Традиционно считается, что период Возрождения начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Называют и иную дату начала Возрождения. В апреле 1341 г., на Пасху, на Капитолийском холме великий Петрарка был коронован лавровым венком. Эти, казалось бы, малозначительные факты символизировали начало подлинного культурного переворота. Только в XIV в. европейский человек впервые стал ощущать природу как эстетически значимую реальность, а церемония венчания поэтов, установленная в античной древности и уже несколько веков не возобновлявшаяся, стала символом рождения нового человека.
Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы и угрожавших человеку. Христианское Средневековье видело в природе прежде всего Божественное творение, созерцание которого должно было наполнять душу верующего ощущением непостижимости всемогущества Создателя. Ренессанс же превратил священную таинственность мира в эстетически самодовлеющую конкретность, которой любуются, но не молятся, и религиозный смысл которой трактуется уже аллегорически: не как уже изначально недоступный и непостижимый (это характерно для Средневековья), а напротив - так, как он понятен человеку. Эта понятность, доступность мира возникает не на основе науки, поскольку только последующая эпоха Нового времени превращает природу в совокупность научных рассудочных абстракций, а на основе чистого эстетического созерцания, сопровождающегося эмоциональными переживаниями. Такое мироощущение академик А.Ф. Лосев назвал субъективно-имманентной эстетикой. Ее суть заключается в том, что все культурные движения Ренессанса, которые, казалось бы, должны были преклонить колено перед священными божественными предметами, напротив, проникаются духом самоутверждения человека.
Ренессанс характеризуется даже своеобразными фамильярностью и панибратством с вековыми святынями. Искусство становится чистым и бескорыстным художеством, предметом созерцательного любования, перед которым уже не молятся, не сокрушаются в своих грехах и не уповают при
помощи их искоренения на свое вечное спасение. В этом отношении ХIV в. произвел подлинную революцию в умах. Именно в период Возрождения художественная предметность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникают чувственность и панибратство. Конечно, эта духовная революция давалась людям Возрождения нелегко. Многие из них либо делали вид, что художественное творчество вообще не имеет никакого отношения к религии, либо нередко даже каялись в греховности столь энергично развиваемого светского искусства.
2.1. Архитектура и живопись
Архитектура Возрождения от средневековой архитектуры отличается радостным и оптимистичным мироощущением, где величественные храмовые постройки становятся гимном не столько божественной силе, сколько интеллектуальному и творческому могуществу человека. Символом этой архитектуры становится здание с куполом, первое из которых возвел Брунеллески во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре, определив таким образом новое общее направления развития архитектуры. Своеобразным символом архитектуры Высокого Возрождения предстает небольшая часовня Темпъетто, сооруженная Браманте, где идея гармоничного центрально-купольного храма находит свое наиболее законченное выражение. Безусловно, самым грандиозным купольным зданием эпохи Высокого Возрождения стал собор Святого Петра в Риме, огромный центральный купол которого был возведен Микеланджело. Микеланджело был разносторонним мастером, создавшим неповторимую скульптуру, пронизанную гармонией разума и чувства, торжеством гуманистических начал (Давид, Гений и др.). Мастер считал, что идеальная форма скульптуры - приближающаяся к шару, освободить же ее из камня нужно, лишь отсекая все лишнее. Те же мятежные, титанические образы, прекрасные и мужественные, наполняют и живопись Микеланджело, в том числе росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане площадью около 600 кв. м, которые он в одиночку расписывал в течение 26 месяцев. Микеланджело наряду с Леонардо да Винчи и Рафаэлем представил наиболее совершенное художественное выражение прекрасного. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония между горним миром и дольним, между эмоцией и разумом, раскрывающая всю красоту человека и его величие.
Один из крупнейших флорентийских скульпторов - Дона-то ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусств как Донателло (1386—1466). Его мраморный «Давид» - юноша в момент победы над Голиадом. Хотя в трактовке образа скульптор опирается на античные традиции, но влияние готического искусства еще сильное
Значительных высот культура Ренессанса достигла в изобразительном искусстве. Живопись Ренессанса лишена исходного для данной культуры импульса: она не располагала античными образцами, которые стали известными только после раскопок Помпеи в XVIII в. Однако цель достижения высшего совершенства была сознательно поставлена и в целом достигнута. Художник Возрождения стремился к славе, отличаясь тем самым от своего анонимного средневекового предшественника. Значительно вырос и социальный статус художника, зачастую он держит себя на равных с князьями и монархами. Ведущими художественными школами в искусстве Итальянского Ренессанса в XIV в. были сиенская и флорентийская, в XV в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, а в XVI в. - римская и венецианская.
Огромную роль в становлении живописи Ренессанса сыграло учение о перспективе. Благодаря перспективистскому восприятию возникает интерес к структурно-математическим построениям, к эстетике красоты, основанной на математически упорядоченной чувственности.
В культуре Ренессанса впервые проявляет себя отдельная человеческая личность со всеми своими индивидуальными и личностными потребностями. Рассматривая мир исключительно в свете этого личностного самоутверждения, возрожденческий человек уже не находил в мире ни богов, ни демонов. Поэтому человеческая личность перестает быть отражением потусторонних идеалов, а становится сферой выражения чувств, настроений и состояний — личность и материальный мир сливаются в единую специфическую и до сих пор еще никем не выраженную реальность, в которой уже нельзя различить ни личности, ни материи. Средневековое искусство изображало личность через отражение ее потусторонней предназначенности.
Великий художник Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи (1452-1519). Его дарование проявилось рано. «Поклонение волхвов», одно из лучших полотен Леонардо, стало результатом долгого экспериментирования и размышлений над характером живописных приемов. Эстетическая теория художника была построена на тезисе «Искусство есть наука», отражающем стремление к геометрическому анализу искусства. Вершиной художественного мастерства Леонардо считается «Тайная вечеря»: в этой картине все размерено, все вычислено и все абсолютно гармонично.
Самым прославленным произведением Леонардо да Винчи является портрет Моны Лизы (Джоконда) с неуловимой изменчивой улыбкой на фоне тонущего в дымке пейзажа, поданного через выработанное художником сфумато (тонкая игра светотени). Тем же настроением наполнены его мадонны: мадонна Литта, мадонна Бенуа.
Художники и мыслители Возрождения, синтезирующие в своем эстетическом сознании античный неоплатонизм, средневековую патристику и новую ориентацию на визуально-чувственно воспринимаемую природу, воспринимают искусство в метафизическом аспекте — как способ проявления в природе и человеке идеальных форм, заложенных в них Богом. Искусство воспринимается как выразитель прекрасного, растворенного в природе, а многие художники и мыслители Ренессанса считали, что Творец некогда создал людей идеально прекрасными и задача художника заключается в том, чтобы отыскать черты и следы этой красоты и совершенства в массе далеких от первозданного состояния людей и воплотить их в своем искусстве.
Идеи монументального искусства Возрождения нашли наиболее яркое отражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). «Сикстинская мадонна» - одно из самых совершенных его творений.
Крупнейшими венецианскими художниками были Джорджоне (1477-1510), Тициан (14777-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594).






