| дороге и твоим выкрикам, нес ее все эти часы! Я оставил девушку там, а ты все еще ее несешь. Кто же из нас нес ее дальше, кто больше нарушил запрет?» Действительно, поскольку молодой монах длительное время внутренне возмущался и сдерживал рвущийся наружу протест, то на него эта ситуация оказала существенно большее воздействие, то есть радикальнее травмировала его психику, чем психику старого. Мысленное действие может оказывать и отрицательное и положительное влияние на психику. Это хорошо понимал великий футболист Пеле. Однажды его спросили: «Почему вы тренируетесь так мало — всего полтора часа в день?» «Я тренируюсь полтора часа, но остальные двадцать два с половиной часа я думаю о футболе», — ответил Пеле. МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ, КАК И РЕАЛЬНОЕ, СПОСОБНО УТОМИТЬ Художник во дворце китайского императора Знаменитого художника пригласили ко двору китайского императора, чтобы он написал свою лучшую работу. Путешествие художника стоило больших денег, вознаграждение за его работу также было велико. Но Император — покровитель искусств — хотел получить величайший шедевр и не скупился, стараясь обеспечить ему наилучшие условия для работы. Художнику отвели специальные апартаменты, где он проводил день за днем в раздумьях. Все уже начали бояться и спрашивали, когда наконец он начнет писать. Давно было приготовлено все необходимое, а художник как будто и не собирался браться за работу. В конце концов, когда стал приближаться срок окончания работы, решили спросить у него, как обстоят дела, но он ответил только: «Не мешайте мне». А за два дня до истечения года он встал и уверенными движениями кисти создал величайший шедевр, заметив впоследствии: «Сделать недолго, но сначала надо долго думать, чтобы построить план и зрительно представить себе, что ты хочешь сделать». |
| Не пили опилки! Однажды тренеры нескольких команд пловцов обратились к тренеру австралийской команды — многократному чемпиону по плаванию на длинные дистанции. Его попросили пояснить, в чем причина стабильного успеха его пловцов. Тот пригласил их в плавательный бассейн и дал команду начать заплыв. Как только группа пловцов отплыла от бортика, он погрузил их в гипноз. Затем тренер подождал, пока они не приблизятся к следующему повороту, и разбудил их, дал время на разворот и опять погрузил в гипнотическое состояние. Так он повторял столько раз, сколько необходимо было, чтобы они прошли всю дистанцию. Поэтому основную часть дистанции они не могли думать о том, сколько им еще предстоит плыть. В результате они пришли к финишу с хорошими показателями и не вымотались. Таким образом тренер наглядно показал, что пловцы устают не столько от реальных действий, сколько от мысленного перечисления того, что еще предстоит сделать! АКТИВНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ПОВЫШАЕТ Фантастическое путешествие Несмотря на значительные различия приемов, все методы активного обучения в значительной степени эффективны за счет УЧАСТИЯ и такой включенности обучаемого в процесс, которая активизирует ПЕРЕЖИВАНИЕ и СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Именно эмоциональная активность позволяет ускорить обучение и снизить утомление. В качестве примера можно напомнить фрагменты из американского фильма «Фантастическое путешествие» режиссера Ричарда Флайшера. Сюжетная линия состоит в том, что имеется возможность временно во много раз уменьшить размер людей и тогда они на агрегате типа подводной лодки имеют возможность путешествовать по 22 |
| кровеносной и лимфатической системам. Если цель таких уменьшенных людей — добраться до тромба в головном мозге и восстановить нормальный кровоток, то они имеют возможность вылечить человека. В этом фильме не только совершенно поразительно в ДИНАМИКЕ представлено строение кровеносной системы, всех элементов крови и их функции, лимфатической системы и лимфоцитов, но все это ПЕРЕЖИВАЕТСЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА. |
| ВОСПРИЯТИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО ОПТИМАЛЬНОСТИ |
|
|
| УСЛОВИЕ АДЕКВАТНОГО |
| Полезнее возить, чем кататься Развитие любого вида восприятия невозможно без активного движения. Изящные эксперименты Ричарда Хелда и Алана Хейна на котятах ярко показывают роль активного движения в становлении восприятия. Суть эксперимента такова. Новорожденных котят содержали в темноте, а на свету они находились только в специальном станке. Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, вертикальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог производить никаких движений и перемещался пассивно — его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котят были одновременными и одинаковыми. В результате такой тренировки у котенка, который двигался самостоятельно, РАЗВИЛОСЬ НОРМАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ и не наблюдалось никаких нарушений, в то время как у пассивного обнаружилась неспособность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало. Дефекты восприятия, проявившиеся в поведении пассивного котенка, отчетливо показали, что зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия. БЕЗ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Почему детеныши шимпанзе не научились узнавать? В опытах, проведенных на новорожденных шимпанзе, Ризен и Ааронс показали необходимость обратной связи |
| для формирования узнавания. Новорожденных шимпанзе содержали в полной темноте, но ежедневно воздействовали на них рассеянным светом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких условиях через 7 месяцев они все еще не научились узнавать даже бутылку, из которой их кормили. Через 3,5 месяца после того, как животных выпустили из темной комнаты, только одна обезьяна научилась отличать горизонтальные полосы от вертикальных. Эти эксперименты еще раз показали абсолютную необходимость активного движения для правильного формирования зрительного восприятия. ПРИВЫЧНАЯ НАГРУЗКА — ЗАЛОГ Косность — не синоним инерционности! Иногда представляется, что слова «косность» и «инерционность» можно воспринимать как синонимы. Но это не совсем так. Слово «косность» происходит от слова «кость», а кости большинству людей кажутся самыми устойчивыми и неизменными частями нашего организма. Поэтому и говорят: «Этот человек с косными понятиями», имея в виду их инерционность. Однако, когда начались полеты космонавтов, то обнаружилось, что у них не только изменилось зрительное восприятие, но и кости стали менее инерционны. При сниженной гравитационной нагрузке на скелет их инерционность понизилась. Организм «решал», что содержать такой костяк при такой слабой нагрузке нецелесообразно, и постепенно кости стали растворяться. Повышенный солевой поток пошел через обычные выводящие пути — почки, мочеточники и мочевой пузырь, и в них начали обнаруживаться камни. Вот так и установили, что появление камней связано не только с неправильным питанием, но и с недостаточной двигательной нагрузкой! |
| ЧЕМ МЕНЬШЕ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ, Космонавт Гордон Купер над Тибетом Все космонавты, проводя наблюдения, вносят записи в бортовой журнал. Когда американский космонавт Гордон Купер пролетал над Тибетом, он внес в журнал следующую запись: «В таком-то квадрате через иллюминатор невооруженным глазом видел строения и движущиеся машины». При анализе его записей на Земле ученые споткнулись об эту запись. Согласно имеющимся к тому времени сведениям о разрешающей способности зрения, человек не мог видеть на Земле столь малые объекты. Они сказали: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Военные — люди иного склада. Они запросили информацию о данном квадрате и обнаружили, что строения есть, и в указанное время машины проходили. Возникла интересная ситуация. Поскольку в космосе НАГРУЗКА ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ниже нормы, то возникают два следствия. Во-первых, возрастает чувствительность к информации ВНУТРЕННЕЙ, поступающей из зрительной ПАМЯТИ. Во-вторых, на таком обедненном информацией фоне разрешающая способность зрения достигает максимума. Однако этот максимум сам по себе недостаточен для объяснения того, что увидел Купер. Для уточнения причин такого расхождения поставили эксперимент на Земле. Испытуемого поместили в звуконепроницаемую камеру и дождались, пока его слуховая чувствительность достигла максимума. Далее из соседней комнаты (аппаратной) через звуковод ему стали передавать некие сигналы с интенсивностью НИЖЕ ПОРОГА его слышимости. Согласно инструкции испытуемый должен был точно записать все, что услышит. Оказалось, что испытуемый записал многое из того, чего, по расчетам, слышать не должен был (повысилась чувствительность). Вместе с тем он записал и нечто такое, чего ему в действительности и не передавали. Анализ этих результатов показал, что при дефиците информации 27 |
| повышается не только чувствительность сенсорных входов, но и ДОСТУПНОСТЬ ГИПОТЕЗ ИЗ ПАМЯТИ. Если в обычных условиях человеку необходима вероятность сигнала 0,25 для того, чтобы сделать допущение, что он нечто воспринял, то в условиях дефицита информации достаточно 0,1. Отсюда понятно, что все зависит от предварительной информации, хранящейся в его памяти. Если предположение правильное, оно облегчит восприятие, а если нет, то появятся ошибочные записи, которые будут сделаны с такой же УВЕРЕННОСТЬЮ в их реальности и точности своего восприятия. Таким образом, человек видит только то, что ожидает увидеть. Но его ожидания требуют меньших величин вероятности при меньшем общем уровне сигналов. ОПОЗНАНИЕ ТРЕБУЕТ РЕАЛЬНОГО Как Клетчатого узнали по абстрактному портрету В качестве примера способности к комплексному зрительному восприятию напомним сцену из фильма «Приключения принца Флоризеля», где принц Флоризель предъявляет группе преступников портрет Клетчатого, выполненный в абстрактной манере. Они, различив его в этом весьма авангардном полотне, в ужасе разбегаются. Они узнали! Художник выполнил свою задачу портретиста — передал некое сходство с оригиналом, пусть и не вполне привычными средствами. ОПЫТ УСКОРЯЕТ УЗНАВАНИЕ, Учительница вошла в... Объективность восприятия относительна, поскольку процесс регулируется ожиданиями, то есть памятью. Ожидание ориентировано в направлении успешности предыдущих решений, полученных в сходных ситуациях. 28 |
| Тем самым понятно, что восприятие продвигается, прежде всего, по линии наибольшей вероятности достижения решений, СХОДНЫХ с предыдущими успехами. Поскольку память не продуцирует оригинальных путей, то такой подход малоэффективен в существенно новых обстоятельствах. Он не дает подсказок по ходу обследования объекта, а вместо этого навязывает штампы, выработанные в прошлом опыте. Однако есть люди, у которых давление прошлого опыта снижено заболеванием. В экспериментах Гесиода Абдулловича Аминева сравнивались реакции лиц с нормальным слухом: здоровых и больных шизофренией. У таких больных (кроме других симптомов) снижено накопление статистических данных в памяти, и поэтому старые решения на них не давят. Для них не существует более и менее вероятных событий. Всем участникам эксперимента было предложено прослушать через наушники фразу, начало которой: «Учительница вошла в...» было слышно отчетливо, а конец тонул в шумах. Требовалось воспроизвести фразу целиком. Здоровые испытуемые с нормальным слухом давали несколько разных продолжений, которые по частоте использования расположились так: «...в класс», «...в школу», «...в магазин». Больные были единодушны: «...в пивную». Почему такое различие? Дело в том, что сохраняющаяся в памяти здоровых вероятность реального продолжения («в пивную») была весьма мала и направила их мысль в другом направлении, то есть ЗАТКНУЛА ИМ УШИ, а у больных такого искажения не возникло. ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Посадка космического корабля по контактным датчикам Известно, что разные виды восприятия обеспечивают различающуюся скорость реакции. При этом большинство 29 |
| людей ошибочно считает, что самая быстрая реакция возможна на зрительный сигнал. Однако точно установлено, что быстрее всего в мозг поступают сигналы от тактильных рецепторов. Поэтому, когда в начале космической эры возникла настоятельная необходимость обеспечить реагирование с максимальной скоростью для организации точности посадки у космонавтов, то для подачи команды использовали ШТЫРИ в кресле. Известно также, что при необходимости скоростного приема азбуки Морзе он ведется не на слух — контактные датчики располагаются на груди принимающего текст. НАВЫК СКОРОЧТЕНИЯ МЕНЯЕТ Скольжение нал деталями велет к обобщению смысла Для чего люди добиваются развития у себя скоростного чтения? В последние годы появились разнообразные методы для такого обучения, однако многим людям не ясно: что, помимо экономии времени на обработку специальной литературы, дает быстрое чтение? Дело в том, что за счет скорости чтения весь текст воспринимается за такой короткий промежуток времени, что забывания практически не происходит. Поэтому возникает существенный дополнительный эффект! Этот эффект появляется как следствие ЦЕЛОСТНОГО восприятия идеи книги и позиции автора. При обычном темпе чтения за мелочами и деталями не возникает единой многослойной картины! Собственный опыт и опыт моих коллег, обладающих умением быстрого чтения, показывает, что оно позволяет не только понять текст и выпукло выделить его основную мысль, но получить представление и о личности автора. При этом появляется возможность выделить тех авторов, которые вам близки и которым вы можете доверять. Таким образом, поднявшись над текстом, можно увидеть новые перспективы! |

| ВНИМАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ |
|
|
| ВНЕШНИЕ ОПОРЫ ВНИМАНИЯ |
| Рисунки Штирлица из спичек Эффективность внешних опор ДЕЙСТВИЯ для полноценной концентрации можно иллюстрировать фрагментом из фильма «Семнадцать мгновений весны» (серия 2). Там есть сцена, где размышления Штирлица опосредованы изготовлением им рисунков глав Рейха. Над ними ему легче концентрировать внимание и решать, кто может начать переговоры с союзниками. При этом существенно, что Штирлиц сам выкладывает портреты из спичек. Этот пример показывает действенность ВНЕШНИХ ОПОР при необходимости концентрации для стимуляции воспоминаний и удержания размышлений в определенной области. Это как четки, которые помогают удерживать внимание на определенном воспоминании. ИСКЛЮЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ АКТИВНОСТИ Мантра «Ом мани палме хум» РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ, позволяющее видеть одновременно все поле, а не его малую часть, успешнее организуется в пассивном состоянии. Как только человек становится активным, возрастает тенденция к концентрации внимания на малом участке поля зрения и, как следствие, к затруднениям переключения. Поэтому для тренировки распределенного внимания применяют релаксацию или медитацию. В процессе медитации, молитвы или при выполнении однообразных физических упражнений (медитации в движении) внутренние состояния и ощущения постепенно воспринимаются человеком более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки или движения, которым поэтому придается все меньшее значение. В состоянии релаксации 32 |
| используют повторение про себя СЛОВА или КОРОТКОЙ ФРАЗЫ, например, известной мантры: «Ом мани падме хум» («О сокровище в цветке лотоса»). При рецитации или пропевании каждого слога или звука рекомендуется представлять себе, что звук заполняет всю голову и стирает отвлекающие мысли или образы. Мантра способствует успокоению мысли в пространстве и времени, остановке сознания (достижению одноточечного сознания). За счет этого из поля внимания уходят все прошлые связи (центры концентрации). В итоге поле внимания становится очищенным, то есть внимание — распределенным. Приведу пример роли распределенного внимания. В течение нескольких лет ученик проходил обучение в традициях Будды. Почувствовав, наконец, что он готов пройти испытание на проверку своих знаний, ученик забрался на вершину, где медитировал его учитель. Через некоторое время учитель сказал ученику: «У меня есть только один вопрос к тебе. В самом начале тропинки, по которой ты поднимался сюда, стоит знак. С какой стороны он расположен — справа или слева?» Учитель проверял не то, что ученик выучил, а то, как он смог применить это знание в жизни. Умеет ли он организовать у себя всеохватывающее, распределенное внимание. ВНИМАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ВЕДУЩЕГО МОТИВА ПОВЕДЕНИЯ Если ты Христос, работай плотником Однажды Милтон Эриксон занимался лечением пациента психиатрической больницы, который был уверен, что он Иисус Христос. Пациент драпировался в простыню и пересказывал евангельские притчи, донимая персонал и пациентов призывами к покаянию. Никакие лекарства и методы лечения не помогали. Тогда Эриксон подошел к молодому человеку и сказал: «Насколько я понимаю, у вас есть опыт плотницкой работы?» Пациент вынужден был признать, что такой опыт у него есть. Эриксон немедленно |
| загрузил его работой по изготовлению книжных полок и других необходимых вещей. При этом он не запрещал ему носить «хитон Христа». Несколько недель, в течение которых пациент был погружен в работу, его ум становился все менее загруженным фантазиями и все больше сосредотачивался на труде. Работа заставила его переключиться, сконцентрировав внимание на новом объекте. Когда плотницкая работа (внешняя опора) ПОЛНОСТЬЮ ЗАХВАТИЛА ВНИМАНИЕ молодого человека, у него обозначился поворот в сознании — религиозные фантазии сохранились, но отошли на задний план, позволив ему вернуться к жизни в обществе. УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ У человека могут одновременно активизироваться несколько значимых мотивов, и в результате действие станет направлять тот, который победит в их борьбе. Борьба между мотивами — страх смерти и голод Во время Ленинградской блокады мы с мамой и маленькой сестренкой должны были эвакуироваться на Большую Землю переправой через Ладожское озеро. (При этом все вещи грузили на баржи, а людей на катера, потому что катера обладали большей маневренностью и могли уклоняться от снарядов при частых обстрелах.) Поскольку мы были в особо плохом состоянии, погода очень холодной, а очередь на посадку в катера длиной в несколько километров, то военные, поддерживающие порядок при посадке, периодически осматривали стоящих в очереди и особенно слабых передвигали вперед. Таким образом нас выдвинули вперед и погрузили на один из двух катеров, где ехали дети из детского дома, шефами которых был один из крупных заводов Ленинграда. В связи с тем, что мы были 34 |
| с мамой, на нашем катере воспитателей не было, они плыли на другом. Шефы выделили детям на дорогу несколько ящиков с сухарями, забитых досками, с тем, чтобы их открыли и накормили детей после переправы. Как только мы отплыли, начался жестокий обстрел и моряки непрерывно спускались в трюм, чтобы успокоить детей и сказать, что сильная качка связана с их усилиями уклониться от снарядов. Однако на них никто не обращал внимания, их никто не слышал! Сразу же после отплытия началась страшная драка за эти ящики. Дети руками отдирали гвозди, ранились ими, катались клубком и визжали, поскольку качало очень сильно. Мама пыталась нас с сестрой как-то защитить от этих озверевших детей, но все равно к моменту прибытия и они и мы были все в крови, сухари дети съели, совершенно не думая о возможной смерти и не замечая ничего вокруг себя! Дети не только не испытали страха смерти, они не заметили ни страшной качки, ни разрывов снарядов! Борьба между мотивами — голод и любовь Зимой 1942 г. в блокадном Ленинграде решили устроить елку для детей. В пригласительном билете было сказано, что надо взять с собой миску и ложку. Это очень обнадеживало и давало силы в морозный день пройти несколько остановок до дома политкаторжан, где проводился праздник. Когда я добралась туда, то увидела, что в доме действительно стояла елка и какие-то люди в теплых пальто изображали концерт, но все ждали, когда же понадобятся миски и ложки. Наконец этот миг наступил, и нам выдали какой-то синтетический кисель и по сухарику. Однако это было еще не все! Каждый получил фунтик с несколькими съедобными кусочками. После этого все отправились по домам. Вот тут-то и начались мои мучения! Невероятно хотелось съесть все это прямо на морозе! Но ведь я и так уже съела кисель, а мама не ела! Борьба с собой была очень жестокой и кончилась тем, что половину содержания фунтика я все-таки съела. |
| Борьба между мотивами — страх и упоение победой ЭЙФОРИЯ ПОБЕДЫ ЛИШАЕТ БДИТЕЛЬНОСТИ. Приведу пример — отрывок из индийской притчи. Учитель сказал: пока ученик работает на головокружительной высоте, на тонких ветвях дерева, которые грозят обломиться, ему страшно, но тогда он и сам СОЗНАЕТ ОПАСНОСТЬ и поэтому остается внимательным и сосредоточенным. Он так боится, что ему не надо напоминать об опасности. Но когда он добирается до ПРОСТОГО МЕСТА, где, как ему кажется, ему ничего не угрожает, — вероятность ошибиться растет. ЭЙФОРИЯ ПОБЕДЫ лишает его бдительности. В этот момент его и надо предостеречь! Ведь успех порождает чувство неуязвимости, и способность приспосабливаться к обстоятельствам падает. ВНИМАНИЕ МОЖНО СМЕСТИТЬ, Большая голубая собака Давным-давно в Китае жили два художника. Они вместе учились, но прошло время, и, как бывает довольно часто, более талантливый из них впал в жестокую нищету, а бесталанный преуспевал, получая за свои картины много денег. Тогда, потеряв всякую надежду, первый обратился за помощью к своему более удачливому коллеге. Тот согласился помочь, но при условии полного послушания. Взглянув на картины друга, он выбрал пейзаж с домиком, лужком и озером и предложил тому ее дорисовать — изобразить на крылечке домика большую голубую собаку. Художник удивился, но выполнил указание. Пришли покупатели. Посмотрели. «Вообще-то картина приятная, — сказали они, — но зачем здесь эта большая голубая собака?» Художник посмотрел на своего друга и по совету того согласился и, поклонившись, обещал к утру СОБАКУ УБРАТЬ. Картину купили. Мораль такова: когда вам нужно сдать работу заказчику, посадите на крылечке большую «голубую собаку», 36 |
| создайте искусственно фокус внимания, предоставьте заказчику удобную для вас возможность внести свою лепту в вашу работу и тем самым сделать ее отчасти «своей». Стратегия архитектора Монсара В начале своей творческой деятельности французский архитектор Жюль Ардуэн- Монсар получил заказ на расширение версальского дворца для Людовика. Для каждого проекта он должен был делать эскизы, точно соответствующие инструкциям короля, и предоставлять ему. Он использовал особую стратегию: представляя эскизы королю, ПРЕДНАМЕРЕННО оставлял в них нечто НЕЗАВЕРШЕННЫМ, чаще в отношении садов. Король сразу же безошибочно указывал на слабое место эскиза и предлагал исправить. Тогда Монсар восклицал, что ему бы никогда не заметить и не решить проблему с таким блеском, как это сделал король. Он говорил, что рядом с ним он лишь слабый ученик. Такая стратегия — умение помочь господину выглядеть талантливее, чем те, кто его окружает, — позволила ему стать постоянным архитектором короля. Уинстон Черчилль как художник и как липлоллат Уинстон Черчилль был художником-любителем. После Второй мировой войны его картины стали украшать коллекции собирателей живописи. Американский издатель Генри Робинсон Люс приобрел один из пейзажей Черчилля и повесил его в своем кабинете. Однажды Черчилль посетил Люса в его офисе, и они вдвоем рассматривали картину. Издатель сказал: «Хорошая картина, но, на мой взгляд, не хватает какой-нибудь детали на переднем плане — ну скажем, овечки». На другой день Люсу позвонил секретарь Черчилля с просьбой переправить картину назад в Англию. Люс так и поступил, мертвея от ужаса, что чем-то оскорбил бывшего премьер-министра. Однако через несколько дней картина вернулась к Люсу. В нее были внесены небольшие изменения: одинокая овца мирно паслась на переднем плане. |
| ЭКСТРЕННЫЙ ПЕРЕНОС ВНИМАНИЯ |
| Иногда и штаны стянуть полезно! Случай экстренного переключения внимания описан в рассказах о древнем целителе Авиценне. Однажды Авиценна, будучи придворным врачом, был на дворцовом празднестве. Одна из девушек подносила гостям блюдо с фруктами. Присев в глубоком поклоне перед гостями, она вдруг вскрикнула от резкой боли и не смогла выпрямиться. Это был «прострел». Властелин строго взглянул на Авиценну и велел ему немедленно оказать помощь. К всеобщему изумлению Авиценна внезапно схватил девушку за грудь, затем полез рукой к ней под платье и попытался снять с нее шальвары. Девушка покраснела от стыда, в ужасе отпрянула от целителя и... превозмогая острую боль, резко выпрямилась, защищаясь от позора. И, о чудо! Позвонки встали на свое место, и боль оставила ее. «Прекрасно, - сказал Авиценна, — что я смог помочь!» Сексуальное табу, стыд, страх оказаться раздетой оказались сильнее страданий, переключив внимание на защиту собственной чести. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Воображение сказочника Гримма Силу максимальной концентрации внимания можно показать на таком примере. В 1794 г. девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. В то время обезболивающих средств еще не изобрели, и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли. В этом случае его сознание было полностью отдано во власть рассказчика, и реальность для него исчезла. Это и обеспечило полное обезболивание за счет переключения и тотальной концентрации внимания на мире сказки. 38 |
| (Обычно, чем младше ребенок, тем полнее его сознание при слушании сказки отдается во власть рассказчика и эта власть, при богатом ВООБРАЖЕНИИ и достаточной ВНУШАЕМОСТИ, может простираться довольно далеко — вплоть до исчезновения наличной реальности.) Интересно отметить, что через 18 лет после этой операции он принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов», подписанную именем Якоба Гримма, самого известного сказочника мира. СМЕХ — СКОРОСТНОЙ Имей наготове анекдот! Миссис Паркер возвратилась из парикмахерской, где ей сделали модную короткую стрижку с челкой. — Чарльз, ведь правда же, я теперь совсем не похожа на старую леди? — кокетливо спросила она у мужа. — Несомненно, — согласился тот. — Теперь, дорогая, вы похожи на старого джентльмена. Я выпил бы яд с наслаждением В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Уинстон Черчилль, едко нападавший на своих оппонентов — лейбористов. Вдруг, не выдержав таких нападок, с места вскочила пожилая и некрасивая лейбористка и крикнула на весь зал: «Мистер Черчилль! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Раздался смешок. Черчилль выдержал паузу и, окинув взглядом разгневанную леди, промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я выпил бы этот яд с наслаждением». УДИВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕТ ВНИМАНИЕ, Единение хозяина и вора В момент сильного удивления, событие, имевшее место непосредственно перед тем как человек был потрясен, или |








