Эстетика Возрождения

Традиционно считается, что период Возрождения начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Называют и иную дату начала Возрождения. В апреле 1341 г., на Пасху, на Капитолий­ском холме великий Петрарка был коронован лавровым венком. Эти, казалось бы, малозначительные факты символизировали начало подлинного культурного переворота. Только в XIV в. евро­пейский человек впервые стал ощущать природу как эстетиче­ски значимую реальность, а церемония венчания поэтов, уста­новленная в античной древности и уже несколько веков не во­зобновлявшаяся, стала символом рождения нового человека.

 Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы и угрожавших че­ловеку. Христианское Средневековье видело в природе прежде всего Божественное творение, созерцание которого должно бы­ло наполнять душу верующего ощущением непостижимости всемогущества Создателя. Ренессанс же превратил священную таинственность мира в эстетически самодовлеющую конкрет­ность, которой любуются, но не молятся, и религиозный смысл которой трактуется уже аллегорически: не как уже изначально недоступный и непостижимый (это характерно для Средневековья), а напротив - так, как он понятен человеку. Эта понятность, доступность мира возникает не на основе науки, поскольку только последующая эпоха Нового времени превращает природу в совокупность научных рассудочных абст­ракций, а на основе чистого эстетического созерцания, сопро­вождающегося эмоциональными переживаниями. Такое миро­ощущение академик А.Ф. Лосев назвал субъективно-имманентной эстетикой. Ее суть заключается в том, что все культурные дви­жения Ренессанса, которые, казалось бы, должны были прекло­нить колено перед священными божественными предметами, напротив, проникаются духом самоутверждения человека.

Ре­нессанс характеризуется даже своеобразными фамильярностью и панибратством с вековыми святынями. Искусство становится чистым и бескорыстным художест­вом, предметом созерцательного любования, перед которым уже не молятся, не сокрушаются в своих грехах и не уповают при

помощи их искоренения на свое вечное спасение. В этом отношении ХIV в. произвел подлинную революцию в умах. Именно в период Возрождения художественная предмет­ность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникают чувственность и пани­братство. Конечно, эта ду­ховная революция давалась людям Возрождения нелегко. Многие из них либо делали вид, что художественное творчество вообще не имеет никакого отношения к религии, либо нередко даже каялись в греховности столь энергично развиваемого светского искусства.

2.1. Архитектура и живопись

Архитектура Возрождения от средневековой архитекту­ры отличается радостным и оптимистичным мироощущением, где величественные храмовые постройки становятся гимном не столько божественной силе, сколько интеллектуальному и твор­ческому могуществу человека. Символом этой архитектуры становится здание с куполом, первое из которых возвел Брунеллески во флорентийском собо­ре Санта-Мария дель Фьоре, определив таким образом новое общее направления развития архитектуры. Своеобразным симво­лом архитектуры Высокого Возрождения предстает небольшая часовня Темпъетто, сооруженная Браманте, где идея гар­моничного центрально-купольного храма находит свое наиболее законченное выражение. Безусловно, самым грандиозным куполь­ным зданием эпохи Высокого Возрождения стал собор Святого Петра в Риме, огромный центральный купол которого был воз­веден Микеланджело. Микеланджело был разносторонним мастером, создавшим неповторимую скульптуру, пронизанную гармонией разума и чувства, торжеством гуманистических начал (Давид, Гений и др.). Мастер считал, что идеальная форма скульптуры - при­ближающаяся к шару, освободить же ее из камня нужно, лишь отсекая все лишнее. Те же мятежные, титанические образы, прекрасные и мужественные, наполняют и живопись Микеланд­жело, в том числе росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане площадью около 600 кв. м, которые он в одиночку расписывал в течение 26 месяцев. Микеланджело наряду с Лео­нардо да Винчи и Рафаэлем представил наиболее совершенное художественное выражение прекрасного. Для образов, запечат­ленных кистью этих мастеров, характерна гармония между гор­ним миром и дольним, между эмоцией и разумом, раскрываю­щая всю красоту человека и его величие.

Один из крупнейших флорентийских скульпторов - Дона-то ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусств как Донателло (1386—1466). Его мраморный «Давид» - юноша в момент победы над Голиадом. Хотя в трактовке образа скульп­тор опирается на античные традиции, но влияние готического искусства еще сильное

Значительных высот культура Ренессанса достигла в изобразительном искусстве. Живо­пись Ренессанса лишена исходного для данной культуры импульса: она не располагала античными образцами, которые стали извест­ными только после раскопок Помпеи в XVIII в. Однако цель дос­тижения высшего совершенства была сознательно поставлена и в целом достигнута. Художник Возрождения стремился к славе, от­личаясь тем самым от своего анонимного средневекового предше­ственника. Значительно вырос и социальный статус художника, зачастую он держит себя на равных с князьями и монархами. Ведущими художественными школами в искусстве Итальян­ского Ренессанса в XIV в. были сиенская и флорентийская, в XV в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, а в XVI в. - римская и венецианская.

Огромную роль в становлении живописи Ренессанса сыграло учение о перспективе. Благодаря перспективистскому воспри­ятию возникает интерес к структурно-математическим построе­ниям, к эстетике красоты, основанной на математически упоря­доченной чувственности.

В культуре Ренессанса впервые проявляет себя отдельная че­ловеческая личность со всеми своими индивидуальными и лич­ностными потребностями. Рассматривая мир исключительно в свете этого личностного самоутверждения, возрожденческий че­ловек уже не находил в мире ни богов, ни демонов. Поэтому человеческая личность перестает быть отражением потусторон­них идеалов, а становится сферой выражения чувств, настрое­ний и состояний — личность и материальный мир сливаются в единую специфическую и до сих пор еще никем не выраженную реальность, в которой уже нельзя различить ни личности, ни материи. Средневековое искусство изображало личность через отражение ее потусторонней предназначенности.

Великий художник Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи (1452-1519). Его дарование проявилось рано. «Поклоне­ние волхвов», одно из лучших полотен Леонардо, стало резуль­татом долгого экспериментирования и размышлений над харак­тером живописных приемов. Эстетическая теория художника была построена на тезисе «Искусство есть наука», отражающем стремление к геометрическому анализу искусства. Вершиной художественного мастерства Леонардо считается «Тайная вече­ря»: в этой картине все размерено, все вычислено и все абсо­лютно гармонично.

Самым прославленным произведением Леонардо да Винчи является портрет Моны Лизы (Джоконда) с неуловимой изменчивой улыбкой на фоне тонущего в дымке пейзажа, поданного через выработанное ху­дожником сфумато (тонкая игра светотени). Тем же настроением наполнены его мадонны: мадонна Литта, мадонна Бенуа.

Художники и мыслители Возрождения, синтезирующие в своем эстетическом сознании античный неоплатонизм, средне­вековую патристику и новую ориентацию на визуально-чувственно воспринимаемую природу, воспринимают искусство в метафизическом аспекте — как способ проявления в природе и человеке идеальных форм, заложенных в них Богом. Искусст­во воспринимается как выразитель прекрасного, растворенного в природе, а многие художники и мыслители Ренессанса счита­ли, что Творец некогда создал людей идеально прекрасными и задача художника заключается в том, чтобы отыскать черты и следы этой красоты и совершенства в массе далеких от перво­зданного состояния людей и воплотить их в своем искусстве.

Идеи монументального искусства Возрождения нашли наибо­лее яркое отражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). «Сикстин­ская мадонна» - одно из самых совершенных его творений.

Крупнейшими венецианскими художниками были Джорд­жоне (1477-1510), Тициан (14777-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594).

 




double arrow
Сейчас читают про: