
| Р. М. ГРАНОВСКАЯ |
| психология В ПРИМЕРАХ И ПРИТЧАХ |

| Р. М. ГРАНОВСКАЯ |
| ПСИХОЛОГИЯ В ПРИМЕРАХ И ПРИТЧАХ |
| * РЕЧЬ Санкт-Петербург |
| УДК 159.9 ББК 88.4 Г77 |
| Грановская Р. М. Г77 Психология в примерах и притчах / Р. М. Грановская. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2012. - 279 с. ISBN 978-5-9268-1278-4 Эта маленькая книга имеет долгую историю. Наполняющие ее психологические притчи и краткие рассказы, такие как «Правило Тодора» и «Маленькая красная рыбка», собирались автором всю жизнь. Они необходимы, поскольку система образования практически не принимает во внимание ту часть людей, которую называют правосторонние, - тех, восприятие которых в большей степени опирается на эмоции, образы и интуицию. Эта книга учитывает и их интересы. Книга адресована всем. Читатели любой профессии, семейного положения и возраста - школьники, люди зрелого возраста, и пенсионеры - все смогут использовать ее для знакомства с примерами, демонстрирующими огромные резервы психики, и это сделает их менее конфликтными, более коммуникабельными и облегчит развитие способностей. УДК 159.9 ББК 88.4 |
| Охраняется законом об авторском праве. Все права защищены. |
| ISBN 978-5-9268-1278-4 |
| © Р. М. Грановская, 2012 © Издательство «Речь», 2012 © В. Б. Богорад, рисунки, 2002 © Д. П. Кущ, фотография, 2011 © П. В. Борозенец, обложка, 2012 |
| Оглавление |
| Вступление. О моих Учителях..................................................................................................... 6 От чего зависит развитие психических функций?................................................ 15 Восприятие и условия его оптимальности................................................................. 24 Внимание и управление им....................................................................................................... 31 Память и границы ее возможностей.................................................................................. 48 Мышление и его возрастное развитие............................................................................. 63 Мышление при доминировании правого или левого полушария........... 79 Эмоции и переживания радости жизни....................................................................... 102 Стратегии снижения или преодоления стресса................................................... 114 Интуиция и условия ее проявления............................................................................... 126 Речь и язык — значение использования удачной формы......................... 134 Взаимодействие сознания и подсознания................................................................ 145 Подсознательная психологическая защита.............................................................. 155 Способы преодоления защиты............................................................................................. 174 Темперамент и преимущества каждого типа........................................................... 188 Отличия детской и юношеской психологии. Можно ли и надо ли обучать детей быстрее?.......................................................... 201 Стратегии послеполуденной жизни............................................................................... 219 Особенности общения с партнером................................................................................ 235 Налаживание общения с коллективом......................................................................... 248 Особенности общения в семье............................................................................................. 263 Вместо заключения. Как вручались «Нобелевские» премии.......................................................................... 276 |
| При изучении наук примеры полезнее правил. Исаак Ньютон |
| ВСТУПЛЕНИЕ. О МОИХ УЧИТЕЛЯХ |
|
|
| Мне очень повезло с Учителями. Я бесконечно признательна им не только за полученные знания, но и за возможность общения, в процессе которого посчастливилось увидеть важные грани внешних проявлений масштаба личности. Поэтому, прежде чем мы рассмотрим основной массив предлагаемых психологических иллюстраций, мне хотелось бы рассказать несколько маленьких историй о моих дорогих Учителях. Многие из них в свое время запали мне в душу и помогли понять значение спокойного и даже несколько юмористического отношения к своим достижениям, позволяющим не столько сохранять уважение к себе, сколько поддерживать восхищение своими учениками. АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич относился к себе и своим позициям с чувством юмора. Приведу пару примеров. Характерно, как он представлял для своих учеников некоторые важные правила. Он печатал их на листах папиросной бумаги и вешал на специальном гвозде в туалете. Авторы и книгоиздатели дарили Алексею Николаевичу много книг, и нередко у него появлялись дубликаты. В таком случае он складывал их стопкой возле выхода из квартиры — они были «на вынос». Интересно, что он не делал события из торжественного их преподнесения ученикам. Алексей Николаевич всегда проявлял глубокое уважение к личности ученика. Иллюстрирую это примерами. Он закреплял за учеником место за своим обеденным столом, определенную посуду и никогда не забывал о его вкусах и предпочтениях в еде. Относясь к Алексею Николаевичу с уважением и любовью, я каждый раз старалась привезти ему из Ленинграда какой-нибудь сувенир. Как я теперь понимаю, они не отличались ни вкусом, ни оригинальностью. Тем не менее, к каждому очередному моему появлению в доме Алексея Николаевича все они стояли на видных местах! |
| Алексей Николаевич заботился о быте ученика, постоянно интересуясь: где живет? не холодно ли там? не надо ли дать ему дополнительное одеяло? каким поездом поедет — может быть, нужно добавить денег на купейный билет? Алексей Николаевич стремился сделать более благоприятным и климат в семье ученика — такой, чтобы способствовал его научной работе. Однажды, приехав в Ленинград, он согласился побывать у меня дома. При разговоре с моим мужем он сказал, что иногда, глядя на меня, ему трудно принимать всерьез те психологические идеи, которые я выдвигаю. Для того чтобы облегчить себе восприятие, он закрывает глаза, и тогда моя несерьезная девчоночья внешность не мешает ему объективно понимать и оценивать меня как специалиста. Поэтому он настоятельно рекомендует мужу тот же прием, поскольку иначе у супруга может возникнуть внутренний конфликт. В отличие от многих крупных ученых Алексей Николаевич никогда не забывал рассказать о достижениях своих учеников. Так, выступая на открытии Международного психологического конгресса в Москве, он упомянул буквально каждого, даже еще очень молодых и еще мало чего достигших учеников. Конечно, для всех нас это было грандиозным авансом доверия! В соответствии с теоретическими позициями Алексея Николаевича поступок всегда важнее нотации. Эти представления не только прокламировались, но и применялись им практически при воспитании учеников. Приведу примеры. Он отучил меня снимать зубами варежки или перчатки (на них при этом оставались следы зубов, что, конечно, не было украшением). Он попросил меня подать ему одну из таких варежек, взял стул и, не говоря ни слова, прибил ее над зеркалом в прихожей. После этого каждый раз, намереваясь снять перчатки таким способом, я вспоминала эту сцену, и движение руки ко рту прекращалось. Другим примером может выступить способ отучения меня от излишней эмоциональности в светской беседе. Мы 8 |
| сидели за обеденным столом и при разговоре разошлись во мнениях с Алексеем Николаевичем по некоторому вопросу. Я стала горячиться. Тогда он обратился к жене: «Дорогая, подай нам пожалуйста еще пару вилок, мы с Радой Михайловной переходим в рукопашную!» Мне стало очень неловко за свою горячность. Однажды мы беседовали с Алексеем Николаевичем. Он сидел за своим письменным столом, а я напротив. В некоторый момент нашей беседы я почувствовала, что мне стало жарко. На мне был костюм с джемпером и блузкой. Не желая прерывать интересную беседу, я одним движением сняла джемпер. Алексей Николаевич замолк, и на его лице отразилось предельное изумление. Я сказала: «Продолжайте!», а он: «Нет, это вы продолжайте, Рада Михайловна!» Интересно и то, как Алексей Николаевич «высматривал» своих учеников. Проходила психологическая конференция в Ленинграде. Я выступала с докладом, и на меня стал жестко и даже нагло «наезжать» маститый специалист из Москвы, говоря, что ДАЖЕ ОНИ (он и его коллеги), используя лучшее иностранное оборудование, ничего подобного никогда не обнаруживали. При этом я ответила ему достаточно спокойно, что это факт их личной биографии и для того, чтобы обнаружить нечто, прежде всего необходимо знать, что ищешь, а уже потом изыскивать подходящее оборудование. После этого я получила от сидевшего в президиуме Алексея Николаевича записку с приглашением подойти в перерыве для беседы. Далее, поскольку был объявлен перерыв на обед, мы пошли в университетскую столовую — «академичку», и после обеда Алексей Николаевич провел очень интересное интервью. (Затем многие годы я копировала этот способ «зондирования» своих учеников.) Он попросил меня сосредоточиться и ответить на один вопрос: «Представьте себе, что у вас есть неограниченные возможности: здание вашего института, неистощимое количество денег, любое оборудование и персонал. Вам необходимо изложить основное направление научной работы этого института на |
| ближайшие десять лет. Расскажите мне кратко: чем будет отличаться его направление?» После исполнения моей арии Алексей Николаевич сказал, что расположен продолжить наше знакомство, дал свои телефоны и предложил позвонить, когда я в следующий раз попаду в Москву. Алексей Николаевич отличался большой дальновидностью. Когда его сын — А. А. Леонтьев — разошелся с очередной женой (а они в те годы с женой и сыном жили вместе с Алексеем Николаевичем и Маргаритой Петровной), встал вопрос о разъезде. Алексей Николаевич настоял на том, чтобы ушел из дома сын и осталась невестка с внуком — Димой. Леонтьевы многие годы жили с ней дружно как с дочерью, воспитывая внука в духе любви к психологии. Прошло много лет и оказалось, что такое решение было необыкновенно прозорливым. Именно Дима был опорой для своей бабушки до последнего дня ее жизни, когда не стало Алексея Николаевича, и именно он стал духовным наследником и продолжателем его представлений. Теперь, с одной стороны, он развивает теорию психологии, углубляя представления о понятии смысла, а с другой — ведет большую практическую работу по пропаганде психологических знаний, выступает как один из известнейших издателей психологической литературы, руководит издательством «Смысл», укрепляя позиции отечественной психологической школы. АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ 1. Александр Романович был в то время единственным из ученых СССР академиком США. Он написал много фундаментальных работ по организации работы мозга. В некоторый момент Американская академия предложила ему стать основателем серии первых научных книг молодых ученых СССР. Лурия позвонил мне в Ленинград, рассказал о такой возможности и предложил включиться в число авторов. (К этому времени никаких книг у меня еще не было.) Его указания были весьма конкретны. За ближайшие два 10 |
| дня написать: развернутый план книги (2-3 страницы), оглавление (1 страница) и аннотацию (0,5 страницы). На третий день утром привезти эти материалы ему. Преодолев приступ паники, я подготовила требуемые материалы и с чувством законной гордости рано утром приехала в Москву. Когда я появилась в квартире Александра Романовича, то услышала возмущенную отповедь: «На вас совершенно нельзя положиться! Почему это все на русском языке? Отправляйтесь обратно, переведите и привезите мне не позднее 16 часов, поскольку именно в это время я отправляю почту!» Далее у меня начались большие хлопоты. Где найти переводчицу в Москве для срочного профессионального перевода? Так или иначе через несколько часов с этой задачей удалось справиться, и я привезла материалы Александру Романовичу. Он встретил меня еще более бурным негодованием, поскольку я опоздала на 15 минут! Я на всю жизнь запомнила, что такое деловые отношения! 2. Александр Романович очень большое значение придавал умению психолога правильно думать! Однажды он дал мне рекомендацию, каким способом можно изучать структуру, механизмы и логику работы мозга. (Он считал, что в этом перечне для меня главное — логика.) Для ее изучения он посоветовал особым образом проанализировать книги нескольких опытных хирургов, описавших свои операции военных лет по поводу ранений мозга и удаления опухолей. Работать я должна была с каждым случаем следующим образом: прочесть о первой встрече с врачом, потом отложить книгу и написать свои впечатления. И затем читать все дальнейшее, шаг за шагом, и писать свои комментарии. Анамнез — отложить и сделать свой прогноз развития событий. Обследование — отложить и написать свое представление. В каждой из рекомендованных мне книг было представлено от 100 до 300 отдельных случаев, и каждый из них приходилось прочитывать и обдумывать несколько раз. Вся моя дальнейшая жизнь показала мне огромную пользу от этой работы! |
| ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ВАСИЛЬЕВ |
| Леонид Леонидович ценил возражения. Нередко он говорил мне что-нибудь вроде: «В лучшие времена я бы вас и в горничные не взял — ни манер, ни породы. А теперь иногда даже с удовольствием с вами беседую, а если и без удовольствия, то все равно терплю. В последние годы мне мало кто решается возражать, а без этого мозги ржавеют!» Осознав, что мне недостает светских манер, я приняла героическое решение восполнить этот пробел и поразить Леонида Леонидовича. Однажды, придя к нему домой и не застав его, я стала ждать его в кабинете. Там над его рабочим столом висела картина — сельский пейзаж с домом и озером. Когда появился Леонид Леонидович, я начала светскую беседу о манере письма и стиле художника. Он посмотрел на меня возмущенно и рявкнул: «Это мое родовое имение и нечего говорить глупости!» Охота к светской беседе у меня сразу испарилась. Леонид Леонидович тоже заботился о своих учениках, но своеобразно. Однажды, приехав к нему доложить результаты продвижения в дипломной работе, я посетовала на то, что у меня мало времени, поскольку мне надо ехать кормить дочку. Он был глубоко возмущен: «Неужели вы делаете такую глупость, сами вскармливаете свою дочь грудным молоком? Это патологическая безграмотность! Ведь вы совсем испортите фигуру! Надо немедленно нанять кормилицу и прекратить эти глупости! Тогда у вас будет больше времени. Сделайте это и приезжайте ко мне на дачу в Шапки спокойно обсудить детали вашей дипломной работы». Леонид Леонидович был поклонником восточной школы воспитания учеников и не любил, да и не считал нужным все им объяснять. Ученик должен ПЕРЕНИМАТЬ способы решения задач. Васильев был убежден, что если ученик заинтересован, он сам будет искать ответы на значимые для него вопросы и многие из них найдет в общении с Учителем. |
| Приведу пример. Леонид Леонидович был блистательным психологом и физиологом, поэтому к нему приходило много странных посетителей. Все они просили его помощи. Он быстро ориентировался в ситуации и нередко оказывал действенную помощь. Однажды шло заседание кафедры, на которую вдруг ворвалась женщина с воплем: «Я так жить больше не могу! Профессор, спасите меня!» Ее выставили за дверь. Мы переглянулись в полном убеждении, что перед нами психически больная. Через несколько минут она вновь появилась в аудитории. Тогда Леонид Леонидович сказал: «Быстро расскажите, что с вами произошло». Она сказала, что с некоторых пор начала видеть людей насквозь, и это оказалось необыкновенно противно, поскольку они говорят одно, а думают совершенно другое. Она теперь никому верить не может, и все ей ненавистны. «Ах так? — сказал он. — Вы видите всех насквозь? Тогда, пожалуйста, расскажите, что вы видите про тех людей, которые сидят здесь. Начните с этой стороны». Там сидели лаборанты и младшие научные сотрудники, а дальше доценты. Пока она рассказывала о молодых, все было правильно, но достаточно тривиально. Однако когда дело дошло до одного уже немолодого доцента, дело стало приобретать неприятный оттенок. Она уверенно говорила о его двойной жизни, скрываемой второй семье и других не особенно благовидных его особенностях. В результате тот встал и удалился, хлопнув дверью. Леонид Леонидович сказал, что доказательств изменения ее состояния ему достаточно, она может подождать — после окончания заседания кафедры он ее примет. Нам он пояснил, что она психически здорова. Спустя несколько недель я встретила ее, когда она пришла благодарить профессора за излечение. Теперь она спокойно работает и может воспринимать людей нормально. Когда она ушла, я поинтересовалась у Леонида Леонидовича, в чем же было дело. Оказалось, что она инженер-проектировщик. Их отдел не успевал к сроку сдать проект, и некоторое время она пила много крепкого кофе и кроме того принимала много |
| разных препаратов, чтобы не спать и быть способной работать. В результате длительного лишения сна и резкого повышения чувствительности сенсорных входов она стала воспринимать те сигналы, которые обычно остаются ниже порога. Леонид Леонидович назначил ей лечение сном и прием ряда препаратов, снижающих чувствительность, вследствие чего ее состояние нормализовалось. Леонид Леонидович был учеником академика Бехтерева и в совершенстве владел гипнозом. Приведу пример. Однажды на руководимой им кафедре, где я в то время работала, надо было провести отчетное профсоюзное собрание. Профессор собраний не любил, а без него они не могли проводиться. Его кое-как заманили в помещение библиотеки, где уже все собрались, и собрание началось. Он сидел в торце длинного стола — напротив выступавшей дамы — профорга — и читал газету. Я сидела сбоку от них обоих. Она быстро щебетала о посещении больных, билетах на елки и т. п. Я заметила, что Леонид Леонидович начал медленно опускать газету. Поверх нее виден был только его могучий лоб и глаза, вперенные в профорга. Она вдруг начала заикаться, потом совсем замолкла. В этот момент Леонид Леонидович неторопливо поднялся и величественно произнес: «Все мы видим, что милейшая N. N. плохо себя чувствует. Из того, что она уже сказала, совершенно понятно, что мы можем голосовать за положительную оценку ее работы». Он поднял руку, и вслед за ним проголосовали все остальные. Профессор подвел общий итог и неспешно выплыл из библиотеки. Еще несколько мгновений мы все сидели оторопев, пока наш профорг спокойно не сказала, что теперь чувствует себя нормально и, если коллектив хочет, то она может продолжить отчет. Никто этого не желал, и все стали расходиться. Я подошла к ней и спросила, что с ней случилось. Она сказала, что вдруг почувствовала, что ей заткнули рот кляпом из скомканной газеты. |
| ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ? |
|
|
| ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ |
| Хочешь быть здоровым — шевелись! Развитие интеллекта опирается на движение. Мы стали людьми зрительного типа — это неперспективно и с точки зрения интеллекта и с точки зрения устойчивости к эмоциональным перегрузкам. Вместо того чтобы путешествовать, мы смотрим «Клуб кинопутешествий», вместо игры в футбол — болеем за свою команду по телевизору; вместо лестницы — лифт и т. п. Двое друзей обсуждают вчерашнее отключение электричества. — Я застрял в лифте на четыре часа! — рассказывает один. - Это еще что, — говорит другой. — Я стоял на эскалаторе целых восемь часов. Как-то один пациент, вследствие своего тяжелого телесного и душевного состояния, обратился за диагнозом и советом к знаменитому врачу Сергею Петровичу Боткину. Тот сказал ему: «Вы больны оттого, что ваша природа рассчитана на тяжелый и большой физический труд, например труд плотника или землекопа, а вы занимаетесь математикой, сидя в кабинете!» ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Хочешь научиться — не ленись, все делай сам Однажды, в порыве рвения помочь первоклассникам, некие умельцы издали для них массовым тиражом специальную тетрадь по арифметике. Это было уникальное произведение — все примеры в нем были написаны и разрисованы, и ученику оставалось только вписать ответ в приготовленную клеточку. Таким образом, все его двигательные усилия были сведены к минимуму, и, соответственно, его 16 |
| обучение было организовано самым неблагоприятным образом! Только полное непонимание механизмов обучения и решающей роли активных действий на первых его этапах могло породить такого монстра! ДВИЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОПТИМАЛЬНЫМ В каком ритме шел по городу ученик? Ученик прошел через город, вернулся и сказал: — Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы перегрызть друг другу горло — вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на куски. — Да, — сказал Учитель. — Ты прав. — Но объясни мне, — попросил ученик, — почему ты так восторгался, а я разрываюсь от злости на части? — Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я, — сказал Учитель. ПОСТУПОК УБЕДИТЕЛЬНЕЕ Батут Приведу пример. Когда я оканчивала школу, то жила неподалеку от специальной школы, где готовили разведчиков. Мы с подругами через дырку в заборе ходили к тем юношам играть в мяч. Авторитет этой профессии был тогда чрезвычайно высок. Поэтому после окончания школы я пошла туда и сказала, что тоже хочу! Комиссия не возражала. Они не стали ничего выяснять про моих родственников. Весьма дружелюбно мне разъяснили, что теперь у меня будет другое имя — Мария Степановна Попова, и предложили мне повторить его триста раз. Я самодовольно заметила, что у меня хорошая память, но дисциплинированно повторила. После этого мне сказали, что теперь я могу подняться на третий этаж и приступить к экзаменам под этим |
| именем. Поднявшись наверх, я успела сделать несколько шагов и провалилась в люк. Пролетев до первого этажа, я упала на батут. Меня подхватили под руки и спросили: «Как вас зовут?» Я сказала: «Рада Михайловна Грановская». «Благодарим вас за участие — для вас экзамены закончены». Это было очевидно и совсем не обидно. Такая история помогает понять, как можно довести до сознания человека сущность ситуации и не обидеть его. Люди легче переносят противодействие, чем противоречие. В этом плане значительно эффективнее демонстрация студенту, провалившему экзамен, его неверных письменных ответов. Ведь это факты, против которых не поспоришь! СКРОМНЫЙ ПОСТУПОК УБЕДИТЕЛЬНЕЕ Улыбайся! Однажды знаменитый Дейл Карнеги, создатель школы руководителей и менеджеров предложил своим слушателям такое задание: каждому найти на службе человека, который относится к нему хуже всего, и постараться 2-3 раза в день ему улыбнуться. Один из его слушателей вспоминал, что сначала отнесся к этому заданию с большим скепсисом. Однако, несмотря на недоверие, однажды утром решил попробовать. В момент принятия этого решения он брился. Посмотрев в зеркало, он увидел хмурую и недовольную физиономию. «Чем черт не шутит — попробую!» За завтраком он улыбнулся жене. К моменту начала эксперимента он прожил с женой 16 лет. Жена удивленно посмотрела на мужа и спросила, здоров ли он. Муж ответил, что решил каждый день начинать с улыбки. Жена посоветовала все- таки измерить температуру. Месяц спустя супруги поняли, что эти 30 дней были самыми приятными за последние годы совместной жизни. Тогда он решился распространить эксперимент на службу. Через некоторое время один из его 18 |
| подчиненных сказал: «Шеф, я не знаю, что с вами произошло, но в вашем лице появилось что-то человеческое!» СИСТЕМА ПОСТУПКОВ Как Амундсен готовил себя к покорению полюса Еще подростком Руальд Амундсен поставил перед собой цель - достичь Северного полюса. Здраво оценив свои возможности, он понял, что в 15 лет у него слабое здоровье и полное отсутствие знаний, необходимых для достижения этой необыкновенно трудной цели. Тогда для ее достижения он полностью перестраивает свою жизнь, подчиняя все действия движению в нужном направлении. Он занимается спортом, играет в футбол, хотя и не любит эту игру. В лютые морозы он спит с открытыми окнами, приучая себя терпеть низкие температуры. Как только позволил возраст, он отправляется в море и проходит все ступени науки — матрос, штурман, капитан. Затем он изучает способы магнитных наблюдений под руководством лучших профессоров Европы. Совокупность таких поступков позволила ему полностью изменить себя и впоследствии достичь вожделенной цели. ФАКТЫ НАДО УЧИТЫВАТЬ, Правило Тодора Однажды, когда я была в Болгарии, на одном маленьком островке мне посчастливилось познакомиться с очень интересным человеком — рыбаком и членом школьного совета Тодором. Это было вскоре после того, как многие граждане Болгарии турецкого происхождения покинули страну с тем, чтобы избавиться от давления и не принимать болгарской фамилии. В тот год моей «выходной арией» был вопрос об отношении болгар к этому событию. |
| Именно этот вопрос я и задала Тодору. Он очень рассердился и сказал: «Я рыбак». Я повторила свой вопрос в другой формулировке, и тогда он сказал: «Терпеть не могу эту манеру интеллигентов. Вместо того чтобы действовать, вы все время рассуждаете: хорошо это или плохо? То ли дело мы — рыбаки! Когда мы видим, что надвигается шторм, мы идем и закрепляем лодки! Что толку обсуждать, хорошо ли, что идет дождь? Если он идет, то с ФАКТОМ НАДО СЧИТАТЬСЯ!» Тогда я и сформулировала правило Тодора. ВНУТРЕННЕЕ ДЕЙСТВИЕ ТОЖЕ ЭФФЕКТИВНО Красавицу лучше реально нести на руках, челл мысленно В качестве примера напомню буддийскую притчу. Два монаха шли по Индии. Один из них был старик, другой — молодой человек. Несколько дней они посвятили глубокой медитации и решили еще некоторое время провести в полном молчании и, безусловно, без всяких соблазнов, в том числе без общения с женщинами. Подойдя к реке, они готовились переправиться вплавь. Вдруг из кустов появилась прекрасная молодая женщина. «О благородные монахи! — сказала она им. — Мне очень нужно переправиться на ту сторону, а плавать я не умею! Что мне делать?» Старик сказал: «Нет ничего проще. Прыгай ко мне на руки, и я вместе с тобой переплыву на ту сторону». Молодой монах посмотрел на старого с гневом и возмущением. Тем не менее женщина согласилась, старик с видимым удовольствием обнял ее и поплыл на другую сторону. Молодой монах плыл за ними. Добравшись до берега, старший отпустил женщину, и она удалилась, поблагодарив его за помощь. Монахи молча двинулись дальше. Они шли уже несколько часов, когда младший, который всю дорогу негодовал, дулся и «шипел» на старика, взорвался: «Как ты мог! — закричал он. — Ведь мы договорились молчать, а ты!» «Да, — сказал старший, — я переправил ее через реку и отпустил; на это ушло 15 минут. А ты, если судить по твоему поведению на 20 |








