Эволюция управленческой мысли. Основные научные школы в области

5. Эволюция управленческой мысли. Основные научные школы в области

Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько исторических периодов.

1 период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIIIв. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племени олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

II период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смитту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды.

IV период - информационный период (1960г. по настоящее время) Появление данной школы - применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки. Исследование управления привело к широкому распространению системных методов анализа.

Школы менеджмента. В теории менеджмента принято выделять следующие школы.

 
Вклад направления Представители  
Школа научного управления 1. Использование анализа для определения лучших способов решения задач 2. Обеспечение работников ресурсами 3. Систематическое использование материального стимулирования 4. Отбор работников и их обучение Ф.Тейлор Ф.Гилберт Г.Гнат  
Административная школа управления 1920-1950 1. Развитие принципов управления 2. Развитие функций упрвления 3. Систематизированный подход к управлению всей организации А.Файоль Макс Вебер  
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук 1930-1950 1. использование приемов управления межличностными отношениями 2. применение наук о человеческом поведении Э.Мэйо А. Маслоу Мюнстенберг  
Управленческая школа менеджмента/ «новая школа».. Данную школу также именуют. 1. оптимальные управленческие решения можно разработать и реализовать только на основе построения математических моделей и использования количественных методов 2. оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы); 3. управлении и оптимизации запасов ресурсов; 4. использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики -- «теорию принятия решений»); 5. эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты--выпуск»); Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, и др  
Современные научные подходы -Процессный подход (с1920 по наст время)Рассмотрение управления как процесса, т.е серии непрерывных взаимосвязанных действий(функций управления) - Системный подход с 1950 по настоящее время. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. - Ситуационный подход с 1906 по настоящее время. Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами. Ф.Тейлор, Р. Черчмен, В.Вудфорд А.Слоан, П.Дюпон, Р.Скотт П.Дракер, У.Марч, Р. Томпсон  
Также примерно с 1950 годов и по настящее время широко используются количественные методы, которые в себя включают: -разработку и применение математических моделей в управлении -развитие количественных методов в принятии решений. С.Форрестер Э.Райф С.Саймон  
     

Остановимся более подробно на этих направлениях.

Школа научного управления

Концепция научного управления получила развитие в США в начале нашего века. Ее основоположником стал Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания М-та в качестве науки и самостоятельной области исследований.

Теория Тейлора основана на ряде базовых и конкретных принципов НОТ (научная организация труда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: