Организация как объект управления

 

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Обязательные требования к организации:

1 наличие хотя бы двух людей, считающих себя частью этой группы;

2 наличие, по крайней мере, одной цели (желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3 наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Существуют формальные и неформальные организации. Определение, данное организации выше относится к формальной организации. Неформальные организации, группы, возникающие неожиданно (спонтанно), но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, исключая, быть может, довольно маленькие. И хоть у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.

С точки зрения системного подхода к организации, она априори является особым объектом управления (субъект управления – руководство, администрация). Организация как объект управления подчиняется совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Под производством понимается и оказание услуг, и выполнение работ. Если обратится к главной цели существования коммерческих организаций, которые, в первую очередь и внедряют принципы и методы управления, то все они должны, в итоге, быть ориентированы на увеличение прибыли предприятия. Таким образом, с этой точки зрения управление организацией как особым объектом предстает как система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. В современных условиях макроэкономической нестабильности и интенсификации конкуренции возрастает внешнее давление на коммерческие организации, что требуется повышения эффективности управления. Все та же жесткость конкуренции принуждает к переосмыслению традиционного понимания отношений между предприятием и ее контрагентами. У них не противоречивые интересы, на самом деле они вместе движутся к одной цели. Поэтому нужно более внимательно рассмотреть комплекс взаимоотношений предприятия с его окружающей средой.

 

Все участники этой системы будут максимально удовлетворены в случае, если покупатель заплатит предприятию за произведенные им товары такую сумму, чтобы после уплаты налогов государству, которые являются отчислениями обществу, а также после уплаты дивидендов акционерам и собственникам и после расчетов с поставщиками у предприятия осталось сумма средств, которая будет направлена на удовлетворение собственных нужд. Достижение такой ситуации возможно, если предприятие делает ставку на качество производимой продукции, услуг или работ, а также качество организации в целом, как особого объекта управления, т.е. включая работу персонала, производство, взаимодействие с внешней средой.

 

Ситуация №1

Представьте себе, что Вы работаете заведующим хирургическим

отделением стоматологической клиники, и к Вам в подчинение поступает

врач, который ранее работал на такой же должности в другом медицинском

учреждении. Как вам следует строить деловые отношения с новым

подчинѐнным? Что Вы должны сказать ему при первой встрече? Обоснуйте

ответ с позиций современного менеджмента.

Решение задачи:

В первую очередь узнать о предыдущем месте работы. О отношениях с работниками, с начальством. О взаимоотношениях его с пациентами. Узнать по какой причине он ушёл с предыдущего места работы или же его уволили и по какой причине. По какой причине он пришёл устраиваться именно в данное заведение, так же узнать об образовании, сколько лет практики, т. е. стаж.

Анализ данных аспектов позволит сделать правильные выводы относительно будущих действий в отношении такого сотрудника.

Проблемы, связанные непосредственно в подчиненным могут быть связаны с его недостаточной компетентностью, проблемами со здоровьем, отсутствием склонности к принятию ответственных решений, что могло быть поводом к переводу на более низкую должность. Если имеет место недостаточная компетентность, то такого работника следует требовать выполнения мер по повышению профессиональной компетентности (курсы повышения квалификации и пр.). Если имеет место отсутствие склонности к осуществлению управленческой работы, то на новой должности, в подчинении, этот сотрудник может быть как раз на своем месте.

Проблемы, связанные с прежним местом работы, могут быть связаны с отсутствием приемлемого для работы морально-психологического климата в коллектива, спровоцированного совершенно различными проблемами, в том числе и отношением вышестоящего начальства.

В любом случае сотруднику следует дать шанс проявить себя с положительной стороны на новом месте работы.

 

Ситуация № 2

Выделите из приведенных факторов и условий развития организации

здравоохранения те, которые относятся к ее внутренней среде и составляют

содержание ее главных элементов (ресурсов, структуры, культуры):

1. Привлечение и удержание квалифицированных специалистов.

2. Внедрение новых информационных технологий в управление.

3. Создание сплоченной управленческой команды.

4. Привлечение дополнительных бюджетных и внебюджетных средств.

5. Изменение типа, уровня и интенсивности конкуренции на

региональном рынке медицинских услуг.

6. Повышение качества обслуживания пациентов.

7. Экономия затрат.

8. Совершенствование корпоративной культуры.

9. Создание эффективной системы для обмена информацией внутри

организации.

 

 

Решение задачи:

Внутренняя среда организации – это все то, что составляет организацию и характеризует ее структуру: цели, структурные подразделения и их связи, ресурсы (капитал, сырье, имущество, рабочая сила) и т.д.

3. Привлечение и удержание квалифицированных специалистов. Издавна известна истина: «Кадры решают все!». Квалифицированные специалисты – одно из главных условий работы любой организации. Кроме того, эти специалисты – важнейший элемент внутренней среды, поскольку на данный элемент организация может оказывать влияние.

4. Увеличение доли компании на рынке. Доля компании на рынке показывает положение организации на рынке, т.е. во внешней среде.

5. Внедрение новых информационных технологий в управление компанией. Информационные технологии в управлении – это, конечно ресурсы, представляющие собой элемент внутренней среды организации.

6. Создание сплоченной управленческой команды. Управленческая команда – группа управленцев организации, объединенная общей деятельностью, разделяющая общие цели и представления о способах их достижения. В основе формирования управленческой команды лежат корпоративные ценности, корпоративная культура.

7. Привлечение долгосрочных стратегических инвестиций. Обычно такие инвестиции осуществляются за счет внешних инвесторов, действующих во внешней среде организации.

8. Изменение типа, уровня и интенсивности конкуренции. Конкуренция представляет собой соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Следовательно, конкуренция – это фактор внешней среды организации.

9. Повышение качества обслуживания клиентов. Клиенты – это часть внешней среды организации, поскольку они действуют вне ее и организация лишь частично имеет возможность воздействовать на них.

10. Контроль экономии на затратах. Затраты формируются внутри организации, следовательно, система контроля экономии – это часть внутренней среды. Для осуществления указанной функции необходима специально созданная структура или наличие службы, на который возложено указанная работа.

11. Развитие корпоративной культуры. Корпоративная культура – совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

12. Создание эффективной системы для обмена информацией внутри компании. Такая система реализуется в рамках организационной структуры предприятия. В свою очередь, организационная структура – это часть внутренней среды организации.

Элементы внутренней среды ресурсы структура культура
Факторы и условия развития организации Привлечение и удержание квалифицированных специалистов; внедрение новых информационных технологий в управление компанией Контроль экономии на затратах; создание эффективной системы для обмена информацией внутри компании Создание сплоченной управленческой команды; развитие корпоративной культуры

 

Ситуация №3

Руководителем стоматологической поликлиники был назначен

опытный врач. Приняв руководство, он поставил задачу создать более

эффективную систему управления. До его прихода порядок прохождения

входящей документации был следующим: поступивший документ ложился

на стол руководителя и тот передавал его для исполнения в соответствующее

подразделение или конкретному исполнителю. Впоследствии этот документ

к руководителю больше не возвращался.

Оцените порядок прохождения входящей документации, принятой

прежним руководством организации. Какой порядок прохождения входящей

документации целесообразно использовать вновь назначенному главному

врачу для повышения эффективности системы управления?

Решение задачи:

Прежний порядок прохождения входящей документации был не очень удобным, потому что не было ни какого учета документам, где их можно найти и в каком подразделении не известно.

Поручить вхождение документов секретарю, все входящие регистрировать. Ввести учетную книгу входящих документов, а заодно и исходящих. Все документы хранить по годам в папках. Самый маленький срок - год. А дальше - по регламенту делопроизводства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: