Издательство «Речь» предлагает 1 страница

Р. М. ГРАНОВСКАЯ


психология В ПРИМЕРАХ И ПРИТЧАХ



 

Р. М. ГРАНОВСКАЯ


ПСИХОЛОГИЯ В ПРИМЕРАХ И ПРИТЧАХ


*

РЕЧЬ

Санкт-Петербург



 

УДК 159.9

ББК 88.4

Г77


Грановская Р. М.

Г77 Психология в примерах и притчах / Р. М. Грановская. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2012. - 279 с.

ISBN 978-5-9268-1278-4

Эта маленькая книга имеет долгую историю. Наполняющие ее психологические притчи и краткие рассказы, такие как «Пра­вило Тодора» и «Маленькая красная рыбка», собирались автором всю жизнь. Они необходимы, поскольку система образования практически не принимает во внимание ту часть людей, которую называют правосторонние, - тех, восприятие которых в большей степени опирается на эмоции, образы и интуицию. Эта книга учи­тывает и их интересы.

Книга адресована всем. Читатели любой профессии, семей­ного положения и возраста - школьники, люди зрелого возраста, и пенсионеры - все смогут использовать ее для знакомства с приме­рами, демонстрирующими огромные резервы психики, и это сделает их менее конфликтными, более коммуникабельными и облегчит развитие способностей.

УДК 159.9 ББК 88.4


Охраняется законом об авторском праве. Все права защищены.
Полная или частичная перепечатка издания, включая размещение
в сети Интернет, возможна только с разрешения издательства.


ISBN 978-5-9268-1278-4


© Р. М. Грановская, 2012

© Издательство «Речь», 2012

© В. Б. Богорад, рисунки, 2002

© Д. П. Кущ, фотография, 2011

© П. В. Борозенец, обложка, 2012



 

Оглавление


Вступление. О моих Учителях..................................................................................................... 6

От чего зависит развитие психических функций?................................................ 15

Восприятие и условия его оптимальности................................................................. 24

Внимание и управление им....................................................................................................... 31

Память и границы ее возможностей.................................................................................. 48

Мышление и его возрастное развитие............................................................................. 63

Мышление при доминировании правого или левого полушария........... 79

Эмоции и переживания радости жизни....................................................................... 102

Стратегии снижения или преодоления стресса................................................... 114

Интуиция и условия ее проявления............................................................................... 126

Речь и язык — значение использования удачной формы......................... 134

Взаимодействие сознания и подсознания................................................................ 145

Подсознательная психологическая защита.............................................................. 155

Способы преодоления защиты............................................................................................. 174

Темперамент и преимущества каждого типа........................................................... 188

Отличия детской и юношеской психологии.

Можно ли и надо ли обучать детей быстрее?.......................................................... 201

Стратегии послеполуденной жизни............................................................................... 219

Особенности общения с партнером................................................................................ 235

Налаживание общения с коллективом......................................................................... 248

Особенности общения в семье............................................................................................. 263

Вместо заключения.

Как вручались «Нобелевские» премии.......................................................................... 276



 

При изучении наук примеры полезнее правил. Исаак Ньютон



 

ВСТУПЛЕНИЕ. О МОИХ УЧИТЕЛЯХ





 

Мне очень повезло с Учителями. Я бесконечно при­знательна им не только за полученные знания, но и за возможность общения, в процессе которого посчастливи­лось увидеть важные грани внешних проявлений масштаба личности. Поэтому, прежде чем мы рассмотрим основной массив предлагаемых психологических иллюстраций, мне хотелось бы рассказать несколько маленьких историй о моих дорогих Учителях. Многие из них в свое время за­пали мне в душу и помогли понять значение спокойного и даже несколько юмористического отношения к своим достижениям, позволяющим не столько сохранять ува­жение к себе, сколько поддерживать восхищение своими учениками.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ

Алексей Николаевич относился к себе и своим позици­ям с чувством юмора. Приведу пару примеров. Характерно, как он представлял для своих учеников некоторые важные правила. Он печатал их на листах папиросной бумаги и ве­шал на специальном гвозде в туалете.

Авторы и книгоиздатели дарили Алексею Николаевичу много книг, и нередко у него появлялись дубликаты. В та­ком случае он складывал их стопкой возле выхода из квар­тиры — они были «на вынос». Интересно, что он не делал события из торжественного их преподнесения ученикам.

Алексей Николаевич всегда проявлял глубокое уваже­ние к личности ученика. Иллюстрирую это примерами.

Он закреплял за учеником место за своим обеденным столом, определенную посуду и никогда не забывал о его вкусах и предпочтениях в еде.

Относясь к Алексею Николаевичу с уважением и любо­вью, я каждый раз старалась привезти ему из Ленинграда какой-нибудь сувенир. Как я теперь понимаю, они не от­личались ни вкусом, ни оригинальностью. Тем не менее, к каждому очередному моему появлению в доме Алексея Николаевича все они стояли на видных местах!




 

Алексей Николаевич заботился о быте ученика, посто­янно интересуясь: где живет? не холодно ли там? не надо ли дать ему дополнительное одеяло? каким поездом поедет — может быть, нужно добавить денег на купейный билет?

Алексей Николаевич стремился сделать более благо­приятным и климат в семье ученика — такой, чтобы спо­собствовал его научной работе. Однажды, приехав в Ленин­град, он согласился побывать у меня дома. При разговоре с моим мужем он сказал, что иногда, глядя на меня, ему труд­но принимать всерьез те психологические идеи, которые я выдвигаю. Для того чтобы облегчить себе восприятие, он закрывает глаза, и тогда моя несерьезная девчоночья внешность не мешает ему объективно понимать и оцени­вать меня как специалиста. Поэтому он настоятельно ре­комендует мужу тот же прием, поскольку иначе у супруга может возникнуть внутренний конфликт.

В отличие от многих крупных ученых Алексей Ни­колаевич никогда не забывал рассказать о достижениях своих учеников. Так, выступая на открытии Международ­ного психологического конгресса в Москве, он упомянул буквально каждого, даже еще очень молодых и еще мало чего достигших учеников. Конечно, для всех нас это было грандиозным авансом доверия!

В соответствии с теоретическими позициями Алексея Николаевича поступок всегда важнее нотации. Эти пред­ставления не только прокламировались, но и применялись им практически при воспитании учеников. Приведу при­меры.

Он отучил меня снимать зубами варежки или перчатки (на них при этом оставались следы зубов, что, конечно, не было украшением). Он попросил меня подать ему одну из таких варежек, взял стул и, не говоря ни слова, прибил ее над зеркалом в прихожей. После этого каждый раз, на­мереваясь снять перчатки таким способом, я вспоминала эту сцену, и движение руки ко рту прекращалось.

Другим примером может выступить способ отучения меня от излишней эмоциональности в светской беседе. Мы 8



 

сидели за обеденным столом и при разговоре разошлись во мнениях с Алексеем Николаевичем по некоторому во­просу. Я стала горячиться. Тогда он обратился к жене: «До­рогая, подай нам пожалуйста еще пару вилок, мы с Радой Михайловной переходим в рукопашную!» Мне стало очень неловко за свою горячность.

Однажды мы беседовали с Алексеем Николаевичем. Он сидел за своим письменным столом, а я напротив. В неко­торый момент нашей беседы я почувствовала, что мне стало жарко. На мне был костюм с джемпером и блузкой. Не желая прерывать интересную беседу, я одним движением сняла джемпер. Алексей Николаевич замолк, и на его лице отразилось предельное изумление. Я сказала: «Продолжай­те!», а он: «Нет, это вы продолжайте, Рада Михайловна!»

Интересно и то, как Алексей Николаевич «высматри­вал» своих учеников. Проходила психологическая конфе­ренция в Ленинграде. Я выступала с докладом, и на меня стал жестко и даже нагло «наезжать» маститый специалист из Москвы, говоря, что ДАЖЕ ОНИ (он и его коллеги), ис­пользуя лучшее иностранное оборудование, ничего подоб­ного никогда не обнаруживали. При этом я ответила ему достаточно спокойно, что это факт их личной биографии и для того, чтобы обнаружить нечто, прежде всего необхо­димо знать, что ищешь, а уже потом изыскивать подходя­щее оборудование. После этого я получила от сидевшего в президиуме Алексея Николаевича записку с приглашением подойти в перерыве для беседы.

Далее, поскольку был объявлен перерыв на обед, мы пошли в университетскую столовую — «академичку», и по­сле обеда Алексей Николаевич провел очень интересное интервью. (Затем многие годы я копировала этот способ «зондирования» своих учеников.) Он попросил меня со­средоточиться и ответить на один вопрос: «Представьте себе, что у вас есть неограниченные возможности: здание вашего института, неистощимое количество денег, лю­бое оборудование и персонал. Вам необходимо изложить основное направление научной работы этого института на




 

ближайшие десять лет. Расскажите мне кратко: чем будет отличаться его направление?» После исполнения моей арии Алексей Николаевич сказал, что расположен продолжить наше знакомство, дал свои телефоны и предложил позво­нить, когда я в следующий раз попаду в Москву.

Алексей Николаевич отличался большой дальновид­ностью. Когда его сын — А. А. Леонтьев — разошелся с очередной женой (а они в те годы с женой и сыном жили вместе с Алексеем Николаевичем и Маргаритой Петров­ной), встал вопрос о разъезде. Алексей Николаевич на­стоял на том, чтобы ушел из дома сын и осталась невестка с внуком — Димой. Леонтьевы многие годы жили с ней дружно как с дочерью, воспитывая внука в духе любви к психологии. Прошло много лет и оказалось, что такое ре­шение было необыкновенно прозорливым. Именно Дима был опорой для своей бабушки до последнего дня ее жизни, когда не стало Алексея Николаевича, и именно он стал ду­ховным наследником и продолжателем его представлений. Теперь, с одной стороны, он развивает теорию психологии, углубляя представления о понятии смысла, а с другой — ведет большую практическую работу по пропаганде пси­хологических знаний, выступает как один из известнейших издателей психологической литературы, руководит изда­тельством «Смысл», укрепляя позиции отечественной пси­хологической школы.

АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ

1. Александр Романович был в то время единственным из ученых СССР академиком США. Он написал много фун­даментальных работ по организации работы мозга. В не­который момент Американская академия предложила ему стать основателем серии первых научных книг молодых ученых СССР. Лурия позвонил мне в Ленинград, рассказал о такой возможности и предложил включиться в число ав­торов. (К этому времени никаких книг у меня еще не было.) Его указания были весьма конкретны. За ближайшие два 10



 

дня написать: развернутый план книги (2-3 страницы), оглавление (1 страница) и аннотацию (0,5 страницы). На третий день утром привезти эти материалы ему.

Преодолев приступ паники, я подготовила требуемые материалы и с чувством законной гордости рано утром приехала в Москву. Когда я появилась в квартире Алек­сандра Романовича, то услышала возмущенную отповедь: «На вас совершенно нельзя положиться! Почему это все на русском языке? Отправляйтесь обратно, переведите и привезите мне не позднее 16 часов, поскольку именно в это время я отправляю почту!» Далее у меня начались большие хлопоты. Где найти переводчицу в Москве для срочного профессионального перевода? Так или иначе че­рез несколько часов с этой задачей удалось справиться, и я привезла материалы Александру Романовичу. Он встретил меня еще более бурным негодованием, поскольку я опо­здала на 15 минут! Я на всю жизнь запомнила, что такое деловые отношения!

2. Александр Романович очень большое значение при­давал умению психолога правильно думать! Однажды он дал мне рекомендацию, каким способом можно изучать структуру, механизмы и логику работы мозга. (Он считал, что в этом перечне для меня главное — логика.) Для ее изучения он посоветовал особым образом проанализиро­вать книги нескольких опытных хирургов, описавших свои операции военных лет по поводу ранений мозга и удале­ния опухолей. Работать я должна была с каждым случаем следующим образом: прочесть о первой встрече с врачом, потом отложить книгу и написать свои впечатления. И за­тем читать все дальнейшее, шаг за шагом, и писать свои комментарии. Анамнез — отложить и сделать свой прогноз развития событий. Обследование — отложить и написать свое представление. В каждой из рекомендованных мне книг было представлено от 100 до 300 отдельных случаев, и каждый из них приходилось прочитывать и обдумывать несколько раз. Вся моя дальнейшая жизнь показала мне огромную пользу от этой работы!




 

ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ВАСИЛЬЕВ


Леонид Леонидович ценил возражения. Нередко он го­ворил мне что-нибудь вроде: «В лучшие времена я бы вас и в горничные не взял — ни манер, ни породы. А теперь иногда даже с удовольствием с вами беседую, а если и без удовольствия, то все равно терплю. В последние годы мне мало кто решается возражать, а без этого мозги ржаве­ют!» Осознав, что мне недостает светских манер, я приняла героическое решение восполнить этот пробел и поразить Леонида Леонидовича. Однажды, придя к нему домой и не застав его, я стала ждать его в кабинете. Там над его ра­бочим столом висела картина — сельский пейзаж с домом и озером. Когда появился Леонид Леонидович, я начала светскую беседу о манере письма и стиле художника. Он посмотрел на меня возмущенно и рявкнул: «Это мое родо­вое имение и нечего говорить глупости!» Охота к светской беседе у меня сразу испарилась.

Леонид Леонидович тоже заботился о своих учениках, но своеобразно. Однажды, приехав к нему доложить ре­зультаты продвижения в дипломной работе, я посетовала на то, что у меня мало времени, поскольку мне надо ехать кормить дочку. Он был глубоко возмущен: «Неужели вы делаете такую глупость, сами вскармливаете свою дочь грудным молоком? Это патологическая безграмотность! Ведь вы совсем испортите фигуру! Надо немедленно на­нять кормилицу и прекратить эти глупости! Тогда у вас будет больше времени. Сделайте это и приезжайте ко мне на дачу в Шапки спокойно обсудить детали вашей диплом­ной работы».

Леонид Леонидович был поклонником восточной школы воспитания учеников и не любил, да и не считал нужным все им объяснять. Ученик должен ПЕРЕНИМАТЬ способы решения задач. Васильев был убежден, что если ученик заинтересован, он сам будет искать ответы на зна­чимые для него вопросы и многие из них найдет в обще­нии с Учителем.




 

Приведу пример. Леонид Леонидович был блистатель­ным психологом и физиологом, поэтому к нему приходило много странных посетителей. Все они просили его помощи. Он быстро ориентировался в ситуации и нередко оказывал действенную помощь. Однажды шло заседание кафедры, на которую вдруг ворвалась женщина с воплем: «Я так жить больше не могу! Профессор, спасите меня!» Ее выстави­ли за дверь. Мы переглянулись в полном убеждении, что перед нами психически больная. Через несколько минут она вновь появилась в аудитории. Тогда Леонид Леонидо­вич сказал: «Быстро расскажите, что с вами произошло». Она сказала, что с некоторых пор начала видеть людей насквозь, и это оказалось необыкновенно противно, по­скольку они говорят одно, а думают совершенно другое. Она теперь никому верить не может, и все ей ненавистны. «Ах так? — сказал он. — Вы видите всех насквозь? Тогда, пожалуйста, расскажите, что вы видите про тех людей, которые сидят здесь. Начните с этой стороны». Там си­дели лаборанты и младшие научные сотрудники, а даль­ше доценты. Пока она рассказывала о молодых, все было правильно, но достаточно тривиально. Однако когда дело дошло до одного уже немолодого доцента, дело стало при­обретать неприятный оттенок. Она уверенно говорила о его двойной жизни, скрываемой второй семье и других не особенно благовидных его особенностях. В результате тот встал и удалился, хлопнув дверью.

Леонид Леонидович сказал, что доказательств измене­ния ее состояния ему достаточно, она может подождать — после окончания заседания кафедры он ее примет. Нам он пояснил, что она психически здорова. Спустя несколь­ко недель я встретила ее, когда она пришла благодарить профессора за излечение. Теперь она спокойно работает и может воспринимать людей нормально. Когда она ушла, я поинтересовалась у Леонида Леонидовича, в чем же было дело. Оказалось, что она инженер-проектировщик. Их от­дел не успевал к сроку сдать проект, и некоторое время она пила много крепкого кофе и кроме того принимала много




 

разных препаратов, чтобы не спать и быть способной ра­ботать. В результате длительного лишения сна и резкого повышения чувствительности сенсорных входов она стала воспринимать те сигналы, которые обычно остаются ниже порога. Леонид Леонидович назначил ей лечение сном и прием ряда препаратов, снижающих чувствительность, вследствие чего ее состояние нормализовалось.

Леонид Леонидович был учеником академика Бехте­рева и в совершенстве владел гипнозом. Приведу пример. Однажды на руководимой им кафедре, где я в то время работала, надо было провести отчетное профсоюзное со­брание. Профессор собраний не любил, а без него они не могли проводиться. Его кое-как заманили в помещение библиотеки, где уже все собрались, и собрание началось. Он сидел в торце длинного стола — напротив выступавшей дамы — профорга — и читал газету. Я сидела сбоку от них обоих. Она быстро щебетала о посещении больных, билетах на елки и т. п. Я заметила, что Леонид Леонидович начал медленно опускать газету. Поверх нее виден был только его могучий лоб и глаза, вперенные в профорга. Она вдруг на­чала заикаться, потом совсем замолкла. В этот момент Лео­нид Леонидович неторопливо поднялся и величественно произнес: «Все мы видим, что милейшая N. N. плохо себя чувствует. Из того, что она уже сказала, совершенно по­нятно, что мы можем голосовать за положительную оценку ее работы». Он поднял руку, и вслед за ним проголосовали все остальные. Профессор подвел общий итог и неспешно выплыл из библиотеки. Еще несколько мгновений мы все сидели оторопев, пока наш профорг спокойно не сказала, что теперь чувствует себя нормально и, если коллектив хо­чет, то она может продолжить отчет. Никто этого не желал, и все стали расходиться. Я подошла к ней и спросила, что с ней случилось. Она сказала, что вдруг почувствовала, что ей заткнули рот кляпом из скомканной газеты.



 

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ?





 

ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
ПРЕДПОЛАГАЮТ АКТИВНОСТЬ


Хочешь быть здоровым — шевелись!

Развитие интеллекта опирается на движение. Мы стали людьми зрительного типа — это неперспективно и с точки зрения интеллекта и с точки зрения устойчивости к эмо­циональным перегрузкам. Вместо того чтобы путешество­вать, мы смотрим «Клуб кинопутешествий», вместо игры в футбол — болеем за свою команду по телевизору; вместо лестницы — лифт и т. п.

Двое друзей обсуждают вчерашнее отключение элек­тричества.

— Я застрял в лифте на четыре часа! — рассказывает один.

- Это еще что, — говорит другой. — Я стоял на эска­латоре целых восемь часов.

Как-то один пациент, вследствие своего тяжелого те­лесного и душевного состояния, обратился за диагнозом и советом к знаменитому врачу Сергею Петровичу Ботки­ну. Тот сказал ему: «Вы больны оттого, что ваша природа рассчитана на тяжелый и большой физический труд, на­пример труд плотника или землекопа, а вы занимаетесь математикой, сидя в кабинете!»

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ТРЕБУЕТ РАЗВЕРНУТЫХ ДЕЙСТВИЙ

Хочешь научиться — не ленись, все делай сам

Однажды, в порыве рвения помочь первоклассникам, некие умельцы издали для них массовым тиражом специ­альную тетрадь по арифметике. Это было уникальное про­изведение — все примеры в нем были написаны и разрисо­ваны, и ученику оставалось только вписать ответ в приго­товленную клеточку. Таким образом, все его двигательные усилия были сведены к минимуму, и, соответственно, его 16



 

обучение было организовано самым неблагоприятным об­разом! Только полное непонимание механизмов обучения и решающей роли активных действий на первых его этапах могло породить такого монстра!

ДВИЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОПТИМАЛЬНЫМ

В каком ритме шел по городу ученик?

Ученик прошел через город, вернулся и сказал:

— Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы пере­грызть друг другу горло — вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на куски.

— Да, — сказал Учитель. — Ты прав.

— Но объясни мне, — попросил ученик, — почему ты так восторгался, а я разрываюсь от злости на части?

— Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я, — сказал Учитель.

ПОСТУПОК УБЕДИТЕЛЬНЕЕ
И НЕ ТАК ОБИДЕН, КАК НОТАЦИЯ

Батут

Приведу пример. Когда я оканчивала школу, то жила неподалеку от специальной школы, где готовили развед­чиков. Мы с подругами через дырку в заборе ходили к тем юношам играть в мяч. Авторитет этой профессии был тогда чрезвычайно высок. Поэтому после окончания школы я по­шла туда и сказала, что тоже хочу! Комиссия не возражала. Они не стали ничего выяснять про моих родственников. Весьма дружелюбно мне разъяснили, что теперь у меня бу­дет другое имя — Мария Степановна Попова, и предложили мне повторить его триста раз. Я самодовольно заметила, что у меня хорошая память, но дисциплинированно по­вторила. После этого мне сказали, что теперь я могу под­няться на третий этаж и приступить к экзаменам под этим




 

именем. Поднявшись наверх, я успела сделать несколько шагов и провалилась в люк. Пролетев до первого этажа, я упала на батут. Меня подхватили под руки и спросили: «Как вас зовут?» Я сказала: «Рада Михайловна Гранов­ская». «Благодарим вас за участие — для вас экзамены за­кончены». Это было очевидно и совсем не обидно. Такая история помогает понять, как можно довести до сознания человека сущность ситуации и не обидеть его. Люди лег­че переносят противодействие, чем противоречие. В этом плане значительно эффективнее демонстрация студенту, провалившему экзамен, его неверных письменных ответов. Ведь это факты, против которых не поспоришь!

СКРОМНЫЙ ПОСТУПОК УБЕДИТЕЛЬНЕЕ
ПРОСТРАННОЙ РЕЧИ

Улыбайся!

Однажды знаменитый Дейл Карнеги, создатель школы руководителей и менеджеров предложил своим слушателям такое задание: каждому найти на службе человека, который относится к нему хуже всего, и постараться 2-3 раза в день ему улыбнуться. Один из его слушателей вспоминал, что сначала отнесся к этому заданию с большим скепсисом. Однако, несмотря на недоверие, однажды утром решил попробовать.

В момент принятия этого решения он брился. Посмо­трев в зеркало, он увидел хмурую и недовольную физио­номию. «Чем черт не шутит — попробую!» За завтраком он улыбнулся жене. К моменту начала эксперимента он прожил с женой 16 лет. Жена удивленно посмотрела на мужа и спросила, здоров ли он. Муж ответил, что решил каждый день начинать с улыбки. Жена посоветовала все- таки измерить температуру. Месяц спустя супруги поняли, что эти 30 дней были самыми приятными за последние годы совместной жизни. Тогда он решился распространить эксперимент на службу. Через некоторое время один из его 18



 

подчиненных сказал: «Шеф, я не знаю, что с вами произо­шло, но в вашем лице появилось что-то человеческое!»

СИСТЕМА ПОСТУПКОВ
ИЗМЕНЯЕТ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ

Как Амундсен готовил себя к покорению полюса

Еще подростком Руальд Амундсен поставил перед со­бой цель - достичь Северного полюса. Здраво оценив свои возможности, он понял, что в 15 лет у него слабое здоровье и полное отсутствие знаний, необходимых для достижения этой необыкновенно трудной цели. Тогда для ее достижения он полностью перестраивает свою жизнь, подчиняя все действия движению в нужном направлении. Он занимается спортом, играет в футбол, хотя и не любит эту игру. В лютые морозы он спит с открытыми окнами, приучая себя терпеть низкие температуры. Как только по­зволил возраст, он отправляется в море и проходит все сту­пени науки — матрос, штурман, капитан. Затем он изучает способы магнитных наблюдений под руководством лучших профессоров Европы. Совокупность таких поступков по­зволила ему полностью изменить себя и впоследствии до­стичь вожделенной цели.

ФАКТЫ НАДО УЧИТЫВАТЬ,
А НЕ ОБСУЖДАТЬ, ХОРОШИ ЛИ ОНИ

Правило Тодора

Однажды, когда я была в Болгарии, на одном малень­ком островке мне посчастливилось познакомиться с очень интересным человеком — рыбаком и членом школьного совета Тодором. Это было вскоре после того, как многие граждане Болгарии турецкого происхождения покинули страну с тем, чтобы избавиться от давления и не прини­мать болгарской фамилии. В тот год моей «выходной ари­ей» был вопрос об отношении болгар к этому событию.




 

Именно этот вопрос я и задала Тодору. Он очень рассер­дился и сказал: «Я рыбак». Я повторила свой вопрос в дру­гой формулировке, и тогда он сказал: «Терпеть не могу эту манеру интеллигентов. Вместо того чтобы действовать, вы все время рассуждаете: хорошо это или плохо? То ли дело мы — рыбаки! Когда мы видим, что надвигается шторм, мы идем и закрепляем лодки! Что толку обсуждать, хорошо ли, что идет дождь? Если он идет, то с ФАКТОМ НАДО СЧИ­ТАТЬСЯ!» Тогда я и сформулировала правило Тодора.

ВНУТРЕННЕЕ ДЕЙСТВИЕ ТОЖЕ ЭФФЕКТИВНО

Красавицу лучше реально нести на руках, челл мысленно

В качестве примера напомню буддийскую притчу. Два монаха шли по Индии. Один из них был старик, другой — молодой человек. Несколько дней они посвятили глубокой медитации и решили еще некоторое время провести в пол­ном молчании и, безусловно, без всяких соблазнов, в том числе без общения с женщинами. Подойдя к реке, они го­товились переправиться вплавь. Вдруг из кустов появилась прекрасная молодая женщина. «О благородные монахи! — сказала она им. — Мне очень нужно переправиться на ту сторону, а плавать я не умею! Что мне делать?» Старик сказал: «Нет ничего проще. Прыгай ко мне на руки, и я вместе с тобой переплыву на ту сторону». Молодой монах посмотрел на старого с гневом и возмущением. Тем не ме­нее женщина согласилась, старик с видимым удовольстви­ем обнял ее и поплыл на другую сторону. Молодой монах плыл за ними. Добравшись до берега, старший отпустил женщину, и она удалилась, поблагодарив его за помощь. Монахи молча двинулись дальше. Они шли уже несколько часов, когда младший, который всю дорогу негодовал, дулся и «шипел» на старика, взорвался: «Как ты мог! — закричал он. — Ведь мы договорились молчать, а ты!» «Да, — сказал старший, — я переправил ее через реку и отпустил; на это ушло 15 минут. А ты, если судить по твоему поведению на 20



 




double arrow
Сейчас читают про: