Издательство «Речь» предлагает 2 страница

дороге и твоим выкрикам, нес ее все эти часы! Я оставил девушку там, а ты все еще ее несешь. Кто же из нас нес ее дальше, кто больше нарушил запрет?»

Действительно, поскольку молодой монах длительное время внутренне возмущался и сдерживал рвущийся на­ружу протест, то на него эта ситуация оказала существенно большее воздействие, то есть радикальнее травмировала его психику, чем психику старого. Мысленное действие может оказывать и отрицательное и положительное влия­ние на психику. Это хорошо понимал великий футболист Пеле. Однажды его спросили: «Почему вы тренируетесь так мало — всего полтора часа в день?» «Я тренируюсь полтора часа, но остальные двадцать два с половиной часа я думаю о футболе», — ответил Пеле.

МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ,

КАК И РЕАЛЬНОЕ, СПОСОБНО УТОМИТЬ

Художник во дворце китайского императора

Знаменитого художника пригласили ко двору китайско­го императора, чтобы он написал свою лучшую работу. Пу­тешествие художника стоило больших денег, вознагражде­ние за его работу также было велико. Но Император — по­кровитель искусств — хотел получить величайший шедевр и не скупился, стараясь обеспечить ему наилучшие условия для работы. Художнику отвели специальные апартаменты, где он проводил день за днем в раздумьях. Все уже начали бояться и спрашивали, когда наконец он начнет писать. Давно было приготовлено все необходимое, а художник как будто и не собирался браться за работу. В конце концов, когда стал приближаться срок окончания работы, решили спросить у него, как обстоят дела, но он ответил только: «Не мешайте мне». А за два дня до истечения года он встал и уверенными движениями кисти создал величайший ше­девр, заметив впоследствии: «Сделать недолго, но снача­ла надо долго думать, чтобы построить план и зрительно представить себе, что ты хочешь сделать».




 

Не пили опилки!

Однажды тренеры нескольких команд пловцов обра­тились к тренеру австралийской команды — многократ­ному чемпиону по плаванию на длинные дистанции. Его попросили пояснить, в чем причина стабильного успеха его пловцов. Тот пригласил их в плавательный бассейн и дал команду начать заплыв. Как только группа пловцов отплыла от бортика, он погрузил их в гипноз. Затем тренер подождал, пока они не приблизятся к следующему поворо­ту, и разбудил их, дал время на разворот и опять погрузил в гипнотическое состояние. Так он повторял столько раз, сколько необходимо было, чтобы они прошли всю дис­танцию. Поэтому основную часть дистанции они не могли думать о том, сколько им еще предстоит плыть. В резуль­тате они пришли к финишу с хорошими показателями и не вымотались. Таким образом тренер наглядно показал, что пловцы устают не столько от реальных действий, сколь­ко от мысленного перечисления того, что еще предстоит сделать!

АКТИВНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ПОВЫШАЕТ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЮБОГО ОБУЧЕНИЯ

Фантастическое путешествие

Несмотря на значительные различия приемов, все методы активного обучения в значительной степени эффективны за счет УЧАСТИЯ и такой включенности обучаемого в процесс, которая активизирует ПЕРЕЖИ­ВАНИЕ и СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Именно эмоциональная активность позволяет ускорить обучение и снизить утом­ление. В качестве примера можно напомнить фрагменты из американского фильма «Фантастическое путешествие» режиссера Ричарда Флайшера. Сюжетная линия состоит в том, что имеется возможность временно во много раз уменьшить размер людей и тогда они на агрегате типа подводной лодки имеют возможность путешествовать по 22



 

кровеносной и лимфатической системам. Если цель таких уменьшенных людей — добраться до тромба в головном мозге и восстановить нормальный кровоток, то они имеют возможность вылечить человека. В этом фильме не толь­ко совершенно поразительно в ДИНАМИКЕ представлено строение кровеносной системы, всех элементов крови и их функции, лимфатической системы и лимфоцитов, но все это ПЕРЕЖИВАЕТСЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА.



 

ВОСПРИЯТИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО ОПТИМАЛЬНОСТИ





 

УСЛОВИЕ АДЕКВАТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ — АКТИВНОСТЬ


Полезнее возить, чем кататься

Развитие любого вида восприятия невозможно без ак­тивного движения. Изящные эксперименты Ричарда Хелда и Алана Хейна на котятах ярко показывают роль активного движения в становлении восприятия. Суть эксперимента та­кова. Новорожденных котят содержали в темноте, а на свету они находились только в специальном станке. Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, вертикальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог про­изводить никаких движений и перемещался пассивно — его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котят были одно­временными и одинаковыми. В результате такой тренировки у котенка, который двигался самостоятельно, РАЗВИЛОСЬ НОРМАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ и не наблюдалось никаких нарушений, в то время как у пассивного обнаружилась не­способность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возни­кало. Дефекты восприятия, проявившиеся в поведении пас­сивного котенка, отчетливо показали, что зрительная стиму­ляция сама по себе недостаточна для развития восприятия.

БЕЗ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
УЗНАВАНИЕ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ

Почему детеныши шимпанзе не научились узнавать?

В опытах, проведенных на новорожденных шимпанзе, Ризен и Ааронс показали необходимость обратной связи




 

для формирования узнавания. Новорожденных шимпанзе содержали в полной темноте, но ежедневно воздействовали на них рассеянным светом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких условиях через 7 месяцев они все еще не научились узнавать даже бутылку, из которой их кормили. Через 3,5 месяца после того, как животных вы­пустили из темной комнаты, только одна обезьяна научи­лась отличать горизонтальные полосы от вертикальных. Эти эксперименты еще раз показали абсолютную необходи­мость активного движения для правильного формирования зрительного восприятия.

ПРИВЫЧНАЯ НАГРУЗКА — ЗАЛОГ
АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Косность —

не синоним инерционности!

Иногда представляется, что слова «косность» и «инер­ционность» можно воспринимать как синонимы. Но это не совсем так. Слово «косность» происходит от слова «кость», а кости большинству людей кажутся самыми устойчивы­ми и неизменными частями нашего организма. Поэтому и говорят: «Этот человек с косными понятиями», имея в виду их инерционность. Однако, когда начались полеты космонавтов, то обнаружилось, что у них не только из­менилось зрительное восприятие, но и кости стали менее инерционны. При сниженной гравитационной нагрузке на скелет их инерционность понизилась. Организм «решал», что содержать такой костяк при такой слабой нагрузке нецелесообразно, и постепенно кости стали растворяться. Повышенный солевой поток пошел через обычные вы­водящие пути — почки, мочеточники и мочевой пузырь, и в них начали обнаруживаться камни. Вот так и устано­вили, что появление камней связано не только с непра­вильным питанием, но и с недостаточной двигательной нагрузкой!




 

ЧЕМ МЕНЬШЕ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ,
ТЕМ СИЛЬНЕЕ ДАВИТ ВНУТРЕННЯЯ

Космонавт Гордон Купер над Тибетом

Все космонавты, проводя наблюдения, вносят записи в бортовой журнал. Когда американский космонавт Гордон Купер пролетал над Тибетом, он внес в журнал следующую запись: «В таком-то квадрате через иллюминатор невоору­женным глазом видел строения и движущиеся машины». При анализе его записей на Земле ученые споткнулись об эту запись. Согласно имеющимся к тому времени сведениям о разрешающей способности зрения, человек не мог видеть на Земле столь малые объекты. Они сказали: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Военные — люди иного склада. Они запросили информацию о данном квадрате и обнаружили, что строения есть, и в указанное время машины проходили. Возникла интересная ситуация. Поскольку в космосе НАГРУЗКА ВНЕШНЕЙ ИНФОРМА­ЦИЕЙ ниже нормы, то возникают два следствия. Во-первых, возрастает чувствительность к информации ВНУТРЕННЕЙ, поступающей из зрительной ПАМЯТИ. Во-вторых, на таком обедненном информацией фоне разрешающая способность зрения достигает максимума. Однако этот максимум сам по себе недостаточен для объяснения того, что увидел Купер. Для уточнения причин такого расхождения поставили экс­перимент на Земле. Испытуемого поместили в звуконепро­ницаемую камеру и дождались, пока его слуховая чувстви­тельность достигла максимума. Далее из соседней комнаты (аппаратной) через звуковод ему стали передавать некие сигналы с интенсивностью НИЖЕ ПОРОГА его слышимо­сти. Согласно инструкции испытуемый должен был точно записать все, что услышит.

Оказалось, что испытуемый записал многое из того, чего, по расчетам, слышать не должен был (повысилась чувствительность). Вместе с тем он записал и нечто та­кое, чего ему в действительности и не передавали. Анализ этих результатов показал, что при дефиците информации 27



 

повышается не только чувствительность сенсорных входов, но и ДОСТУПНОСТЬ ГИПОТЕЗ ИЗ ПАМЯТИ. Если в обыч­ных условиях человеку необходима вероятность сигнала 0,25 для того, чтобы сделать допущение, что он нечто вос­принял, то в условиях дефицита информации достаточно 0,1. Отсюда понятно, что все зависит от предварительной информации, хранящейся в его памяти. Если предположе­ние правильное, оно облегчит восприятие, а если нет, то появятся ошибочные записи, которые будут сделаны с такой же УВЕРЕННОСТЬЮ в их реальности и точности своего восприятия. Таким образом, человек видит только то, что ожидает увидеть. Но его ожидания требуют меньших вели­чин вероятности при меньшем общем уровне сигналов.

ОПОЗНАНИЕ ТРЕБУЕТ РЕАЛЬНОГО
СХОДСТВА ИЛИ ДРУГИХ ОПОР

Как Клетчатого узнали по абстрактному портрету

В качестве примера способности к комплексному зри­тельному восприятию напомним сцену из фильма «При­ключения принца Флоризеля», где принц Флоризель предъявляет группе преступников портрет Клетчатого, выполненный в абстрактной манере. Они, различив его в этом весьма авангардном полотне, в ужасе разбегаются. Они узнали! Художник выполнил свою задачу портрети­ста — передал некое сходство с оригиналом, пусть и не вполне привычными средствами.

ОПЫТ УСКОРЯЕТ УЗНАВАНИЕ,
НО ДЕЛАЕТ ЕГО ТЕНДЕНЦИОЗНЫМ

Учительница вошла в...

Объективность восприятия относительна, посколь­ку процесс регулируется ожиданиями, то есть памятью. Ожидание ориентировано в направлении успешности предыдущих решений, полученных в сходных ситуациях. 28



 

Тем самым понятно, что восприятие продвигается, прежде всего, по линии наибольшей вероятности достижения ре­шений, СХОДНЫХ с предыдущими успехами. Поскольку память не продуцирует оригинальных путей, то такой под­ход малоэффективен в существенно новых обстоятель­ствах. Он не дает подсказок по ходу обследования объ­екта, а вместо этого навязывает штампы, выработанные в прошлом опыте. Однако есть люди, у которых давление прошлого опыта снижено заболеванием. В экспериментах Гесиода Абдулловича Аминева сравнивались реакции лиц с нормальным слухом: здоровых и больных шизофрени­ей. У таких больных (кроме других симптомов) снижено накопление статистических данных в памяти, и поэтому старые решения на них не давят. Для них не существует более и менее вероятных событий.

Всем участникам эксперимента было предложено про­слушать через наушники фразу, начало которой: «Учитель­ница вошла в...» было слышно отчетливо, а конец тонул в шумах. Требовалось воспроизвести фразу целиком. Здоро­вые испытуемые с нормальным слухом давали несколько разных продолжений, которые по частоте использования расположились так: «...в класс», «...в школу», «...в магазин». Больные были единодушны: «...в пивную». Почему такое различие? Дело в том, что сохраняющаяся в памяти здо­ровых вероятность реального продолжения («в пивную») была весьма мала и направила их мысль в другом направ­лении, то есть ЗАТКНУЛА ИМ УШИ, а у больных такого искажения не возникло.

ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
БЫСТРЕЕ ЗРИТЕЛЬНОГО

Посадка космического корабля

по контактным датчикам

Известно, что разные виды восприятия обеспечивают различающуюся скорость реакции. При этом большинство 29



 

людей ошибочно считает, что самая быстрая реакция воз­можна на зрительный сигнал. Однако точно установлено, что быстрее всего в мозг поступают сигналы от тактиль­ных рецепторов. Поэтому, когда в начале космической эры возникла настоятельная необходимость обеспечить реагирование с максимальной скоростью для организации точности посадки у космонавтов, то для подачи команды использовали ШТЫРИ в кресле. Известно также, что при необходимости скоростного приема азбуки Морзе он ве­дется не на слух — контактные датчики располагаются на груди принимающего текст.

НАВЫК СКОРОЧТЕНИЯ МЕНЯЕТ
ВОСПРИЯТИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА

Скольжение нал деталями велет к обобщению смысла

Для чего люди добиваются развития у себя скоростного чтения? В последние годы появились разнообразные ме­тоды для такого обучения, однако многим людям не ясно: что, помимо экономии времени на обработку специальной литературы, дает быстрое чтение? Дело в том, что за счет скорости чтения весь текст воспринимается за такой ко­роткий промежуток времени, что забывания практически не происходит. Поэтому возникает существенный допол­нительный эффект! Этот эффект появляется как следствие ЦЕЛОСТНОГО восприятия идеи книги и позиции автора. При обычном темпе чтения за мелочами и деталями не воз­никает единой многослойной картины! Собственный опыт и опыт моих коллег, обладающих умением быстрого чте­ния, показывает, что оно позволяет не только понять текст и выпукло выделить его основную мысль, но получить представление и о личности автора. При этом появляется возможность выделить тех авторов, которые вам близки и которым вы можете доверять. Таким образом, подняв­шись над текстом, можно увидеть новые перспективы!



ВНИМАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ





 

ВНЕШНИЕ ОПОРЫ ВНИМАНИЯ
СВЯЗАНЫ С ДЕЙСТВИЯМИ


Рисунки Штирлица из спичек

Эффективность внешних опор ДЕЙСТВИЯ для полно­ценной концентрации можно иллюстрировать фрагментом из фильма «Семнадцать мгновений весны» (серия 2). Там есть сцена, где размышления Штирлица опосредованы изготовлением им рисунков глав Рейха. Над ними ему легче концентрировать внимание и решать, кто может начать переговоры с союзниками. При этом существенно, что Штирлиц сам выкладывает портреты из спичек. Этот пример показывает действенность ВНЕШНИХ ОПОР при необходимости концентрации для стимуляции воспомина­ний и удержания размышлений в определенной области. Это как четки, которые помогают удерживать внимание на определенном воспоминании.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ АКТИВНОСТИ
ПЕРЕКЛЮЧАЕТ ВНИМАНИЕ
НА ВНУТРЕННЕЕ ПОЛЕ

Мантра «Ом мани палме хум»

РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ, позволяющее видеть одновременно все поле, а не его малую часть, успешнее ор­ганизуется в пассивном состоянии. Как только человек ста­новится активным, возрастает тенденция к концентрации внимания на малом участке поля зрения и, как следствие, к затруднениям переключения. Поэтому для тренировки распределенного внимания применяют релаксацию или ме­дитацию. В процессе медитации, молитвы или при выпол­нении однообразных физических упражнений (медитации в движении) внутренние состояния и ощущения постепен­но воспринимаются человеком более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки или движения, которым поэтому придается все меньшее значение. В состоянии релаксации 32



 

используют повторение про себя СЛОВА или КОРОТКОЙ ФРАЗЫ, например, известной мантры: «Ом мани падме хум» («О сокровище в цветке лотоса»). При рецитации или пропевании каждого слога или звука рекомендуется представлять себе, что звук заполняет всю голову и стира­ет отвлекающие мысли или образы. Мантра способствует успокоению мысли в пространстве и времени, остановке сознания (достижению одноточечного сознания). За счет этого из поля внимания уходят все прошлые связи (центры концентрации). В итоге поле внимания становится очи­щенным, то есть внимание — распределенным. Приведу пример роли распределенного внимания.

В течение нескольких лет ученик проходил обучение в традициях Будды. Почувствовав, наконец, что он готов пройти испытание на проверку своих знаний, ученик за­брался на вершину, где медитировал его учитель. Через не­которое время учитель сказал ученику: «У меня есть только один вопрос к тебе. В самом начале тропинки, по которой ты поднимался сюда, стоит знак. С какой стороны он рас­положен — справа или слева?» Учитель проверял не то, что ученик выучил, а то, как он смог применить это знание в жизни. Умеет ли он организовать у себя всеохватывающее, распределенное внимание.

ВНИМАНИЕ ЗАВИСИТ

ОТ ВЕДУЩЕГО МОТИВА ПОВЕДЕНИЯ

Если ты Христос, работай плотником

Однажды Милтон Эриксон занимался лечением па­циента психиатрической больницы, который был уверен, что он Иисус Христос. Пациент драпировался в простыню и пересказывал евангельские притчи, донимая персонал и пациентов призывами к покаянию. Никакие лекарства и методы лечения не помогали. Тогда Эриксон подошел к молодому человеку и сказал: «Насколько я понимаю, у вас есть опыт плотницкой работы?» Пациент вынужден был признать, что такой опыт у него есть. Эриксон немедленно




 

загрузил его работой по изготовлению книжных полок и других необходимых вещей. При этом он не запрещал ему носить «хитон Христа». Несколько недель, в течение которых пациент был погружен в работу, его ум становился все менее загруженным фантазиями и все больше сосредо­тачивался на труде. Работа заставила его переключиться, сконцентрировав внимание на новом объекте. Когда плот­ницкая работа (внешняя опора) ПОЛНОСТЬЮ ЗАХВАТИ­ЛА ВНИМАНИЕ молодого человека, у него обозначился поворот в сознании — религиозные фантазии сохранились, но отошли на задний план, позволив ему вернуться к жизни в обществе.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СИЛОЙ МОТИВОВ

У человека могут одновременно активизироваться не­сколько значимых мотивов, и в результате действие станет направлять тот, который победит в их борьбе.

Борьба между мотивами —

страх смерти и голод

Во время Ленинградской блокады мы с мамой и ма­ленькой сестренкой должны были эвакуироваться на Боль­шую Землю переправой через Ладожское озеро. (При этом все вещи грузили на баржи, а людей на катера, потому что катера обладали большей маневренностью и могли укло­няться от снарядов при частых обстрелах.) Поскольку мы были в особо плохом состоянии, погода очень холодной, а очередь на посадку в катера длиной в несколько киломе­тров, то военные, поддерживающие порядок при посадке, периодически осматривали стоящих в очереди и особенно слабых передвигали вперед. Таким образом нас выдвину­ли вперед и погрузили на один из двух катеров, где еха­ли дети из детского дома, шефами которых был один из крупных заводов Ленинграда. В связи с тем, что мы были 34



 

с мамой, на нашем катере воспитателей не было, они плыли на другом.

Шефы выделили детям на дорогу несколько ящиков с сухарями, забитых досками, с тем, чтобы их открыли и на­кормили детей после переправы. Как только мы отплыли, начался жестокий обстрел и моряки непрерывно спуска­лись в трюм, чтобы успокоить детей и сказать, что силь­ная качка связана с их усилиями уклониться от снарядов. Однако на них никто не обращал внимания, их никто не слышал! Сразу же после отплытия началась страшная драка за эти ящики. Дети руками отдирали гвозди, ранились ими, катались клубком и визжали, поскольку качало очень силь­но. Мама пыталась нас с сестрой как-то защитить от этих озверевших детей, но все равно к моменту прибытия и они и мы были все в крови, сухари дети съели, совершенно не думая о возможной смерти и не замечая ничего вокруг себя! Дети не только не испытали страха смерти, они не заметили ни страшной качки, ни разрывов снарядов!

Борьба между мотивами — голод и любовь

Зимой 1942 г. в блокадном Ленинграде решили устроить елку для детей. В пригласительном билете было сказано, что надо взять с собой миску и ложку. Это очень обнаде­живало и давало силы в морозный день пройти несколько остановок до дома политкаторжан, где проводился празд­ник. Когда я добралась туда, то увидела, что в доме дей­ствительно стояла елка и какие-то люди в теплых пальто изображали концерт, но все ждали, когда же понадобятся миски и ложки. Наконец этот миг наступил, и нам выдали какой-то синтетический кисель и по сухарику. Однако это было еще не все! Каждый получил фунтик с несколькими съедобными кусочками. После этого все отправились по домам. Вот тут-то и начались мои мучения! Невероятно хотелось съесть все это прямо на морозе! Но ведь я и так уже съела кисель, а мама не ела! Борьба с собой была очень жестокой и кончилась тем, что половину содержания фун­тика я все-таки съела.




 

Борьба между мотивами — страх и упоение победой

ЭЙФОРИЯ ПОБЕДЫ ЛИШАЕТ БДИТЕЛЬНОСТИ. При­веду пример — отрывок из индийской притчи. Учитель сказал: пока ученик работает на головокружительной высоте, на тон­ких ветвях дерева, которые грозят обломиться, ему страшно, но тогда он и сам СОЗНАЕТ ОПАСНОСТЬ и поэтому остается внимательным и сосредоточенным. Он так боится, что ему не надо напоминать об опасности. Но когда он добирается до ПРОСТОГО МЕСТА, где, как ему кажется, ему ничего не угро­жает, — вероятность ошибиться растет. ЭЙФОРИЯ ПОБЕДЫ лишает его бдительности. В этот момент его и надо предосте­речь! Ведь успех порождает чувство неуязвимости, и способ­ность приспосабливаться к обстоятельствам падает.

ВНИМАНИЕ МОЖНО СМЕСТИТЬ,
СОЗДАВ НОВЫЙ ФОКУС КОНЦЕНТРАЦИИ

Большая голубая собака

Давным-давно в Китае жили два художника. Они вме­сте учились, но прошло время, и, как бывает довольно ча­сто, более талантливый из них впал в жестокую нищету, а бесталанный преуспевал, получая за свои картины много денег. Тогда, потеряв всякую надежду, первый обратился за помощью к своему более удачливому коллеге. Тот согласил­ся помочь, но при условии полного послушания. Взглянув на картины друга, он выбрал пейзаж с домиком, лужком и озером и предложил тому ее дорисовать — изобразить на крылечке домика большую голубую собаку. Художник удивился, но выполнил указание. Пришли покупатели. По­смотрели. «Вообще-то картина приятная, — сказали они, — но зачем здесь эта большая голубая собака?» Художник посмотрел на своего друга и по совету того согласился и, поклонившись, обещал к утру СОБАКУ УБРАТЬ. Картину купили. Мораль такова: когда вам нужно сдать работу за­казчику, посадите на крылечке большую «голубую собаку», 36



 

создайте искусственно фокус внимания, предоставьте за­казчику удобную для вас возможность внести свою лепту в вашу работу и тем самым сделать ее отчасти «своей».

Стратегия архитектора Монсара

В начале своей творческой деятельности французский архитектор Жюль Ардуэн- Монсар получил заказ на рас­ширение версальского дворца для Людовика. Для каж­дого проекта он должен был делать эскизы, точно соот­ветствующие инструкциям короля, и предоставлять ему. Он использовал особую стратегию: представляя эскизы королю, ПРЕДНАМЕРЕННО оставлял в них нечто НЕЗА­ВЕРШЕННЫМ, чаще в отношении садов. Король сразу же безошибочно указывал на слабое место эскиза и предлагал исправить. Тогда Монсар восклицал, что ему бы никогда не заметить и не решить проблему с таким блеском, как это сделал король. Он говорил, что рядом с ним он лишь сла­бый ученик. Такая стратегия — умение помочь господину выглядеть талантливее, чем те, кто его окружает, — позво­лила ему стать постоянным архитектором короля.

Уинстон Черчилль как художник и как липлоллат

Уинстон Черчилль был художником-любителем. По­сле Второй мировой войны его картины стали украшать коллекции собирателей живописи. Американский издатель Генри Робинсон Люс приобрел один из пейзажей Черчилля и повесил его в своем кабинете. Однажды Черчилль посе­тил Люса в его офисе, и они вдвоем рассматривали картину. Издатель сказал: «Хорошая картина, но, на мой взгляд, не хватает какой-нибудь детали на переднем плане — ну ска­жем, овечки». На другой день Люсу позвонил секретарь Черчилля с просьбой переправить картину назад в Англию. Люс так и поступил, мертвея от ужаса, что чем-то оскор­бил бывшего премьер-министра. Однако через несколь­ко дней картина вернулась к Люсу. В нее были внесены небольшие изменения: одинокая овца мирно паслась на переднем плане.




 

ЭКСТРЕННЫЙ ПЕРЕНОС ВНИМАНИЯ
НА БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ


Иногда и штаны стянуть полезно!

Случай экстренного переключения внимания описан в рассказах о древнем целителе Авиценне. Однажды Авиценна, будучи придворным врачом, был на дворцовом празднестве. Одна из девушек подносила гостям блюдо с фруктами. Присев в глубоком поклоне перед гостями, она вдруг вскрикнула от резкой боли и не смогла выпрямиться. Это был «прострел». Властелин строго взглянул на Авиценну и велел ему немед­ленно оказать помощь. К всеобщему изумлению Авиценна внезапно схватил девушку за грудь, затем полез рукой к ней под платье и попытался снять с нее шальвары. Девушка по­краснела от стыда, в ужасе отпрянула от целителя и... превоз­могая острую боль, резко выпрямилась, защищаясь от позора. И, о чудо! Позвонки встали на свое место, и боль оставила ее. «Прекрасно, - сказал Авиценна, — что я смог помочь!» Сексу­альное табу, стыд, страх оказаться раздетой оказались сильнее страданий, переключив внимание на защиту собственной чести.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ
НА ВНЕШНЕМ ПОЛЕ ОТКЛЮЧАЕТ
СИГНАЛЫ ИЗ ВНУТРЕННЕГО

Воображение сказочника Гримма

Силу максимальной концентрации внимания можно по­казать на таком примере. В 1794 г. девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. В то время обезболивающих средств еще не изобрели, и маль­чика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интерес­ную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли. В этом случае его сознание было полностью отдано во власть рассказчика, и реальность для него исчезла. Это и обеспечило полное обезболивание за счет переклю­чения и тотальной концентрации внимания на мире сказки. 38



 

(Обычно, чем младше ребенок, тем полнее его сознание при слушании сказки отдается во власть рассказчика и эта власть, при богатом ВООБРАЖЕНИИ и достаточной ВНУШАЕМО­СТИ, может простираться довольно далеко — вплоть до ис­чезновения наличной реальности.) Интересно отметить, что через 18 лет после этой операции он принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов», подписанную именем Якоба Гримма, самого известного сказочника мира.

СМЕХ — СКОРОСТНОЙ
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВНИМАНИЯ

Имей наготове анекдот!

Миссис Паркер возвратилась из парикмахерской, где ей сделали модную короткую стрижку с челкой.

— Чарльз, ведь правда же, я теперь совсем не похожа на старую леди? — кокетливо спросила она у мужа.

— Несомненно, — согласился тот. — Теперь, дорогая, вы похожи на старого джентльмена.

Я выпил бы яд с наслаждением

В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Уин­стон Черчилль, едко нападавший на своих оппонентов — лей­бористов. Вдруг, не выдержав таких нападок, с места вскочи­ла пожилая и некрасивая лейбористка и крикнула на весь зал: «Мистер Черчилль! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Раздался смешок. Черчилль выдержал паузу и, окинув взглядом разгневанную леди, промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я выпил бы этот яд с наслаждением».

УДИВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕТ ВНИМАНИЕ,
СМЫВАЯ ПРЕДЫДУЩИЙ СЛЕД

Единение хозяина и вора

В момент сильного удивления, событие, имевшее место непосредственно перед тем как человек был потрясен, или




 




double arrow
Сейчас читают про: