5. Эволюция управленческой мысли. Основные научные школы в области
Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько исторических периодов.
1 период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIIIв. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племени олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
II период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смитту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
|
|
III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды.
IV период - информационный период (1960г. по настоящее время) Появление данной школы - применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки. Исследование управления привело к широкому распространению системных методов анализа.
Школы менеджмента. В теории менеджмента принято выделять следующие школы.
Вклад направления | Представители | |
Школа научного управления 1. Использование анализа для определения лучших способов решения задач 2. Обеспечение работников ресурсами 3. Систематическое использование материального стимулирования 4. Отбор работников и их обучение | Ф.Тейлор Ф.Гилберт Г.Гнат | |
Административная школа управления 1920-1950 1. Развитие принципов управления 2. Развитие функций упрвления 3. Систематизированный подход к управлению всей организации | А.Файоль Макс Вебер | |
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук 1930-1950 1. использование приемов управления межличностными отношениями 2. применение наук о человеческом поведении | Э.Мэйо А. Маслоу Мюнстенберг | |
Управленческая школа менеджмента/ «новая школа».. Данную школу также именуют. 1. оптимальные управленческие решения можно разработать и реализовать только на основе построения математических моделей и использования количественных методов 2. оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы); 3. управлении и оптимизации запасов ресурсов; 4. использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики -- «теорию принятия решений»); 5. эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты--выпуск»); | Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, и др | |
Современные научные подходы -Процессный подход (с1920 по наст время)Рассмотрение управления как процесса, т.е серии непрерывных взаимосвязанных действий(функций управления) - Системный подход с 1950 по настоящее время. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. - Ситуационный подход с 1906 по настоящее время. Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами. | Ф.Тейлор, Р. Черчмен, В.Вудфорд А.Слоан, П.Дюпон, Р.Скотт П.Дракер, У.Марч, Р. Томпсон | |
Также примерно с 1950 годов и по настящее время широко используются количественные методы, которые в себя включают: -разработку и применение математических моделей в управлении -развитие количественных методов в принятии решений. | С.Форрестер Э.Райф С.Саймон | |
Остановимся более подробно на этих направлениях.
|
|
Школа научного управления
Концепция научного управления получила развитие в США в начале нашего века. Ее основоположником стал Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания М-та в качестве науки и самостоятельной области исследований.
Теория Тейлора основана на ряде базовых и конкретных принципов НОТ (научная организация труда).