Античности и Средневековья мировоззренческой насы­щенностью гуманистическими и национальными идеалами.

Культура Возрождения высоко ценила литературу и занятия литературой зачастую ставила выше всех других форм человече­ской деятельности. Петрарка даже объявил поэзию особым пу­тем к истине. Впрочем, подобное понимание поэзии не предос­тавляло ей собственного места в культуре: поэзия говорит о том же, о чем говорят философия и богословие, но только другим языком. Стиль - вот то главное, что отличает поэзию, по мне­нию писателей Возрождения, от прочих искусств и наук.

Петрарка выделял три стиля: торжественный (высокий), умеренный (средний) и смиренный (простой). Все остальное вообще не относится к искусству речи, будучи просто плебей­ским, рабским словоизлиянием. Подражать античности писатели Возрождения соглашались только при условии сохранения собственной самобытности. Тем самым они сталкивались с парадоксом: стиль не может каждый раз рождаться заново, стиль - всегда нечто общее, и оригиналь­ность проявляется в пределах этого общего, как перестановка и комбинация традиционных элементов. Выдвижение же на первый план проблемы оригинальности подвергает эстетику стиля раз­рушительным перегрузкам, ибо в рамках этой эстетики это стремление не может получить удовлетворительного разрешения.

Благодаря стилю полнее всего проявляется «литературность» литературы, ее специфичность. Однако существование литературы определяется не только стилем, но и жанром, который определяется по некото­рому функциональному признаку: например, песни величальные, трудовые, хороводные, свадебные и т.п. Если в средневековой ли­тературе жанр по своему значению уступал стилю, то в эпоху Воз­рождения жанр постепенно восстанавливает свои позиции. Именно жанровая эстетика помогла разрешить проблему, так волновавшую Петрарку, - проблему сохранения собствен­ной самобытности перед лицом недосягаемого совершенства. С одной стороны, закон жанра предполагал выполнение весьма строгих требований. Например, трагедия по своему содержанию обязательно должна представлять судьбу героя в момент внезап­ной катастрофы; по форме выражаться метрически организо­ванной прямой речью; стиль трагедии - высокий; действие должно концентрироваться на ограниченном временном и про­странственном отрезке. С другой стороны, жанр, имея свой строгий закон, не совпадает ни с каким конкретным образцо­вым тестом, он шире всех своих реальных и потенциальных реа­лизаций и поэтому не отменяет творческой свободы автора.

В драматургии с ее делением на трагедию и комедию наибо­лее наглядно проявилось стремление литературы Возрождения к реставрации античности. Средневековый театр был весьма не­значительно связан с традицией античной драмы. Достигая рас­цвета к XV в., средневековый театр бы занят преимущественно религиозной драмой или комической драмой. В том же XV в. античная комедия возвращается на сцену в форме придворного представления. 5 марта 1508 г. на феррарской придворной сцене была сыграна «Комедия о сундуке» Лудовико Ариосто (1474-1533). Этот день можно считать днем рождения не только ренес­сансной комедии, но и всего нового европейского театра.

Представление средневековых мистерий или фарсов происхо­дило на открытой площадке, и его можно было наблюдать не только фронтально, но и с боков. Возрождение уже открывает зри­тельный зал, указывая тем самым границы, внутри которых дейст­вовала театральная иллюзия. Театральное представление стало осо­бым, автономным миром, живущим по собственным законам.

Одной из специфических черт литературы периода Возрож­дения стало широкое распространение жанра новеллы. У ее предков - народных анекдотов, фаблио, шванков, анонимных итальянских повестей XIII в. - вся сила заключалась в непоч­тительном смехе, разрушавшем твердыни клерикальной и ры­царской серьезности феодализма. В жанре новеллы впервые (в «Декамероне» Джованни Боккаччо, 1313-1375) было осуществ­лено соединение гуманистической культуры с непосредственной смеховой культурой народных масс. Ренессансная новелла полу­чила наибольшее развитие в Италии.

Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии про­блематика Возрождения полнее всего выразилась в драме. В Ис­пании - в драме и в романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях. Средневековое религиозное и аскетическое сознание пре­небрегало всем земным, оно почти не интересовалось происше­ствиями будничной жизни. Повседневность передавалась мол­вой, сплетней, устным народным творчеством. Джованни Бок­каччо стал первым новеллистом, которого мы знаем по имени. У него было много последователей и подражателей.

XV в. стал веком недолгого взлета ренессансного рыцарского романа. Военная монополия рыцарства была сломлена на полях Столетней войны, и в то же самое время по всей Европе возни­кают новые рыцарские ордена (Подвязки, Св. Духа, Золотого Руна, Звезды).

 




double arrow
Сейчас читают про: