В эпоху Возрождения определяющий литературу образ мира кардинально меняется: человек соотносится уже не с абсолютизированным природно-социальным бытием (космос и полис в античной литературе), не с трансцендентным абсолютом (бог, эсхатологическая перспектива в средневековой литературе), но с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. Индивидуализм осознается, хотя еще и в традиционных формах. Литература XIV-XVIII вв. принадлежит эпохе словесного традиционализма, но как ее итог, вершина, завершение.
Литература продолжает оставаться риторической словесностью, она оперирует уже готовым репертуаром фраз и смыслов. Риторическая форма подчиняет себе индивидуальность автора, что делает почти невозможным «непосредственный» взгляд на действительность, с одной стороны, и также «непосредственное» выражение чувств, с другой. В то же время, литература Ренессанса отличается от слова Античности и Средневековья мировоззренческой насыщенностью гуманистическими и национальными идеалами.
Культура Возрождения высоко ценила литературу и занятия литературой зачастую ставила выше всех других форм человеческой деятельности. Петрарка даже объявил поэзию особым путем к истине. Впрочем, подобное понимание поэзии не предоставляло ей собственного места в культуре: поэзия говорит о том же, о чем говорят философия и богословие, но только другим языком. Стиль - вот то главное, что отличает поэзию, по мнению писателей Возрождения, от прочих искусств и наук.
Петрарка выделял три стиля: торжественный (высокий), умеренный (средний) и смиренный (простой). Все остальное вообще не относится к искусству речи, будучи просто плебейским, рабским словоизлиянием. Подражать античности писатели Возрождения соглашались только при условии сохранения собственной самобытности. Тем самым они сталкивались с парадоксом: стиль не может каждый раз рождаться заново, стиль - всегда нечто общее, и оригинальность проявляется в пределах этого общего, как перестановка и комбинация традиционных элементов. Выдвижение же на первый план проблемы оригинальности подвергает эстетику стиля разрушительным перегрузкам, ибо в рамках этой эстетики это стремление не может получить удовлетворительного разрешения.
Благодаря стилю полнее всего проявляется «литературность» литературы, ее специфичность. Однако существование литературы определяется не только стилем, но и жанром, который определяется по некоторому функциональному признаку: например, песни величальные, трудовые, хороводные, свадебные и т.п. Если в средневековой литературе жанр по своему значению уступал стилю, то в эпоху Возрождения жанр постепенно восстанавливает свои позиции. Именно жанровая эстетика помогла разрешить проблему, так волновавшую Петрарку, - проблему сохранения собственной самобытности перед лицом недосягаемого совершенства. С одной стороны, закон жанра предполагал выполнение весьма строгих требований. Например, трагедия по своему содержанию обязательно должна представлять судьбу героя в момент внезапной катастрофы; по форме выражаться метрически организованной прямой речью; стиль трагедии - высокий; действие должно концентрироваться на ограниченном временном и пространственном отрезке. С другой стороны, жанр, имея свой строгий закон, не совпадает ни с каким конкретным образцовым тестом, он шире всех своих реальных и потенциальных реализаций и поэтому не отменяет творческой свободы автора.
В драматургии с ее делением на трагедию и комедию наиболее наглядно проявилось стремление литературы Возрождения к реставрации античности. Средневековый театр был весьма незначительно связан с традицией античной драмы. Достигая расцвета к XV в., средневековый театр бы занят преимущественно религиозной драмой или комической драмой. В том же XV в. античная комедия возвращается на сцену в форме придворного представления. 5 марта 1508 г. на феррарской придворной сцене была сыграна «Комедия о сундуке» Лудовико Ариосто (1474-1533). Этот день можно считать днем рождения не только ренессансной комедии, но и всего нового европейского театра.
Представление средневековых мистерий или фарсов происходило на открытой площадке, и его можно было наблюдать не только фронтально, но и с боков. Возрождение уже открывает зрительный зал, указывая тем самым границы, внутри которых действовала театральная иллюзия. Театральное представление стало особым, автономным миром, живущим по собственным законам.
Одной из специфических черт литературы периода Возрождения стало широкое распространение жанра новеллы. У ее предков - народных анекдотов, фаблио, шванков, анонимных итальянских повестей XIII в. - вся сила заключалась в непочтительном смехе, разрушавшем твердыни клерикальной и рыцарской серьезности феодализма. В жанре новеллы впервые (в «Декамероне» Джованни Боккаччо, 1313-1375) было осуществлено соединение гуманистической культуры с непосредственной смеховой культурой народных масс. Ренессансная новелла получила наибольшее развитие в Италии.
Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии проблематика Возрождения полнее всего выразилась в драме. В Испании - в драме и в романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях. Средневековое религиозное и аскетическое сознание пренебрегало всем земным, оно почти не интересовалось происшествиями будничной жизни. Повседневность передавалась молвой, сплетней, устным народным творчеством. Джованни Боккаччо стал первым новеллистом, которого мы знаем по имени. У него было много последователей и подражателей.
XV в. стал веком недолгого взлета ренессансного рыцарского романа. Военная монополия рыцарства была сломлена на полях Столетней войны, и в то же самое время по всей Европе возникают новые рыцарские ордена (Подвязки, Св. Духа, Золотого Руна, Звезды).






